На первом этапе систему динамической беспроводной зарядки электромобилей предлагается построить на участке трассы М-36 протяженностью 1200 км, от Астаны до Алматы. Затем предполагается оснастить такой системой казахстанский участок Нового шелкового пути (НШП – у нас более известен как казахстанский участок международного автокоридора Западная Европа – Западный Китай) протяженностью 2787 км, стоимость строительства которого составляет примерно 3,9 млрд долларов. Такое предложение содержится в докладе Гэри Сейба, заместителя председателя совета директоров и члена исполнительного комитета "Бейкер и Макензи Интернешнл", представленном на 30-м пленарном заседании совета иностранных инвесторов при президенте РК.
Динамическая беспроводная зарядка позволяет заряжать электромобиль во время его движения. Специальные пластины (или катушки), прокладываемые под покрытием дороги, получают энергию от зарядных станций, устанавливаемых вдоль дороги. В нижней части электромобиля устанавливаются специальные принимающие пластины или катушки, которые получают электроэнергию, при этом не требуется остановка автомобиля.
Для владельцев электромобилей в Казахстане действуют налоговые, регистрационные и таможенные послабления. "При этом, – говорится в тексте доклада Гэри Сейба, – несмотря на то, что количество электромобилей в Казахстане увеличивается, общее количество электромобилей остается небольшим. Одна из причин заключается в том, что в Казахстане мало стационарных зарядных станций".
Поэтому строительство и эксплуатация такой системы в Казахстане, полагают в "Бейкер и Макензи", должны осуществляться в рамках ГЧП. С одной стороны, в реализации такого проекта, как предлагают в компании, должны участвовать министерство энергетики, комитет автомобильных дорог (министерства по инвестициям и развитию РК) и АО KEGOC, с другой – один или несколько частных инвесторов. Кроме того, к реализации проекта предлагается привлечь Назарбаев Университет и Университет Карнеги-Меллон, который занимается разработкой системы динамической беспроводной передачи энергии.
Кроме решения коммерческих и технических задач, реализация проекта, полагают в компании, потребует внесения поправок в земельное, налоговое законодательство и законодательство об электроэнергетике. Какие именно изменения, в тексте доклада не уточняется. Не уточняется также стоимость строительства такой системы на трассе Астана – Алматы или казахстанском участке НШП. Известно, что для реализации подобного проекта в Великобритании с 2015 по 2020 год выделено 500 миллионов фунтов стерлингов. Там строительством полосы для зарядки электромобилей на всех основных дорогах страны занимается государственная компания Highways England.
В Америке разработкой и экспериментами с системой беспроводной динамической зарядки занимается компания Qualcomm. Стратегическим партнером Qualcomm в этой области является Mercedes-Benz. Подобные разработки ведут также Siemens и BMW. Производители впервые протестировали такую систему в 2011 году. С 2014 года систему динамической беспроводной зарядки испытывает Toyota: систему тестируют обычные водители Toyota Prius в префектуре Аити. Система беспроводной динамической зарядки была испытана также на городских автобусах в Израиле. А в Южной Корее (г. Гуми) с 2013 года работают несколько автобусов на электрической тяге, которые заряжаются с помощью системы динамической беспроводной зарядки.
Стоит отметить, что одним из условий работы такой системы является расстояние между принимающими пластинами, установленными в автомобиле, и передающими, которые установлены в дорожном покрытии. Требуемое расстояние – 10-15 см, так что электромобиль должен иметь невысокий клиренс. Кроме того, мощность беспроводной зарядки пока ограничена и не сопоставима с проводной зарядкой, так что аккумулятор, таким образом, заряжается дольше в сравнении со стационарной зарядной станцией.
Артур Мискарян