Средняя цена единого закупщика электроэнергии в лице расчетно-финансового центра (РФЦ) в январе-феврале этого года выросла по сравнению с прошлым полугодием на 1,9 тенге на кВт*ч. Об этом в комментарии в кулуарах коллегии минэнерго в Астане рассказала глава РФЦ Гульжан Налибаева, передает inbusiness.kz.
"Если сравнить с периодом июль-декабрь, где средняя цена единого закупщика была порядка 13,5 тенге (на кВт*ч. – Прим.), с января в связи с, так скажем, объективными моментами, причинами – это рост предельных тарифов энергопроизводящих организаций, это индексация тарифов для объектов, использующих возобновляемые источники энергии, с января, да, действительно, цена единого закупщика немного выросла. По итогам января составляет 15,4 тенге (на кВт*ч. – Прим.), февраль – предварительная цена пока без дисбалансов также 15,4 тенге", – уточнила она в беседе.
Напомним, конечный средневзвешенный тариф на электроэнергию складывается из средней цены единого закупщика, формирующейся по итогам закупа у казахстанских электростанций и при необходимости российского импорта, по которой РФЦ продает электрическую энергию энергоснабжающим организациям (ЭСО), а также из расходов на мощность, балансировку, использование электросетей KEGOC, РЭК и надбавки за сбыт. При этом розничные расценки для населения в большинстве регионов Казахстана дифференцированы – они значительно ниже, чем тарифные ставки у бизнеса и бюджетных организаций.
Как известно, самое недавнее повышение тарифов отдельных электростанций было утверждено минэнерго с января – в среднем на 2 тенге на кВт*ч. Кроме того, в прошлом году серьезно выросла в объеме генерация ВИЭ, в том числе за счет ввода новых объектов, которая приоритетно закупается РФЦ и чьи расценки на "зеленую" электроэнергию в основном остаются несколько выше отпускных тарифов с шин традиционных станций.
В разговоре Налибаева пояснила, почему казахстанский единый закупщик платит больше за российскую мощность при импорте электричества из России, нежели потребители в РФ.
"Действительно, порядка 950-960 тыс. рублей стоит на ДПМ (российский рынок мощности. – Прим.), то есть на рынке мощности, но добавляется еще составляющая ФСК (Федеральная сетевая компания, транспортирующая по сети российскую электроэнергию до границы Казахстана. – Прим.) – она тоже измеряется в мегаватт-месяцах, то есть рубли в мегаватт-месяц – это порядка еще 280-300 тыс. рублей. Поэтому порядка 1,3 млн рублей (примерно 6,5 млн тенге. – Прим.) за мегаватт в месяц выходит цена на мощность. То есть одно дело купили на российском оптовом рынке эту мощность, к нему еще добавляется составляющая ФСК… Так как мы импортируем в часы дефицита электроэнергии, мы, как импортеры, за услугу по диспетчеризации KEGOC платим по их тарифу, если не ошибаюсь, порядка 0,34 тенге за кВт*ч", – разъяснила руководитель РФЦ.
Она также отметила, комментируя вопросы корреспондента inbusiness.kz, что из промышленных групп в работе единого закупщика с момента его запуска в прошлогоднем июле полностью принимает участие корпорация "Казахмыс", владеющая Топарской ГРЭС, ТЭЦ в Жезказгане и Балхаше.
По словам Налибаевой, в рынке единого закупщика из горно-металлургических групп не участвуют только Евразийская группа (Eurasian Resources Group, ERG) и "Казцинк". При этом цинковый холдинг продает РФЦ электроэнергию, которая остается невостребованной у его предприятий. Напомним, "Казцинк" управляет Бухтарминской ГЭС на условиях концессии, которую планируется продлить. Что касается новоявленного Qarmet, бывшего "АрселорМиттал Темиртау", то этот комбинат закупает у единого закупщика электричество только при нехватке собственной генерации.
Читайте по теме:
Единый закупщик электроэнергии: минэнерго согласовало прогнозную цену на 2024 год