Мы живем в историческое время, когда тенге обновляет исторический минимум за минимумом. По определению агентства Bloomberg тенге сейчас одна из самых слабых валют мира.
Судя по комментариям на веб ресурсах и разговорах людей — народ в недоумении. На днях Правительство наконец авторитетно обмолвилось, что дно уже близко, но так как более точных прогнозов не поступило, население с бизнесом не смогли облегченно выдохнуть и заняться своими повседневными делами. Зато облегченно вздохнули валютные спекулянты, которые удовлетворенно наблюдали, как Национальный банк расширил коридор отклонения курса покупки и продажи валюты.
Регулятор, несмотря на смену руководства, твердит о дедолларизации, но сама эта программа выглядит больше, как декорация, которая прикрывает спекулянтов на валютной бирже, и они с увлечением играют в игру на повышение стоимости доллара. Если вести отчет с девальвации тенге от 11 февраля 2014 года, то к двухгодичной отметке доллар подорожал ровно на 100%, соответственно валютные спекулянты минимум на такую же сумму капитализировали свою прибыль. Отрадно, конечно, что люди зарабатывают. Но насколько негативно отражается чей-то «большой гешефт» на судьбах людей и реального сектора экономики, особенно на фоне перманентной борьбы с инфляцией монетарными методами, когда повышается учетная ставка? Мне лично эта ситуация с дедолларизацией в таком виде кажется абсурдной.
Сегодня наблюдается дефицит тенге, как у населения, так и у бизнеса. Соответственно, отказ Национального банка от регулирования валютного рынка дает сигнал всем - ждать укрепления тенге нет смысла, что для реального сектора и граждан звучит, как спасайся кто, как может. Так же Национальный банк отмечает, что долгосрочный тренд обменного курса тенге будет формироваться под влиянием макроэкономических предпосылок. Что в переводе — тенге будет искать дно вслед за нашими основными экспортными сырьевыми позициями: углеводороды, металлы.
В принципе, если рассматривать перспективы курса тенге, или насколько тенге будет долго искать дно в русле политики и объяснений Национального банка, то они довольно тревожные. Очередное падение цены на нефть, которая подешевела c максимума в 116$ за баррель в 2014 году более чем в 3,5 раза на январь 2016 года, оптимизма не добавляет. Такое снижение произошло впервые за 12 лет. В основе своей рынок нефти довольно узок и спекулятивен, и в наибольшей степени зависит от спекулятивного капитала. Недавнее решение США отказаться от политики количественного смягчения, то есть печатания дешевых долларов, жестко ударило по рынку нефти - долларов стало меньше, зарабатывать на нефти стало невыгодно, поэтому доллары стали убегать на надежный рынок государственных казначейских обязательств США.
Также по цене на «черное золото» ударил отказ Саудовской Аравии от снижения добычи и легальный выход на международный рынок нефти из Ирана. Большая часть крупных мировых хранилищ нефти залиты под завязку, а нефть — это такой товар, который добывающая компания не может хранить. Поэтому в мире сформировался классический кризис перепроизводства нефти. Через некоторое время ситуация должна измениться и причиной станет то, что в силу низких цен на нефть, очень сильно падают инвестиции в ее разведку и добычу. Через год-полтора это приведет к снижению добычи и предложения нефти, и обязательно к отскоку цен в сторону повышения. В этом плане времени и денег, имею ввиду наш Национальный фонд и золотовалютные резервы, переждать момент низких цен на нефть у нас достаточно. Это оптимистический сценарий.
Основным риском для нас становится замедление экономического роста КНР, что может привести к существенному снижению затрат на энергоносители. Несмотря на то, что борьба за показатели роста идет в Китае не на шутку, в 2016-2020 годы планируется беспрецедентно низкий рост экономики КНР в 6%, что говорит о замедлении. Если снижение будет ниже 4-5%, то это будет катастрофой, так как серьезно отразится не только на Казахстане, но и на всей мировой экономике. Шаги по поддержке экономики в виде девальвации юаня с августа 2015 года на 1,5%, что для тенге и не снилось в самых лучших снах, стало детонатором и привело к панике на фондовом рынке КНР. В итоге для глобальных инвесторов это стало определением к тому, что падение нефти продолжится. Это серьезный сигнал для нас всех. Ведь если наступит всемирная депрессия, от которой сегодня мир спасает Китай, то говорить о возврате цены на нефть на трехзначные цифры не придется еще долгое время.
Какие из сценариев развернуться в ближайшее время мы увидим совсем скоро, но в любом случае, дно нащупать тенге успеет чуть раньше, потому что отметки минус 1 в экономике быть не может. За «zero» следует дефолт. Но, думаю, это не для нас. Те, кто пережил кризис 90-х так просто не сдается. Надо просто вспомнить, как мы трудились и жили без этой потребительской модели поведения, жили по средствам. Модернизация экономики подразумевает прежде всего трансформацию сознания всего общества и, судя по наблюдениям, она происходит. Эпоха спекуляций нефтью и деньгами для нас закончилась, настало время собирать камни.