За прошедший год, согласно данным, опубликованным отраслевым союзом "КазАвтоПром", казахстанские автолюбители приобрели 35 новых автомобилей на электротяге. При этом 25 проданных автомобилей – Tesla. Седан на электротяге от американского производителя стоит от 66 до 110 тыс. долларов в зависимости от комплектации и без учета стоимости доставки в Казахстан. Внедорожник от Tesla стоит от 86 до 116 тыс. долларов.
"Продажи электромобилей в Казахстане по-прежнему исчисляются символическими цифрами. Эта категория транспорта остается предметом роскоши, а среди покупателей моделей Tesla заметную долю занимают участники списка Forbes", - комментирует председатель правления ОЮЛ "КазАвтоПром" Олег Алферов.
Кроме электромобилей Tesla, за прошлый год в Казахстане было продано семь электромобилей JAC, два – BMW и один электромобиль корейской марки Hyundai. Тестовая партия электромобилей JAC была собрана на заводе "СарыаркаАвтоПром" в Костанае. Однако в автосалоне JAC корреспонденту abctv.kz сообщили, что электромобилей китайской марки нет в продаже, а для заказа они станут доступны во второй половине 2018 года. Примерные цены за седан JAC на электротяге – 9 000 000 тенге, кроссовер – 9 600 000 тенге. В Китае кроссовер на электротяге JAC iEV5 продается по цене от 23 тыс. долларов.
Для сравнения, годом ранее, в 2015-м, в Казахстане было продано 32 автомобиля на электротяге, в том числе один автомобиль марки KIA. Как известно, на заводе "Азия Авто" была собрана тестовая партия электромобилей KIA Soul EV, но в продажу электромобили казахстанской сборки не поступили. В салоне официального дилера KIA в Алматы корреспонденту abctv.kz сообщили, что электромобили корейской марки пока не доступны для заказа, а примерная цена и дата поступления электромобилей казахстанской сборки в продажу не известна. Из 35 реализованных в Казахстане за прошедший год электромобилей большая часть – 25 – были зарегистрированы в Алматы. В Астане – 8 и в Восточно-Казахстанской области – 2.
С сентября 2016 года по август 2017-го на территории ЕАЭС действует нулевая пошлина на импорт легковых электромобилей. Ставка утилизационного сбора и сбора за первичную регистрацию электромобилей в Казахстане составляет 50% от ставки для аналогичной техники на традиционном топливе.
"Сегодня на глобальной карте рынка электромобилей лишь полтора десятка стран. Объединяет их одно – массированные государственные субсидии, гарантированные покупателям. К примеру, в Китае государство дотирует до половины стоимости электромобиля", - говорит Олег Алферов.
Для сравнения, в качестве меры стимулирования спроса на электромобили в Норвегии отменены регистрационный сбор, транспортный налог, а также водители электромобилей могут бесплатно ездить на платных дорогах и полосах для общественного транспорта. В странах Евросоюза государство компенсирует покупателям часть стоимости электромобиля.
Саян Абаев