Последовавшее за этим создание специальной рабочей группы для всесторонней проработки этого вопроса подтвердило серьезность намерений. О том, что означает этот шаг для Казахстана и всего региона, мы беседуем с Эльманом Насировым – депутатом Милли Меджлиса Азербайджанской Республики, доктором политических наук, профессором и директором Института политических исследований Академии государственного управления при президенте Азербайджанской Республики. Его экспертиза – как действующего парламентария и как руководителя ведущего научного центра – позволяет дать глубокую оценку процессам государственного строительства.
– Господин Насиров, инициатива президента Токаева о переходе к однопалатному парламенту стала для многих неожиданностью. Как Вы, как политолог и парламентарий, оцениваете этот шаг?
– Это, безусловно, очень сильный и стратегически выверенный ход. В своем послании президент Токаев четко обозначил, что мир вступил в новую, турбулентную историческую эпоху. В таких условиях государственные институты должны быть максимально эффективными, гибкими и способными быстро реагировать на вызовы. Предложение о переходе к однопалатной системе – это не просто изменение структуры, это заявка на оптимизацию и модернизацию всей системы принятия решений.
Президент сам отметил, что сенат в свое время выполнил важнейшую историческую миссию по обеспечению стабильности. Но сегодня, когда Казахстан взял курс на строительство "Справедливого Казахстана" в рамках концепции "Сильный президент – влиятельный парламент – подотчетное правительство", требуется новая конфигурация власти. Однопалатный парламент, избираемый по партийным спискам, может стать более динамичным и политически ответственным органом, что полностью соответствует логике объявленных ранее реформ.
– Глава государства объявил о реформе за несколько лет до возможного референдума. Сразу после этого была создана широкая рабочая группа. О чем говорит такой метод подготовки?
– Это говорит о формировании нового стиля политического управления, основанного на принципах "слышащего государства". Президент Токаев сам акцентировал на этом внимание, сказав, что, "когда дело касается судьбы страны и народа, нужно следовать открытой политике". Вместо того чтобы принимать такие решения "неожиданно", как того требуют классические политтехнологии, он инициирует общенациональный диалог.
Создание рабочей группы, в которую вошли представители обеих палат парламента, партийных фракций, ученые-правоведы и члены национального курултая, – это практическое воплощение этого подхода. Это сигнал о том, что реформа будет всесторонне и глубоко проработана, с учетом мнения всех слоев общества. Такой подход не только легитимизирует будущие изменения, но и снижает потенциальные риски, обеспечивая преемственность и стабильность в переходный период.
– Президент Токаев упомянул, что ему лично "нелегко говорить" о реформе, так как он сам долгое время возглавлял сенат. Насколько важен этот личный аспект?
– Это очень важный момент, который характеризует Касым-Жомарта Токаева как государственного деятеля высочайшего уровня. Этим он демонстрирует, что для него стратегические интересы страны и необходимость ее модернизации стоят выше личной истории и корпоративной солидарности. Он показывает, что ни один государственный институт, даже тот, с которым он тесно связан, не является чем-то застывшим.
Такая позиция вызывает большое уважение. Это поступок сильного лидера, который способен на объективную оценку и готов инициировать глубокие трансформации, если видит в них пользу для будущего нации. Это также повышает доверие к самой реформе, показывая, что она продиктована не сиюминутными политическими интересами, а долгосрочным видением развития Казахстана.
– Как эта политическая реформа связана с основной темой послания – построением "цифровой страны" и внедрением искусственного интеллекта?
– Связь самая прямая. Послание называется "Казахстан в эпоху искусственного интеллекта", и это не просто красивое название, это стержень всей представленной стратегии. Президент ставит задачу тотальной цифровизации и модернизации экономики на основе ИИ. Такая масштабная технологическая трансформация невозможна без соответствующей перестройки системы государственного управления.
Более компактный, динамичный и профессиональный парламент сможет быстрее и эффективнее принимать необходимое законодательство, например, тот же Цифровой кодекс, о необходимости ускорения принятия которого говорил президент. Громоздкие бюрократические процедуры, которые упоминались в послании, являются тормозом для цифрового рывка. Парламентская реформа в этом контексте – это создание политического "двигателя", способного обеспечить законодательную поддержку форсированной технологической модернизации. Это две стороны одной медали: политические и технологические реформы идут рука об руку, усиливая друг друга.