Помесячная статистика министерства внутренних дел РК с марта 2022-го по март текущего года показывает значительный рост количества электромобилей в стране: с 631 до 1,9 тыс. При этом резкое увеличение числа зарегистрированных авто с электродвигателем отмечается с декабря прошлого года: за месяц сразу плюс 521 "зеленая" машина. Также активно росли продажи новых электрокаров с января по март текущего года, передает inbusiness.kz со ссылкой на Energyprom.
Это первый существенный сдвиг по росту количества электромобилей за последние десять лет. Данные по электротранспорту бюро национальной статистики АСПиР публикует с 2012 года. Рекордное число электрокаров ранее было зафиксировано в стране 1 января 2016 года: 785 машин.
Однако, несмотря на динамику по количеству, доля электромобилей в общем автопарке Казахстана остается очень маленькой. Если в марте прошлого года удельный вес электрокаров составлял 0,01%, то на 1 апреля 2023-го он увеличился лишь до 0,04%.
Из 1,9 тыс. "зеленых" машин 1,6 тыс. составляют легковые автомобили. Их доля превышает 84%. Грузовиков и автобусов с электродвигателями куда меньше: 8,8% и 6,9% соответственно. При этом основную часть подобного общественного транспорта, судя по статотчетам, начали закупать только в декабре прошлого года. Тогда зарегистрировали сразу 109 электробусов, а к концу марта текущего года их насчитывалось уже 134.
"Озеленение" городского общественного транспорта наблюдается в основном в Астане и Алматы, где зарегистрированы 67 и 32 электробуса соответственно. Не исключено, что с отчетностью у столичных автопарков не все идеально. Например, по информации пресс-службы акимата Астаны, в 2022 году на городские маршруты в этом мегаполисе было выпущено 115 автобусов с электродвигателем. До конца 2023-го парк электробусов Астаны увеличат до 300.
Большая часть — 1,2 тыс., или 63,9% — всех авто на батареях зарегистрированы в Алматы. Это объясняется несколькими факторами, в том числе более высокой концентрацией бизнесменов-миллионеров. Ranking.kz писал о том, что 89% всех учтенных самозанятых с зарплатой от 1 млн тг живут именно в южной столице. Стоимость легкового электромобиля значительно отличается от ценника на машину с двигателем внутреннего сгорания. Судя по прайс-листам казахстанских компаний-посредников, поставляющих электрокары на заказ из Китая и других стран, новый легковой электромобиль обойдется покупателю в сумму от 30 млн до 70 млн тенге. На вторичном рынке цены варьируются от 15,8 млн до 50 млн тенге.
Второе место с сильным численным отставанием заняла Астана. По дорогам столицы ездят всего 249 электрокаров. Возможно, эту цифру можно было бы увеличить, если бы владельцы электромобилей с дипломатическими номерами (их насчитывается 13) в отчетах указывали свой регион проживания.
В тройку лидирующих регионов также вошла Алматинская область, где, по данным на 1 апреля 2023 года, было зарегистрировано 100 экоавто. Минимальное количество "зеленых" машин числилось в Северо-Казахстанской (2), Акмолинской (4) и Улытауской (4) областях.
Одним из сдерживающих факторов в развитии "зеленого" транспорта в Казахстане депутаты парламента РК называют отставание в развитии электромобильной инфраструктуры. Далеко не в каждом областном центре страны есть общественные зарядные станции, а про спецзаправки на межрегиональных трассах и говорить нечего. Все это вкупе делает электромобили исключительно городским транспортом.
Нередко в социальных сетях и закрытых группах мессенджеров автоэксперты высказывают свои сомнения в достоверности официальной статистики по количеству электрокаров, считая, что она сильно занижена. Это мнение нельзя игнорировать, так как пробелы и несовершенства в системе сбора данных по количеству электромобилей в Казахстане действительно существуют. По словам руководителя агентства мониторинга и анализа автомобильного рынка РК Артура Мискаряна, при регистрации авто МВД не обязывает владельца указывать тип топлива. Поэтому некоторые счастливые обладатели новых электрокаров, не заполнившие эту графу, могли и не попасть в общую статистику.
Кроме того, часть электрокаров в Казахстане — гибриды, которые имеют как бензиновый, так и электродвигатель. А по автомобилям на смешанном топливе МВД ведет отдельную статистику. Она включает в себя (без разделения на категории) электрические гибриды и машины, которые ездят на бензине и газе. На 1 апреля 2023 года транспорта, который ездит на смешанном топливе, было зарегистрировано 337,8 тыс. единиц. Определить в них долю электрогибридов не представляется возможным.
Читайте по теме:
Почти на 70% выросли продажи электромобилей по всему миру
Китай почти в три раза увеличил экспорт электромобилей
В КГД объяснили, как казахстанцев освобождают от уплаты пошлин на электромобили