Электромобиль заряжен на старт

Жанболат Мамышев Жанболат Мамышев
30765

Сборка китайских электромобилей JAC в Костанае может стартовать уже в конце 2017 года.

Электромобиль заряжен на старт

Производство нескольких моделей электромобиля JAC (КНР) в Костанае запланировано на четвертый квартал 2017 года. До непосредственного запуска линии и определения возможного объема производства необходимо решить вопрос с созданием условий для массового пользования электромобилями в Казахстане, а также окончательно договориться по продуктовой линейке и другим деталям с китайской стороной. Об этом abctv.kz сообщил председатель совета директоров (СД) Allur Group Андрей Лаврентьев.

"В этом году мы пока ставим на четвертый квартал, но я не могу вам сказать цифры, потому что главное, в этом году закончить процесс сертификации производства, моделей и сертифицировать сами стандарты по инфраструктуре, то есть по самим зарядным станциям, где они должны стоять и так далее. Это большой процесс, - рассказал он. - Потому что без инфраструктуры ничего не будет. То есть вначале, чтобы мы впереди паровоза не бежали, инфраструктура, а потом уже конкретные виды моделей и так далее. Только так! Если не будет ни сервиса, ни инфраструктуры, эти автомобили невозможно будет эксплуатировать в полной мере, почувствовать кайф от того, что ты обладаешь электромобилем".

В мае 2015 года ТОО "СарыаркаАвтоПром", входящее в Allur Group, начало осуществлять крупноузловую сборку китайских автомобилей Geely. А месяцем ранее, в апреле 2015 года, "СарыаркаАвтоПром" получило разрешение на производство автомобилей JAC. С тест-драйвом abctv.kz одной из таких моделей можно ознакомиться в ранее вышедшем материале.   

Ранее решение по возможности производства электромобилей JAC предполагалось принять после тестирования машин в зимних условиях различных регионов Казахстана. С тест-драйвом abctv.kz электромобиля JAC можно ознакомиться в данном материале.

В октябре 2016 года Allur Group подписала с акиматом Алматы меморандум, который предполагает размещение в городе 40 электрозаправочных станций. 

По мнению г-на Лаврентьева, имеется неограниченный потенциальный рынок сбыта электромобилей в Казахстане и за его пределами. Он объяснил, почему выбор партнера по электромобилям пал именно на Китай: страна является одним из мировых лидеров по производству электромобилей.

"Это уже очевидно, потому что это одна из немногих стран, где именно государство полноценно вложило в развитие новых технологий. Не частный инвестор, а государство делает полный протекционизм и развивает новые технологии. Китай сейчас идет опережающими темпами. В 2016 году там по разным аналитическим оценкам сделали и реализовали 0,5 млн электромобилей. На 2017 год у них план 1,5 млн, а уже к 2020 году они хотят выпускать 5 млн электрических автомобилей. Китая – страна, которая в этом отношении показывает очевидный прогресс. Поэтому глава государства назвал те бренды, с которыми мы уже сотрудничаем и которые имеют этот потенциал и готовы разговаривать по поводу передачи технологий, экспортных рынков, совместного какого-то производства, локализации компонентов, развития лития и так далее", – сказал Андрей Лаврентьев.

При этом с производством автомобилей на традиционном топливе все более определенно.

"По бензиновым все идет как идет. Эти машины востребованы, нужны населению. Я не вижу там никаких проблем, потому что это уже готовый текущий процесс с определенной долей локализации, и мы выполняем все требования. В этом году общий солидарный объем у всех производителей в Казахстане – около 20 тыс. автомобилей. В плане локализации еще несколько моделей у нас выходят в этом году на 30% локализации", – отметил глава СД AllurGroup.

Ранее вице-министр по инвестициям и развитию РК Альберт Рау сообщил abctv.kz, что локализация при производстве электромобилей в Казахстане может составить порядка 50%.

"Казахстанцы все равно приобретают электромобили. Мы это видим: несколько сотен за прошлый год по Казахстану. И это будет быстрее развиваться, чем мы думаем. Это как "айфон": вчера еще никто его не знал, а потом посмотришь – и у всех он… Конечно, если бы двигатель мы смогли бы освоить, а у нас для этого все есть, тогда локализация была бы больше 50%. Локализация считается от стоимости, и батарея тянет от 30% от стоимости машины", – сказал он.

В настоящее время министерством по инвестициям и развитию разработана дорожная карта по развитию автомобилестроения, которая предусматривает в том числе организацию инфраструктуры и требования к наличию зарядных устройств в новых объектах.

"То, что мы по стандартам смотрели, это первый шаг, потому что нельзя такую серьезную работу начинать, сразу не установив четкие требования и к инфраструктуре, ко всем этим розеткам, зарядным устройствам и самому электромобилю как таковому. Это первый шаг", – сказал г-н Рау.

Вторым вопросом является непосредственно само производство и возможности по увеличению локализации при выпуске электромобилей в Казахстане.

"Здесь мы видим, что батареи мы навряд ли сможем освоить. Это такой быстроразвивающийся сектор, и, говорят, пока выбирали площадку для одного завода, уже модель батареи поменялась. Еще не успели даже начать строить завод, а уже батарея поменялась. А вот двигатель – очень простая вещь. Мы по нему серьезно сейчас думаем. Но надо искать деньги на строительство этих зарядных устройств, – сказал Альберт Рау. – То есть здесь две вещи. Первое, как и во всем мире, в Европе это очень активно, просто стандартом предусмотреть, что на новых объектах были установлены на такое-то количество паркингов столько-то розеток – и все".

Если с новыми объектами более понятно: после того как стандарты о наличии определенного количества зарядных устройств будут прописаны, то с существующими объектами сложнее. Владельцы действующих зданий и комплексов могут устанавливать зарядные устройства для привлечения новых клиентов – владельцев электромобилей. Число последних будет расти за счет более низких эксплуатационных расходов у электромобиля по сравнению с традиционным бензиновым автомобилем.

"У тебя гостиница, ты можешь ставить, а можешь не ставить, но наличие инфраструктуры во многом стимулирует приобретение. А так, конечно, мы считали на 1 км пробега электроэнергия все-таки в 4 раза дешевле, чем бензин. Но на сегодняшний день стоимость электромобилей одинаковых моделей примерно от 30 до 50% дороже. Да, она окупается за 3-4 года за счет разницы между ценой на бензин и электроэнергию, но не каждый же может себе это позволить", – сказал Альберт Рау.

В настоящее время Казахстан изучает опыт внедрения электромобилей и организацию их производства в зарубежных странах, в том числе в Европе и Китае.

"Поэтому Китай, с которым мы ведем обмен опытом и консультируемся, большие деньги тратит на компенсацию приобретателям. Но мы, конечно, на это пока не готовы. Китай очень много тратит на разницу в цене. Причем они нам рассказывали, что субсидии дает и центральное правительство, и местные власти. Но хотя бы для начала принять стандарты", – отметил вице-министр. 

Жанболат Мамышев

Telegram
Тренды авторынка в нашем Telegram-канале Аtameken Business Auto
Подписаться