- Арман, добрый день. Ваш проект "Energy Corp." попал в ТОП-100 стартап проектов, которые отбирали из 784 претендентов из 55 стран мира. Расскажите поподробнее о своем проекте?
- Это маленькое ТОО, которое создано специально под один проект – строительство солнечной станции в Южно-Казахстанской области. Я являюсь генеральным директором компании, и у меня есть старший партнер, человек, который имеет большой опыт в нефтяной отрасли и сейчас проявляет искренний интерес к возобновляемым источникам энергии (ВИЭ). Мы решили пока есть такая возможность - сделать что-то свое. После изучения рынка мы пришли к выводу, что солнечная станция – это то, на что нужно ставить, и что нужно экономике Казахстана и отрасли ВИЭ больше всего. Почему? Потому что маленькие ГЭС очень интересные, но там очень маленький потенциал развития, поскольку у нас очень мало рек. А реки находятся там, где горы, на востоке Казахстана. К сожалению, там уже перспективных участков для строительства своих объектов не так много. ВИЭ - единственная ниша, которая еще не занята, это, по сути, пустая ниша. Доля ВИЭ, по итогам 2015 года, составила всего 0,6% в общем объеме выработки всей электроэнергии в стране. У нас есть концепция, которую утвердил президент, где говорится, что доля ВИЭ до 2020 года должна быть 3%, до 2030 года – 10%, и к 2050 году- 50%. Поэтому мы оставили свой взгляд именно на этом проекте, проделали определенную работу.
- Не рассматривали ли вместо установки солнечной станции ветроэлектростанцию?
- По ветру там немного другая ситуация. Во-первых, оборудование очень сложное - там лопасти размером 50-60 метров, логистика очень сложная. Во-вторых, технологии там не так быстро дешевеют, как по солнечным панелям. Есть официальная информация международного агентства по ВИЭ, что стоимость солнечных панелей с 2010 года уже снизилась на 70%, чего не скажешь про ветряки.
- Когда родилась идея создать проект?
- Идея родилась весной. Я уже полгода работаю в Ассоциации возобновляемой энергетики Казахстана и решил попробовать реализовать свой проект. И вот мы с другом, у которого были похожие идеи, сели и провели брейнсторминг. Так родилась идея создать "Energy Corp.".
- Каков принцип работы солнечной станции?
- Наша солнечная станция состоит из солнечных панелей, электрического оборудования и подсоединения к сети. Это как если бы вы дома поставили на крышу солнечные панели, а потом воткнули провод в щиток. То есть происходит процесс поглощения энергии солнца, которая потом через электрические трансформаторы преобразуется в постоянный ток, который дается в сеть. Таким образом, вы фактически получаете бесплатно электроэнергию в дом.
- Насколько сложно было разрабатывать финансовую модель проекта, ведь любой бизнес-проект подразумевает собой наличие бизнес-плана, в котором бы четко были расписаны все необходимые расходы?
- Мы разработали бизнес-план и финансовую модель проекта не сами. Нам в этом помогали иностранные специалисты, с которыми мы работали раньше, когда они были топ-менеджерами в крупных западных компаниях. Они помогли нам разработать пакет всех необходимых документов. Это нам очень помогло, потому что сейчас на стадии переговоров с крупными иностранными инвесторами, а их у нас сегодня 5-7 компаний, мы просто показываем ее, говорим, кто нам в этом помогал, и у них сразу отпадает целый ряд вопросов. Потому что это их язык, и им все понятно.
- Найти 5-7 иностранных инвесторов, готовых вложиться в стартап проект, весьма непросто. Как Вам это удалось?
- Некоторых мы знали, где-то нам подсказали, скидывали ссылки. Поскольку я занимаюсь делами ассоциации, то часто встречаюсь с иностранными инвесторами. Здесь много путей. Мы даже пошли в национальное агентство по экспорту и инвестициям Kaznex Invest и были приятно удивлены, когда они нам подкинули пару потенциальных клиентов-инвесторов. Изначально я сильно сомневался, что они вообще смогут нам чем-то помочь, но, уже начав переговоры, я понял, что ошибался. Они реально связали нас с нужными людьми, потому что эту нишу видим не только мы, но и мировые монстры, которые приезжают сюда и изучают рынок. В Казахстане, к сожалению, большинство проектов по ВИЭ стоят на продаже. У всех бизнесменов, стартап-компаний есть пакет документов, включая соглашение о покупке электроэнергии нацкомпаниями, и они готовы все продать, потому что хотят как можно быстрее вернуть свои инвестиции. Они вложили определенную сумму, хотят продать, заработать и больше никогда с этим не связываться из-за неопределенности с тарифами на электроэнергию. Мы же хотим работать вдолгую, чтобы наша солнечная станция проработала на протяжении хотя бы 30 лет и досталась нашим детям.
- Эти 5-7 инвесторов, как я понимаю, уже готовы вложить свой капитал в Вашу идею. Неужели такое везение бывает и Вам сразу удалось нарваться на них?
- На самом деле мы обратились к 12 потенциальным инвесторам, но часть из них после нашего изучения показались нам несерьезным. На рынке еще много посредников. Они позиционируют себя как компания, но когда заходишь на их сайт, то понимаешь, что это консалтинговые компании, и все хотят урвать свой кусок. Мы говорили им: вы получите свой процент, но от той стороны - инвесторов, и только в случае, если вы свяжете нас. Когда разговоры доходили до дела, то многие из них попросту "сливались". В числе 5-7 инвесторов, с кем мы дошли почти до финальной стадии, есть не только инвестиционные фонды, известные европейские производители панелей, но и крупнейшие нефтяные мировые компании, которые работают в Казахстане и имеют в своем портфеле активов компании по ВИЭ по всему миру. Они знают, что рано или поздно наступит эра ВИЭ, и готовятся к этому. Процесс переговоров очень непростой. Он затягивается, потому что есть компании, с которыми мы очень далеко зашли в переговорах, потом все остановилось, а есть и те, с кем все двигалось потихоньку, и сейчас ждем их ответа. Основную озабоченность со стороны всех инвесторов, особенно иностранных, во-первых, вызывает существующий уровень тарифов, а во-вторых, что мы должны встать в список утвержденных Минэнерго компаний ВИЭ-производителей, которым гарантируется 15-летний тариф и соглашение с "дочкой" KEGOC РФЦА, что они будут покупать нашу электроэнергию. Сам контракт с этой "дочкой" вызывает большую озабоченность у иностранных банков, поскольку является твердо подкрепленным финансовым инструментом из-за того, что есть сомнения в платежеспособности РФЦА по мере того, как доля ВИЭ будет увеличиваться в Казахстане.
- Какова стоимость проекта?
- Мы хотим начать со станции 50 МВт. По реалистичным оценкам она обойдется в 55 млн долларов исходя из расчета на одну станцию сделанную "под ключ". Это европейский стандарт. Мы хотим привлечь иностранного партнера и отдать ему бразды правления, а сами бы помогали как местный партнер по другим вопросам. Я надеюсь, что с кем-то из тех 5-7 инвесторов, с кем мы ведем переговоры, мы дойдем до финишной прямой.
- Ваш проект будет далеко не первым в отрасли ВИЭ в Казахстане. Проводили ли Вы оценку рынка?
- Да. На данный момент в Казахстане уже есть тройка реализованных проектов по ВИЭ – Astana Solar, первая электростанция "Самрук- Энерго" в районе города Ер ментау на 45 кВт и солнечная станция "Самрук- Казына Инвест", которая была реализована совместно с британским партнером. Завод ТОО "Astana Solar" стоит в приоритетном списке на приватизацию. Почему? Потому что там делалось все немного по-казахски: с завышенными затратами, без просчета рынка сбыта. Они думали - построим завод, и все прибегут покупать солнечные панели. Но условия не были созданы. Завод опередил свое время. Я уверен, что наш проект будет успешно работать в Казахстане 20-30 лет, а не 5 лет, как первые образцы, которые были построены при помощи государства.
Саяжан Каукенова