Результаты Глобального рейтинга конкурентоспособности (IMD) – 2017 показали: по охвату начальным образованием страна оказалась в четверке лидеров среди 137 стран, тогда как в 2016 году была лишь на 118-м месте. При этом в рейтинге "Индекс человеческого развития" среди 188 государств Казахстан оказался лишь на 56-м месте.
В министерстве образования и науки (МОН) готовы и дальше улучшать результаты – для этого ведомство в прошлом году даже вступило в комитеты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по инновационной и образовательной политике.
По мнению заместителя премьер-министра Казахстана Ерболата Досаева, в отечественной системе образования есть еще над чем работать.
"В обществе к системе образования всегда были особые требования и пристальное внимание. Зачастую оно оправданно становилось объектом критики. Поэтому наше суждение сегодня тоже должно быть достаточно самокритичным", – отметил он.
Уровень определяет зарплату
Первое, что, на взгляд чиновника, губит казахстанское образование, – это излишний бюрократизм. Финансовые, хозяйственные и процедурные вопросы, по его словам, отодвинули на задний план детей и учителей, чьим интересам в первую очередь должна быть подчинена система образования.
"Какие навыки должны получить наши дети, окончив школу, колледж или вуз, что мы должны дать ребенку, чтобы он был духовно развитым и успешным, мог найти свое призвание и работу? Ответив на все эти вопросы, мы должны выстраивать новую систему образования. Другими словами, образовательная программа на всех уровнях должна осуществляться с учетом изучения запросов конечных потребителей. Министерству образования уже дано поручение об актуализации соответствующей госпрограммы. Мы считаем, что эту работу надо ускорить, так как необходимость изменений созрела. Думаю, и само министерство, и парламент нас поддержат, если нужны будут срочные законодательные изменения", – высказал свое мнение Ерболат Досаев.
Первостепенной задачей для всех, по его мнению, должно стать повышение статуса в обществе и престижности профессии педагога, а также достойная оплата их труда. К слову, увеличение заработной платы учителей началось уже с этого года и продолжится до 2020 года, в зависимости от перехода учебных программ на обновленное содержание. С 1 января 2018 года это коснулось учителей первых, вторых, пятых и седьмых классов, с 1 сентября 2018 года это будут учителя третьих, шестых и восьмых классов, с 1 сентября 2019 года – четвертых и девятых классов, а с 1 сентября 2020 года – учителя десятых классов. На эти цели правительством будет потрачено около 60-70 миллиардов тенге. Первые целевые трансферты в регионы ожидаются уже в марте, когда будут уточнены параметры республиканского бюджета. Несмотря на это, в министерстве пообещали: перерасчет будет сделан с 1 января 2018 года.
Кроме этого, с этого года будет введена новая система – сетка доплат для учителей, имеющих соответствующий уровень квалификации.
"Если раньше шаг между категориями заработных плат был 4000 тенге, то сейчас первый шаг – 20000. И дальше он растет. Введена еще одна категория – самая высокая. Если раньше разница между минимальной и максимальной категорией была 16000 тенге, то сегодня она 50000 тенге. Это большое изменение, и мы это измеряем от должностного оклада. Вот в этом отношении, возможно, придем к немаленькой заработной плате", – разъяснил министр образования и науки Ерлан Сагадиев.
Глава ведомства также сообщил, что изменится и сам порядок присуждения категории педагогам. Если раньше местные комиссии (облоно) присуждали ее единолично, с этого года они могут делать это только на основании результата национального квалификационного теста, пройденного педагогом. Тестирование преподавателей планируется начать уже этим летом, чтобы к следующему году учителя смогли получать повышенную зарплату. К слову, в самом тесте предусмотрено 100 вопросов, из которых 70% по тому предмету, который преподает экзаменуемый.
Для тех, кто получил категорию по старой системе аттестации, годной на пять лет, проходить новую не обязательно. Но при этом, уточнили в министерстве, у них останется старая сетка заработных плат. Если же преподаватель хочет перейти на новую сетку, ему сначала нужно будет пройти национальный квалифицированный тест.
В результате этих материальных нововведений, уверены в МОН, нынешние зарплаты учителей вырастут в два раза! Если по состоянию на 1 января 2017 года средняя заработная плата учителя составляла 99 тысяч тенге, с учетом всех доплат и надбавок она увеличится до 120-130 тысяч тенге.
Деньги за "душу"
На этом финансовые реформы в образовании не заканчиваются. В ближайшие пару лет Казахстан намерен перейти на нормативно-подушевое финансирование образования с привязкой средств к потребителю. Напомним, апробация данной реформы началась еще в 2012 году, когда на подушевое финансирование перешли 63 школы в пяти областях. А с 1 января 2017 года в пилот были включены еще 10 школ Астаны и Алматы.
"Думаю, что итоги той работы, которые мы подведем осенью 2019 года, позволят уже масштабно тиражировать опыт этого нового явления в системе образования. Это самый эффективный способ довести каждый тенге, выделяемый из республиканского и местного бюджетов, до детей и наших учителей. Министерству образования необходимо провести тщательный анализ и выработать дальнейшие меры по внедрению данного подхода, в том числе и обеспечение принятия нормативно-правовых актов законодательного характера", – высказал свое мнение Ерболат Досаев.
Министр образования, в свою очередь, отметил: это не только повысит качество образования и создаст конкуренцию между учебными заведениями, но и снимет нагрузку с бюджета. Сегодня с учетом прироста населения в городах, по его словам, в стране ежегодно приходится строить до 150 новых школ за счет государственных средств, тогда как для этих целей можно было бы привлекать частные инвестиции.
"У нас уже имеется опыт – в дошкольных учреждениях данный принцип заработал. Сейчас то, что мы сделали через программу "Балапан", мы планируем начать в школах через программу подушевого финансирования", – заявил он.
В 2017 году охват детей от трех до шести лет дошкольным воспитанием и обучением действительно вырос на 4,7%, составив 90,5%. При этом сеть дошкольных организаций составила 717 единиц, в частности за счет государственно-частного партнерства – 46 объектов. Тогда как в 2016 году в стране насчитывалось 642 частные дошкольные организации, включая семь объектов, построенных за счет ГЧП. В целом по республике на сегодняшний день функционирует 9828 дошкольных учреждений (в 2016 году – 9410): 6770 государственных и 3058 частных. Из них 5608 – детские сады, и 4220 – мини-центры. Их посещают 862,3 тысячи детей (2016 год – 807,2 тысячи детей).
В 2018 году министерство поставило перед собой задачи открыть еще 1067 дошкольных организаций на 121,8 тысячи мест, в том числе 766 (71,5 тысячи мест) частных дошкольных организаций.
"Государство будет продолжать строить школы, особенно в сельской местности, но нам нужно будет стимулировать привлечение частного капитала в строительство городских школ. В чем суть механизма? Если частная школа строится, мы выплачиваем за каждого ребенка подушевой норматив, основанный на средних затратах по этому городу. То есть берется средняя зарплата по городу, туда добавляются затраты, которые раньше не были учтены: на канцелярские принадлежности, коммунальные услуги и премиальные учителям", – рассказал глава ведомства.
У государственных школ при этом есть два выхода: либо перейти на подушевое финансирование, либо оставаться на постатейном финансировании. В качестве успешного примера Ерлан Сагадиев привел Москву, которая уже полностью перешла на такой вид финансирования образования. Казахстан же пока ждет результатов пилота, параллельно занимаясь подготовкой законодательной почвы. Так, в ноябре 2017 года приказом МОН РК № 597 была утверждена методика подушевого нормативного финансирования, а также внесены поправки в Закон "Об образовании" в части включения нормы, которая предоставляет возможность местным исполнительным органам реализовывать государственный образовательный заказ в организациях образования – в частных школах по душевому нормативу.
Цифровизация вместо педагогики
Помимо перехода к нормативно-подушевому финансированию, напомнил Ерболат Досаев, министерству нельзя забывать о переходе образования к цифровизации, и он посоветовал в срочном порядке наверстывать пробелы.
"На всех уровнях образования требуется цифровизация учебных процессов и обеспечение интеграции образовательных баз данных. Это позволит сократить время на многочисленные отчеты и проверки, проще будет работать педагогам. Нужно наладить подготовку IT-специалистов, владеющих современными цифровыми технологиями. У нас есть передовая техника, но, к сожалению, мало кто на ней может работать. То есть кроме тех специалистов, которых выпускают IT-факультеты и вузы специализированные, нам нужно еще делать систему переподготовки существующих кадров, чтобы они были адекватны требованиям времени", – заметил он.
Однако министр образования озаботился другой проблемой – проведением Wi-Fi, прокладкой кабеля до каждого класса и покупкой очередного видеооборудования. На сегодняшний день, по его данным, оснащение классов видеооборудованием составляет всего 50 процентов. На покупку еще 11 тысяч единиц оборудования из республиканского бюджета уже выделено шесть миллиардов тенге. В целом на стимулирование продуктивных инноваций из республиканского бюджета выделено 11,8 миллиона тенге. К слову, по данным министра, практически все казахстанские школы сегодня подключены к 40 тысячам видеолекций и интерактивных уроков по физике, химии, биологии и иностранным языкам. Причем в сельских школах, где нет Интернета, они загружались прямо на сервер.
Кроме бюджетных денег, отметил Ерлан Сагадиев, на технические нужды средних учебных заведений потратят и займовые средства Всемирного банка.
"Задача – довести оснащение классов, что в ауле, что в городе, до 80 процентов, чтобы мы в каждом классе имели цифровые образовательные ресурсы, будут приняты меры по оснащению кабинетов робототехникой. Сегодня уже более 700 школ, или около 10%, имеют широкополосный доступ, оснащены техникой, но потихонечку нужно доводить это до 100%", – поделился он планами.
А заодно обратился к акиматам с просьбой обеспечить все школы в стране Интернетом с Wi-Fi до 1 сентября этого года. Интернет, по словам министра, нужен не только для занятий информатикой, но и для полноценного использования электронных журналов и дневников, которые внедрили в Казахстане. По данным министерства, на сегодняшний день электронный дневник внедрен в более 4000 школ, а количество пользователей достигло уже 3,3 миллиона человек, в том числе 234684 учителя, 1,9 миллиона учеников, а также 1,1 миллиона родителей. Только за последний месяц в системе выставили 19,1 тысячи оценок и записали почти 15,9 тысячи домашних заданий.
Коррупция начинается с ЕНТ
Несмотря на все преобразования и "упорную" работу министерства, Ерболат Досаев остался не совсем доволен обратной связью с потребителями образовательных услуг.
"Нужно создать более эффективный инструмент для обратной связи с общественностью, используя для этого все современные технологии. Образование – это важный вопрос, затрагивающий интересы всех граждан. Из-за отсутствия своевременной и качественной разъяснительной работы часто возникают проблемы, на которые обращает внимание общественность и депутаты парламента, после чего мы вынуждены проводить домашнюю работу над нашими ошибками. Хотелось бы, чтобы в предстоящем 2018 году, исходя из прежнего опыта, мы избежали этого", – предостерег он министра образования.
Он напомнил про приближающуюся сдачу ЕНТ, по которому ежегодно возникает много вопросов, а порой и проблем. Чиновник попросил проявить в этом деле оперативность и наладить связь со всеми заинтересованными сторонами.
А президент Almaty Management University (ранее МАБ) Асылбек Кожахметов посоветовал быть "жестче".
"Не менее 30 тысяч телефонов при входе на ЕНТ ежегодно отбирается. Что делает наше министерство? Оно повторно проходит, забирает во второй раз телефон, в третий раз проходит, и все равно все пользуются гаджетами. Запретить! Один раз поймали, пришел с телефоном – все, не допускать к экзаменам. В министерстве говорят: ну тогда же будет недовольство. Извините, ребята, хотим строить образование без коррупции, а оно начинается отсюда, нужно занимать принципиальную позицию. Если сейчас сказать: "Ребята, с этого года все!", я думаю, этим летом будет полегче. А если допускать сейчас, то завтра эти люди будут учиться на юридическом факультете. Какими они судьями и юристами будут? А из них, возможно, потом выйдет министр образования. Какой он будет?" – задался вопросами представитель высшего учебного заведения.
Алина Альбекова