Основной аргумент, которым в 2016 году оправдывалась необходимость Falcon Eurobus, – это, конечно же, забота об экологии. Экс-аким Алматы Бауыржан Байбек определил строительство автосборочного завода как приоритетное. В рамках господдержки акиматом был выделен земельный участок в черте города, подведены сети водоснабжения и электролиний на сумму 2 млрд тенге. Сообщалось, что частные инвестиции в проект составят более 24 млрд тенге, завод будет оснащен современнейшим оборудованием, создаст около 1300 рабочих мест и будет выпускать 100 электробусов в год.
Такими были планы в 2016 году, а что получилось?
Inbusiness.kz проверил три факта о заводе по производству электробусов третьего поколения.
Ожидание и реальность
В сентябре 2018 года новый завод посетил Первый Президент Нурсултан Назарбаев. По информации, которую разместил по результатам поездки сайт akorda.kz, осуществление проекта потребовало инвестиций в размере 15 млрд тенге.
То есть объем потраченных денег в итоге оказался на 9 млрд тенге меньше, чем планировалось.
Приблизительно в это же время немецкий транспортный портал busplaner.de сообщил своим читателям, что:
"Город Алматы, крупнейший город в Казахстане, планирует в короткие сроки заменить все автобусы электромобилями. В этом году (2018 г. – Прим.) планируется поставить первые 100 электрических автобусов новой серии 3.0 и увеличить количество единиц в последующие годы до 500 автобусов в год. Первые десять электрических автобусов уже были сданы на открытии".
Однако до конца 2018 года завод выпустил только эти "первые 10 электробусов". О дополнительной сотне нигде ничего не сообщалось. Представитель завода комментировать ситуацию отказался, сославшись на командировку и сильную занятость.
Между тем эти десять электроавтобусов должны были выйти на городской маршрут № 206 в начале мая 2019 года, но по неизвестным причинам дату перенесли на шестое июля.
Согласно постановлению алматинского маслихата, новый маршрут № 206 пройдет по улице Толе би от Восточной объездной дороги до улицы Яссауи. Для обслуживания этого маршрута создан автопарк, где одновременно можно заряжать до 250 единиц техники. Первыми пассажирами тестового автобуса стали экс-аким Бауыржан Байбек и аким Алматы Бакытжан Сагинтаев.
"Позже на маршруте будет 10 таких автобусов", – написал Бауыржан Байбек на своей странице в Instagram.
Но реализация этих планов, по крайней мере, опять затягивается. В Управлении городской мобильности акимата Алматы объяснили отсутствие экологически чистого маршрута на улицах города тем, что на электробусы устанавливается система "Онай".
Малое предприятие
Еще больше вопросов вызывает количество сотрудников завода. Планировалось, что будет создано около 1300 рабочих мест, но по факту завод считается малым предприятием.
На сайте для проверки контрагентов Учет.kz сообщается, что ТОО Falcon Eurobus – малое предприятие (до пяти человек) по производству автомобилей и других моторных транспортных средств.
По тому же адресу (г. Алматы, Ауэзовский район, улица Толе би, 319) находится еще одна компания – ТОО Falconautopark. Фирма создана несколько месяцев назад, классифицируется как "среднее предприятие" (от 101 до 150 человек) и предоставляет услуги по перевозкам.
Обе компании платят налоги. Налоговые отчисления новой компании Falconautopark в 2019 году составили 94,1 тысячи тенге.
Менее пяти сотрудников завода Falcon Eurobus за четыре года (с 09.08.2016 г.) в общей сложности пополнили городской бюджет на 22,2 млн тенге. Больше всего налогов компания выплатила в 2019 году – за неполный год сумма налоговых отчислений составила 10,3 млн тенге. Для сравнения: в 2018 г. Falcon Eurobus отдал в казну 7,3 млн тенге, в 2017 г. – 3,8 млн.
(Сведения о налоговых выплатах получены из открытых данных Комитета государственных доходов.)
В июле этого года между Falcon Eurobus и инвесторами из Австрии и Германии был подписан меморандум по строительству еще одного завода по выпуску аккумуляторных батарей для электробусов.
Госзакупки на миллионы
На чем сейчас зарабатывает Falcon Eurobus, не совсем понятно. 10 электробусов город у завода не покупает. Как сообщили в акимате, никаких госзакупок не было, так как эти автобусы "частные инвестиции в город".
Более того, один из автобусов Falcon Eurobus, с 2017 года курсирующий по туристическим маршрутам, больше не курсирует. Невыгодный городу контракт по аренде 18-метрового электробуса, возившего туристов за 1,5 тысячи тенге через туристические и сакральные места Алматы, в июле этого года был расторгнут.
Если внимательно изучить историю контрактов между городом и компанией Falcon Eurobus на официальном сайте госзакупок и ознакомиться с текстом договоров, то несложно заметить, что каждый год повторялась одна и та же ситуация.
Город заключал договор на услуги с компанией, занимающейся производством. Изначально контракт подписывался на весьма значительную сумму, но потом допсоглашения эту сумму уменьшали. К примеру, 9 ноября 2017 года был заключен договор "из одного источника по несостоявшимся закупкам" на организацию экскурсий на туристском электроавтобусе с водителем по городу Алматы.
Общая сумма договора составляла 6 млн тенге. 30 ноября допсоглашение внесло изменение в договор, и 6 млн сократились до 2,3 млн тенге. 22 декабря было подписано еще одно допсоглашение, и сумма уменьшилась до 1,6 млн.
В казну города вернулось 4,35 млн тенге.
В июне 2018 года договор на организацию экскурсий (опять из одного источника по несостоявшимся торгам) был заключен на сумму 41,44 млн тенге. Первое допсоглашение, подписанное 12 ноября 2018-го, поменяло эту сумму на 19,44 млн. 25 декабря на портале госзакупок еще одно допсоглашение внесло изменение, уменьшив сумму договора до 17,658 млн. Город получил обратно 23,78 млн тенге.
В 2019 году договор изначально был заключен на 20 млн тенге. После его расторжения в бюджет Алматы вернулось более 11 млн тенге…
Катерина Клеменкова