/img/tv1.svg
RU KZ
Hang Seng 23 139,49 KASE 2 175,54
DOW J 22 332,03 FTSE 100 5 563,74
РТС 958,54 Золото 1 639,70
Электробусы Made in Almaty: как работает завод Falcon Eurobus

Электробусы Made in Almaty: как работает завод Falcon Eurobus

Количество неясных моментов вокруг автосборочного завода по производству электробусов третьего поколения увеличивается пропорционально налогам, уплаченным Falcon Eurobus в бюджет города.

09 Август 2019 08:00 13697

Электробусы Made in Almaty: как работает завод Falcon Eurobus

Автор:

Катерина Клеменкова

Фото: informburo.kz

Основной аргумент, которым в 2016 году оправдывалась необходимость Falcon Eurobus, – это, конечно же, забота об экологии. Экс-аким Алматы Бауыржан Байбек определил строительство автосборочного завода как приоритетное. В рамках господдержки акиматом был выделен земельный участок в черте города, подведены сети водоснабжения и электролиний на сумму 2 млрд тенге. Сообщалось, что частные инвестиции в проект составят более 24 млрд тенге, завод будет оснащен современнейшим оборудованием, создаст около 1300 рабочих мест и будет выпускать 100 электробусов в год.

Такими были планы в 2016 году, а что получилось?

Inbusiness.kz проверил три факта о заводе по производству электробусов третьего поколения.

Ожидание и реальность

В сентябре 2018 года новый завод посетил Первый Президент Нурсултан Назарбаев. По информации, которую разместил по результатам поездки сайт akorda.kz, осуществление проекта потребовало инвестиций в размере 15 млрд тенге.

То есть объем потраченных денег в итоге оказался на 9 млрд тенге меньше, чем планировалось.

Приблизительно в это же время немецкий транспортный портал busplaner.de сообщил своим читателям, что:

«Город Алматы, крупнейший город в Казахстане, планирует в короткие сроки заменить все автобусы электромобилями. В этом году (2018 г. – Прим.) планируется поставить первые 100 электрических автобусов новой серии 3.0 и увеличить количество единиц в последующие годы до 500 автобусов в год. Первые десять электрических автобусов уже были сданы на открытии».

Однако до конца 2018 года завод выпустил только эти «первые 10 электробусов». О дополнительной сотне нигде ничего не сообщалось. Представитель завода комментировать ситуацию отказался, сославшись на командировку и сильную занятость.

Между тем эти десять электроавтобусов должны были выйти на городской маршрут № 206 в начале мая 2019 года, но по неизвестным причинам дату перенесли на шестое июля.

Согласно постановлению алматинского маслихата, новый маршрут № 206 пройдет по улице Толе би от Восточной объездной дороги до улицы Яссауи. Для обслуживания этого маршрута создан автопарк, где одновременно можно заряжать до 250 единиц техники. Первыми пассажирами тестового автобуса стали экс-аким Бауыржан Байбек и аким Алматы Бакытжан Сагинтаев.

«Позже на маршруте будет 10 таких автобусов», – написал Бауыржан Байбек на своей странице в Instagram.

Но реализация этих планов, по крайней мере, опять затягивается. В Управлении городской мобильности акимата Алматы объяснили отсутствие экологически чистого маршрута на улицах города тем, что на электробусы устанавливается система «Онай».

Малое предприятие

Еще больше вопросов вызывает количество сотрудников завода. Планировалось, что будет создано около 1300 рабочих мест, но по факту завод считается малым предприятием.

На сайте для проверки контрагентов Учет.kz сообщается, что ТОО Falcon Eurobus – малое предприятие (до пяти человек) по производству автомобилей и других моторных транспортных средств.

По тому же адресу (г. Алматы, Ауэзовский район, улица Толе би, 319) находится еще одна компания – ТОО Falconautopark. Фирма создана несколько месяцев назад, классифицируется как «среднее предприятие» (от 101 до 150 человек) и предоставляет услуги по перевозкам.

Обе компании платят налоги. Налоговые отчисления новой компании Falconautopark в 2019 году составили 94,1 тысячи тенге.

Менее пяти сотрудников завода Falcon Eurobus за четыре года (с 09.08.2016 г.) в общей сложности пополнили городской бюджет на 22,2 млн тенге. Больше всего налогов компания выплатила в 2019 году – за неполный год сумма налоговых отчислений составила 10,3 млн тенге. Для сравнения: в 2018 г. Falcon Eurobus отдал в казну 7,3 млн тенге, в 2017 г. – 3,8 млн.

(Сведения о налоговых выплатах получены из открытых данных Комитета государственных доходов.)

В июле этого года между Falcon Eurobus и инвесторами из Австрии и Германии был подписан меморандум по строительству еще одного завода по выпуску аккумуляторных батарей для электробусов.

Госзакупки на миллионы

На чем сейчас зарабатывает Falcon Eurobus, не совсем понятно. 10 электробусов город у завода не покупает. Как сообщили в акимате, никаких госзакупок не было, так как эти автобусы «частные инвестиции в город».

Более того, один из автобусов Falcon Eurobus, с 2017 года курсирующий по туристическим маршрутам, больше не курсирует. Невыгодный городу контракт по аренде 18-метрового электробуса, возившего туристов за 1,5 тысячи тенге через туристические и сакральные места Алматы, в июле этого года был расторгнут.

Если внимательно изучить историю контрактов между городом и компанией Falcon Eurobus на официальном сайте госзакупок и ознакомиться с текстом договоров, то несложно заметить, что каждый год повторялась одна и та же ситуация.

Город заключал договор на услуги с компанией, занимающейся производством. Изначально контракт подписывался на весьма значительную сумму, но потом допсоглашения эту сумму уменьшали. К примеру, 9 ноября 2017 года был заключен договор «из одного источника по несостоявшимся закупкам» на организацию экскурсий на туристском электроавтобусе с водителем по городу Алматы.

Общая сумма договора составляла 6 млн тенге. 30 ноября допсоглашение внесло изменение в договор, и 6 млн сократились до 2,3 млн тенге. 22 декабря было подписано еще одно допсоглашение, и сумма уменьшилась до 1,6 млн.

В казну города вернулось 4,35 млн тенге.

В июне 2018 года договор на организацию экскурсий (опять из одного источника по несостоявшимся торгам) был заключен на сумму 41,44 млн тенге. Первое допсоглашение, подписанное 12 ноября 2018-го, поменяло эту сумму на 19,44 млн. 25 декабря на портале госзакупок еще одно допсоглашение внесло изменение, уменьшив сумму договора до 17,658 млн. Город получил обратно 23,78 млн тенге.

В 2019 году договор изначально был заключен на 20 млн тенге. После его расторжения в бюджет Алматы вернулось более 11 млн тенге…

Катерина Клеменкова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

ТОО «Премиум Ойл Транс» названо самой успешной транспортной компанией Казахстана

Об этом объявлено в Алматы на совместной конференции Ассоциации национальных экспедиторов и Казахстанской ассоциации перевозчиков и операторов вагонов.

10 Март 2020 12:33 1138

ТОО «Премиум Ойл Транс» названо самой успешной транспортной компанией Казахстана

В профильных ассоциациях подводили итоги 2019 года. Решением комиссии АНЭК ТОО «Премиум Ойл Транс» стало победителем в конкурсе «Успешная компания» в номинации «Транспортные услуги». Свидетельство и специальную награду вручил председатель наблюдательного совета АНЭК и КазАПО Илья Сегал.  

Генеральный директор компании Руслан Утеев отметил, что «Премиум Ойл Транс» в последние годы развивается динамично, растет как в операционном плане, так и ресурсном.

«Наша главная задача – обеспечение бесперебойной работы трех нефтеперерабатывающих заводов Казахстана. И за все время работы «Премиум Ойл Транс» не допустил ни одного срыва погрузки», – подчеркнул он. По итогам 2019 года компания перевезла более 14,2 млн тонн нефтепродуктов. 

В торжественной обстановке были вручены также знаки отличия, награды и благодарственные письма МИИР РК, НПП РК «Атамекен», СТК KAZLOGISTICS, АО «НК «КТЖ», АНЭК и КазАПО наиболее отличившимся руководителям и специалистам компаний.

За плодотворную и эффективную работу, добросовестное исполнение трудовых обязанностей, большой личный вклад в развитие транспортной отрасли Казахстана награжден Ергали Карабеков – генеральный директор ТОО Petroleum.   

Благодарственное письмо КТЖ за значительный вклад в организацию перевозок грузов железнодорожным транспортом вручено Руслану Утееву – генеральному директору ТОО «Премиум Ойл Транс».  

Памятной медали АНЭК «За особые заслуги в экспедиторском бизнесе» удостоена Дания Нуриддинова – управляющий директор по операционной деятельности ТОО «Премиум Ойл Транс». А памятный знак КазАПО «За заслуги в развитии транспортного бизнеса» вручили Гульнар Батаевой – управляющему директору по финансам ТОО «Премиум Ойл Транс».

Почетными грамотами КазАПО за участие в работе ассоциации по совершенствованию законодательства, регулирующего деятельность операторских компаний, отмечены Данияр Сейтенов – начальник юридического отдела и Саят Сабитов – начальник отдела эксплуатации вагонного парка ТОО Petroleum.

Свидетельства «Отличный специалист экспедиторской компании» получили:

  • Азамат Садырбаев – заместитель начальника управления по перевозочным процессам ТОО «Премиум Ойл Транс».
  • Артур Борибаев – главный специалист управления по перевозочным процессам ТОО «Премиум Ойл Транс».
  • Мансур Кошелеков – ведущий специалист управления по перевозочным процессам ТОО «Премиум Ойл Транс».

Благодарственные письма АНЭК вручены руководителям подразделений ТОО «Премиум Ойл Транс» Мурату Капасу, Асету Чиндалиеву, Марату Аукенову, Айжан Утешевой, Асылбеку Коспанову, Олжасу Арыкбаеву.

Цель ежегодной конференции АНЭК и КазАПО – определить пути взаимодействия и планы на текущий год на основе диалога бизнеса и государственных органов.

Участники конференции отметили конструктивную работу отраслевых ассоциаций (союзов) по решению проблемных вопросов бизнеса, разработке законов и нормативно-правовых актов с государственными органами и депутатами парламента.

Вместе с тем все еще актуальной остается необходимость решения концептуальных проблем сохранения условий для добросовестной конкуренции на рынке железнодорожных транспортных услуг, защиты национальных интересов.

Важной задачей остается создание нормативно-технических условий ускоренной модернизации магистральной железнодорожной сети по удовлетворению спроса на увеличение скорости транзитных перевозок. Необходимо также создать условия для наращивания отечественного парка подвижного состава для трансграничных перевозок железнодорожным транспортом.

Один уйдет, другой останется

В Усть-Каменогорске завершился судебный процесс по расторжению договоров между двумя компаниями-автоперевозчиками и местными исполнительными властями.

04 Март 2020 13:36 2633

Один уйдет, другой останется

Судебная коллегия по гражданским делам Восточно-Казахстанского областного суда поставила точку в громком деле, которое было связано с инициативой ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Усть-Каменогорска» расторгнуть договоры с автоперевозчиками – ТОО «Автотранспортный цех «БЭСТ» и ТОО Vosca, которые летом прошлого года объявили об отмене льгот для пенсионеров в возрасте 70 лет и старше и школьников от семи до 15 лет. И если в итоге одна компания-автоперевозчик достигла договоренностей со структурой акимата Усть-Каменогорска и продолжит выполнять свои функции по перевозке пассажиров и багажа, то вторая освободит свою нишу для другой компании, название которой она не разглашает.

Два разных исхода

На последнее и третье по счету заседание апелляционной инстанции 2 марта пришли представители двух компаний-автоперевозчиков, Центра пассажирских перевозок, ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Усть-Каменогорска», Ассоциации автоперевозчиков ВКО, Региональной палаты предпринимателей, корреспондент inbusiness.kz. Председательствующий судья Дамир Абдугалиев заявил, что перед началом судебного заседания поступило заявление от директора ТОО «Автотранспортный цех «БЭСТ» Елены Рядинских, согласно которому она просит оставить без рассмотрения свою апелляционную жалобу, поданную на решение СМЭС по ВКО от 25 ноября 2019 года. Оно было не в пользу автоперевозчиков: согласно этому судебному акту, договоры с ними расторгались по инициативе ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Усть-Каменогорска». Сама Елена Рядинских на судебное заседание не явилась, но представитель ТОО «АТЦ «БЭСТ» Денис Жабин подтвердил ее заявление и намерение оставить апелляционную  жалобу без рассмотрения.

Представитель ТОО Vosca Алексей Бахчев на судебном заседании предложил ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Усть-Каменогорска» урегулировать спор путем заключения мирового либо медиативного соглашения.

«Согласно ему мы обязуемся предоставлять льготы и весь объем транспортного обеспечения. В связи с чем предлагаем прекратить спор, сохранить перевозки в интересах горожан и гостей Усть-Каменогорска», – выступил он.

Дамир Абдугалиев заметил, что судом апелляционной инстанции сторонам предоставлялась возможность урегулировать спор путем заключения соглашения, поэтому и откладывались заседания. И времени у них было более чем достаточно. Как выяснилось, представитель ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Усть-Каменогорска» на судебное заседание тоже пришел с текстом заранее составленного мирового соглашения и выразил готовность его подписать с ТОО Vosca. Представители этой структуры дополнили, что с ТОО «АТЦ «БЭСТ» данный вопрос по мировому соглашению не был урегулирован.

После всех процедур Дамир Абдугалиев огласил резолютивную часть постановления. Судебная коллегия по гражданским делам Восточно-Казахстанского областного суда определила апелляционную жалобу ТОО «Автотранспортный цех «БЭСТ» возвратить без рассмотрения. По его словам, определение вступает в законную силу со дня оглашения. Оспариванию в кассационном порядке не подлежит. Было зачитано и второе определение, которое касалось ТОО Voska.

«Судебная коллегия по гражданским делам областного суда определила решение СМЭС ВКО от 25 ноября 2019 года изменить. В части удовлетворения исковых требований к ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Усть-Каменогорска» к ТОО Vosca о расторжении договоров решение отменить. Утвердить между сторонами мировое соглашение на следующих условиях: истец отказывается от исковых требований, а ответчик – ТОО Voska принимает на себя обязательства продолжить перевозки пассажиров и багажа с предоставлением льгот в соответствии с действующим законодательством», – зачитал председательствующий судья.

Производство по делу по иску ГУ «Отдел ЖКХ к ТОО Vosca о расторжении договоров было прекращено, это определение также вступило в законную силу со дня оглашения и обжалованию в кассационном порядке не подлежит. Суд согласился с условиями мирового соглашения, придя к выводу, что оно не нарушает чьих-либо прав, не затрагивает интересов других лиц, заключено в рамках предмета и основания иска, согласно которым истец отказался от исковых требований.

В свою очередь ТОО Vosca продолжает исполнять свои договоренности, договорные обязательства в том же объеме, в котором они были. То есть перевозить детей от семи до 15 лет, пенсионеров в льготном режиме, выполнять регулярность движения в размере того процентного содержания, которое предусмотрено в договоре.

Взять и перекроить

Почему же руководство другой компании, ТОО «АТЦ «БЭСТ», приняло решение о том, чтобы отозвать свою апелляционную жалобу, ведь решение первой инстанции было явно не в их пользу? Представитель Денис Жабин не смог прокомментировать эту ситуацию, заявив, что ему дали такое поручение, а причин он не знает. Сама Елена Рядинских по телефону сообщила корреспонденту inbusiness.kz, что по состоянию здоровья больше не сможет заниматься пассажирскими автоперевозками, а место ее компании займет другая. Название новой фирмы она назвать отказалась. Также Елена Рядинских сообщила, что ТОО «АТЦ «БЭСТ» будет сдавать свои автобусы в аренду.

Рынок регулярных пассажирских общественных автоперевозок Усть-Каменогорска давно оказался в прицеле внимания местных исполнительных властей, которые пытаются его перекроить: модернизировать систему общественного автотранспорта, внедрить электронное билетирование. По данным Ассоциации автоперевозчиков ВКО, ежегодно на городских автобусах фиксируется более 40 млн поездок. Приблизительно 3,6 млн поездок совершают такие категории льготных пассажиров, как пенсионеры в возрасте от 70 лет и старше (40% от этой категории льготников), дети от семи до 15 лет (60%). Первые платят 50 тенге за билет, вторые, юные пассажиры – 45 тенге. Стоимость полной поездки в автобусах Усть-Каменогорска – 90 тенге. По самым общим и скромным подсчетам, в этой сфере ежегодно от продажи билетов автоперевозчики собирают более 3,4 млрд тенге.

Ольга Ушакова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: