Энергосбыты остались в долгу у единого закупщика электроэнергии

607

Расчетно-финансовый центр (РФЦ) взыскивает задолженности энергоснабжающих организаций, прекративших реализацию электричества с начала года.

Энергосбыты остались в долгу у единого закупщика электроэнергии

Некоторые энергоснабжающие организации (ЭСО), выполнявшие до этого года функции гарантирующих поставщиков (ГП), то есть заключавших договор на сбыт электричества с любым лицом в рамках своей территории, остались должны значительные суммы единому закупщику электроэнергии. Об этом стало известно в ходе слушаний по повышению цен на услуги последнего по купле-продаже электричества и мощности, передает inbusiness.kz.

В начале августа inbusiness.kz писал о новой тарифной заявке расчетно-финансового центра (РФЦ), подведомственной организации минэнерго, выполняющей функции единого закупщика электроэнергии и мощности. Для покрытия затрат по двум направлениям деятельности РФЦ запросил у регулятора утверждение новых предельных цен по своим услугам централизованной купли-продажи: электроэнергии на уровне 0,0197 тенге на кВт*ч и мощности в размере 1998,83 тенге на МВт в месяц без учета НДС. В 2023 году они были установлены в меньшем размере – 0,0047 тенге на кВт*ч без НДС и 1269,59 тенге на МВт в месяц без НДС соответственно. При этом прежний ценовой уровень по мощности у РФЦ был снижен до 727,58 тенге на МВт в месяц без НДС с 2025 года.

Здесь нужно отметить, что, как уже сообщало наше издание, для установления предельной цены по услуге купли-продажи электричества РФЦ предлагается зафиксировать примерный объем в 31,6 млрд кВт*ч. Для ранее утвержденного ценового уровня он составлял 72,6 млрд кВт*ч, то есть охватывал подавляющую часть оптового рынка единого закупщика.

Разница возникла из-за того, что теперь цена за услугу центра по электроэнергии будет применяться для оптовых потребителей, за исключением сбытовых РЭК с льготными тарифами (55% рынка единого закупщика), и майнеров, торгующих на централизованных торгах, чье тарифообразование уже учитывает все затраты. Таким образом, к росту платы за услугу РФЦ по купле-продаже электричества ведет уменьшение охватываемых объемов с 72,6 млрд кВт*ч до 31,6 млрд кВт*ч, кроме того, у центра за два года значительно выросли затраты на куплю-продажу электричества и мощности.

Всего по заявке РФЦ на общие и административные расходы по направлению деятельности купли-продажи электричества запрашивается 597 млн тенге на год, а на инвестпрограмму по этой линии – 23 млн тенге. Что касается услуги по купле-продаже мощности, то там годовые затраты предлагаются меньше – 248 млн тенге при инвестиционных вложениях в 10 млн тенге.

Долги ушедших

Однако вернемся к прошлым долгам энергоснабжающих организаций единому закупщику. Как известно, по решению правительства с начала второго квартала прошлого года была прекращена деятельность нерегулируемых энергосбытовых компаний в сфере реализации электричества. Однако в ней еще оставались энергоснабжающие организации с функциями гарантирующих поставщиков, чьи тарифы регулировались и дифференцировались для физлиц и юрлиц. В итоге из-за требований государства их функции энергосбыта с начала этого года перешли основным региональным электросетевым компаниям (РЭК). В качестве примера можно привести передачу сбытовых функций частного "Астанаэнергосбыта" по электричеству с начала 2025 года акиматовской "Астана-РЭК", которая и стала сбытовой РЭК в Астане, получающей льготные тарифы на электричество от единого закупщика по решению комитета по регулированию естественных монополий (КРЕМ).

"С 1 января 2025 года к деятельности энергоснабжающих организаций были выставлены определенные требования со стороны государства, в том числе наличие линии электропередачи, оперативно-диспетчерского персонала, обслуживание линий… Это говорит о том, что у нас по факту с 1 января 2025 года пошло объединение РЭК и энергоснабжающих организаций, по сути, РЭК передали функции энергоснабжения. Те энергоснабжающие организации, гарантирующие поставщики, которые функционировали до 1 января 2025 года, многие из них прекратили свою деятельность, не смогли осуществить деятельность. Те начисленные резервы по итогам первого полугодия 2025 года в размере 11 млрд тенге в основном возникли за счет деятельности энергоснабжающих организаций – гарантирующих поставщиков, которые прекратили свою деятельность 31 декабря 2024 года", – пояснила в ходе обсуждения глава РФЦ Гульжан Налибаева, отвечая на вопрос корреспондента inbusiness.kz о том, откуда в отчетности центра по итогам первого полугодия возникли резервы по сомнительным долгам на 11 млрд тенге.

По информации Налибаевой, сейчас РФЦ проводит работу по взысканию этих долгов.

"Это да, наши сомнительные долги, по которым была проведена большая работа со стороны наших всех департаментов, в том числе отраслевых департаментов, юридического департамента по взысканию данной задолженности – это и претензии, это и исковые заявления, это и обращения в суд. По итогам всех обращений по данным должникам у нас на руках имеются решения судов о взыскании задолженности с этих контрагентов, с этих компаний. Есть выписанные исполнительные листы судисполнителем о взыскании этих сумм. Данная работа в этом направлении продолжается. Но мы признаем тот факт, что ЭСО-ГП, которые прекратили свою деятельность, действительно нам показатели по дебиторской задолженности немного ухудшили", – сказала руководитель РФЦ.

Поясним со своей стороны, что энергоснабжающие организации – гарантирующие поставщики работали с начала запуска модели единого закупщика в июле 2023 года без предоплаты. Поэтому эти долги, вероятно, возникли в результате продаж гарантирующим ЭСО электричества от электростанций через единого закупщика в прошлом году. Купленную электроэнергию задолжавшие энергосбыты, наверняка, реализовали уже своим потребителям и должны были получить за нее оплату. Однако из-за дифференциации тарифов для физлиц и юрлиц и разной собираемости у гарантирующих поставщиков ранее зачастую образовывались кассовые разрывы.   

Отметим, что на конец июля у РФЦ объем денежных средств и их эквивалентов превышал 105 млрд тенге, за первое полугодие подведомственная организация получила прибыль в 5,4 млрд тенге, так что сомнительные долги в 11 млрд тенге для центра являются существенными.

Депозиты на тарифах

В ходе сессии "вопросы-ответы" у корреспондента inbusiness.kz также возникли вопросы, связанные с получением прибыли от хранения денежных средств РФЦ на депозитах и банковских счетах.

"В течение 2024 года на текущие счета компании начислялись вознаграждения в размере от 3% до 10.25% годовых (2023 год: 11,5% годовых), за период, закончившийся 31 декабря 2024 года, компания начислила процентный доход в размере 160 857 тысяч тенге (2023 год: 671 734 тысяч тенге). В течение 2024 года временно свободные денежные средства были размещены на краткосрочных депозитных счетах на срок до трех месяцев со ставкой вознаграждения от 12,5% до 15,25% годовых (2023 год: от 14% до 15,5% годовых), за период, закончившийся 31 декабря 2024 года, компания начислила вознаграждение по временно свободным денежным средствам на краткосрочных депозитах в размере 6 489 362 тысячи тенге (2023 год: 4 090 019 тысяч тенге)", – говорилось в отчете РФЦ за 2024 год, где указывалось, что на конец прошлого года у центра были размещены на текущих счетах 41,8 млрд тенге, а депозитах до трех месяцев – 50,9 млрд тенге.

Ранее наше издание уже писало, что проценты с депозитов являются важным источником прибыли для единого закупщика, которая значительно превышает доходы, получаемые за выполнение двух услуг по купле-продаже электричества и мощности, так что возникает вопрос о какой-либо необходимости повышения тарификации РФЦ по ним.

"В нашей деятельности мы получаем определенный доход, в том числе в рамках постановления правительства № 960 2004 года о финансовых услугах – о размещении депозитов, свободных денежных средств – все квазигосударственные субъекты, за исключением "Самрук-Казына" и группы нацкомпаний, руководствуются данным постановлением правительства. Что касается итогов 2024 года. Да, по итогам 2024 года чистая прибыль компании составила 12,4 млрд тенге. Валовая прибыль в рамках основной деятельности по рынку единого закупщика электроэнергии и единого закупщика мощности составила 10 млрд тенге, из которых на самом деле 9,8 млрд тенге – это только по рынку мощности. Здесь надо четко разграничивать тот факт, что мы единый закупщик на двух рынках – и электроэнергии, и мощности. Мы не можем доходы, связанные с осуществлением деятельности на рынке мощности, говорить, что они перекрывают затраты единого закупщика электрической энергии, в связи с чем нам нет необходимости выходить с информацией по планируемому повышению цен по нашей структуре деятельности. Поэтому здесь четкое разграничение двух рынков. Основной-то доход, именно чистая прибыль, выходит за счет рынка мощности", – сказала Гульжан Налибаева, подчеркивая необходимость раздельного учета по двум услугам.

По ее словам, на рынке мощности применяются определенные коэффициенты к электростанциям, которые приводят к получению дохода единым закупщиком по себестоимости.

"Если мы должны выплатить, например, станции 100 тенге, то мы выплачиваем сумму меньше, потому что станция попадает на определенные коэффициенты, утвержденные правилами, то есть эти доходы именно возникают в большей степени за счет рынка мощности, и это, наверное, не совсем правильно говорить, что те доходы, полученные на рынке мощности, в том числе связанные с их размещением – свободных денежных средств рынка мощности на депозитах, говорить, что это перекрывает затраты единого закупщика по электрической энергии", – указала Налибаева в своей аргументации.

Кстати, в феврале inbusiness.kz писал про коэффициент к4, с учетом которого рассчитываются выплаты с рынка мощности электростанциям и штрафы за их аварийный простой.

Отметим со своей стороны, что, по данным отчета РФЦ за 2024 год, положительный финансовый результат по деятельности на рынке мощности по итогам прошлого года составил 7,7 млрд тенге, при этом в цене на услугу по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки на 2024 год, опубликованной до 1 декабря 2023 года, был учтен возврат положительного результата по деятельности на рынке мощности в сумме 9,5 млрд тенге.

Напомним, что собираемая плата за мощность включена в конечную цену на электроэнергию, то есть ее оплачивают потребители, ранее она составляла примерно 2 тенге на кВт*ч.

В ходе обсуждения руководитель центра также заметила, что РФЦ в 2022-2024 годы выплачивал дивиденды государству и обеспечивал своевременные расчеты с электростанциями на рынках мощности и электроэнергии за счет имеющихся свободных денежных средств, размещаемых на депозитах.

"Это, по сути, использование свободных денежных средств для покрытия кассовых разрывов перед электростанциями. Эти суммы все время идут на то, чтобы покрыть электростанциям до тех пор, пока потребители не рассчитаются с нами – есть такой момент в том числе. Если бы, к сожалению, не было бы таких сумм… свободных денежных доходов от неосновной деятельности, был бы большой вопрос, как бы единый закупщик и на электроэнергию, и на мощность смог бы расплатиться с электростанциями страны", – аргументировала она.

Дивиденды на тарифах

Справедливости ради отметим, что РФЦ действительно постоянно выплачивает дивиденды государству из своих доходов, накапливаемых в том числе из средств, собираемых с потребителей.

"В соответствии с постановлением правительства Республики Казахстан от 27 марта 2020 года № 142 "Ο дивидендах на государственные пакеты акций и доходах на государственные доли участия в организациях" сумма объявленных и выплаченных дивидендов в доход республиканского бюджета в течение 2024 года по итогам отчетного 2023 года составила 2 857 228 тысяч тенге. Министерство энергетики Республики Казахстан утвердило распределение 70% от суммы чистого дохода, отраженного в годовой финансовой отчетности за 2023 год (в течение 2023 года сумма объявленных и выплаченных дивидендов по итогам 2022 года составила 9 018 982 тысячи тенге)", – говорится в отчете центра за прошлый год.

Здесь можно было бы лишь предположить, что, вероятно, минэнерго не стоило бы в этом году забирать излишние миллиардные средства у единого закупщика из прибыли 2024 года с учетом большого роста его средних цен в последнее полугодие, которые начинают приближаться к 30 тенге за кВт*ч для оптовых потребителей, не имеющих льготной поддержки. Тем более что с продолжающимся ценовым ростом и увеличением НДС в 2026 году риски кассовых разрывов для РФЦ в растяжке между платежами электростанциям и сбором средств у сбытовых РЭК, которые занимают примерно 55% рынка единого закупщика и не работают по предоплате, могут оказаться гораздо выше из-за увеличения конечных тарифов на электричество, которое отражается на собираемости платы за него.

Вообще, вместо того чтобы изымать дивиденды из кассы РФЦ в казну, государство могло бы оставлять их, чтобы минимизировать затраты единого закупщика на ведение деятельности по централизованной купле-продаже электричества и мощности.

Также, если рассудить логически, средства, накапливаемые в РФЦ в виде прибыли за счет каких-то финансовых остатков с рынка мощности и процентных выплат по ним с депозитов, частью генерируются путем использования денег, собранных у населения, бизнеса и бюджетных организаций, которые, вероятно, заслуживают определенной компенсации за это, то есть такая чистая доходность не должна в какой-то мере изыматься в казну, а частично возвращаться потребителям хотя бы через мало-мальское сглаживание средних цен единого закупщика. Если это технически сложно, то, в принципе, можно направлять эти средства в резервный фонд РФЦ, где накапливаются деньги для покрытия возможных обязательств в будущем перед растущими как грибы проектами ВИЭ, за которые платят потребители.

Хотя, в принципе, в резервном фонде РФЦ уже есть несколько млрд тенге. Как сообщалось, ранее туда направлялось обеспечение по строительству объектов ВИЭ, где не были выполнены аукционные обязательства.

Кстати, прочие доходы единого закупщика частью складываются именно из изъятия банковских гарантий по проектам возобновляемой энергетики.

"По итогам 2024 года было востребовано 22 банковские гарантии на общую сумму 1 453 302 тыс. тенге, в большей степени за счет востребования банковских гарантий по крупным проектам ТОО "ЭкоВайнд" – 600 000 тыс. тенге, ТОО "Коринская ГЭС-2" – 260 000 тыс. тенге, ТOO HEVEL KAZAKHSTAN (Хевел Казахстан) – 200 000 тыс. тенге, вследствие несвоевременного ввода в эксплуатацию объекта ВИЭ и непредоставления банковской гарантии исполнения условий договора", – констатируется в отчете РФЦ за 2024 год.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться