О перспективах развития футзала в Казахстане, преимуществах инвестирования и главных проблемах этого вида спорта Ерик Аубакиров рассказал в интервью корреспонденту inbizness.kz.
– Ерик, благодарю Вас за то, что нашли время для интервью, и поздравляю с победой на чемпионате Казахстана по футзалу. Давайте начнем с первого вопроса: почему Вы решили инвестировать именно в футзал, а не в какой-либо другой вид спорта?
– Спасибо за поздравления. Я родился и вырос в Семее и с детства занимался профессиональным футболом. Играл в дубле ФК “Елимай”, U17, с которым мы не раз выигрывали в городских соревнованиях. И, когда была создана Абайская область, новый аким, зная о моей любви к футболу, предложил возродить местный футзальный клуб. Это показалось мне отличной идеей – футзал очень динамичный и захватывающий вид спорта, который стремительно развивается в Казахстане. Мы недолго думали и решили, что клуб должен быть частным. Для меня большой футбол и футзал всегда были очень близки, поэтому я с удовольствием погрузился в эту сферу.
– Какие основные преимущества Вы видите в инвестициях в футзал по сравнению с другими видами спорта?
– Футзал – очень зрелищная и динамичная игра, она буквально приковывает зрителя к происходящему на площадке. При этом по сравнению с большим футболом футзал требует меньших затрат и дает возможность более быстрого доступа к международным турнирам, таким как Лига чемпионов. Плюс сборная Казахстана по футзалу входит в четверку лучших команд Европы и наши игроки хорошо зарекомендовали себя на мировой арене. Так что перспективы для развития просто огромные. И если рассуждать об инвестициях в футзал с точки зрения моих эмоций, моих личных ощущений – это то, что мне интересно. Ну а о том, чтобы инвестиции приносили не только прибыль, но и радость, думаю, мечтает любой бизнесмен.
– А какие вызовы и трудности вам пришлось преодолеть в процессе инвестирования в футзал и создания клуба?
– Честно говоря, серьезных трудностей у нас не возникало. С самого начала мы выстроили четкий план и стратегию развития клуба. Был утвержден бюджет, предусмотрено стабильное финансирование на весь сезон. Поэтому все процессы шли достаточно гладко. Конечно, определенные организационные моменты отнимали время и силы, но в целом мы были готовы к вызовам.
– Если не секрет, какой бюджет был предусмотрен для работы клуба в первый год? И каковы ваши ожидания относительно финансовой отдачи от инвестиций?
– Для профессионального спортивного клуба вложения сравнительно небольшие. К сожалению, я не могу разглашать цифру, но по размеру бюджета мы находимся где-то на 3-4-м месте среди всех футзальных клубов Казахстана. Что касается финансовой отдачи – я смотрю на этот вопрос стратегически и не жду быстрых результатов. Понятно, что на начальном этапе клуб требует значительных вложений. Но по мере его развития, роста популярности футзала в стране, расширения базы болельщиков мы рассчитываем выйти на самоокупаемость и в перспективе зарабатывать за счет спонсорских контрактов, продажи атрибутики, билетов и т. д.
У холдинга EA Group, которым я управляю, есть инвестиционные проекты в разных сферах, и я точно знаю, что чаще всего дело не в сумме, а в команде, процессах и видении.
Если говорить о социальной составляющей спорта – отдача уже есть. Я родился и вырос в Семее и знаю, чем живет город, что важно для его жителей. Футзал уже стал частью Семея, на важные игры проданы все билеты, горожане обсуждают голы, делятся эмоциями. В городе появился новый вид досуга. И я расцениваю это как свой вклад. И очень благодарен команде, менеджменту, тренерам за то, как развивается футзал в Семее.
– Поговорим о спортивных целях. Ваш клуб недавно стал чемпионом Казахстана по футзалу, поздравляю! Какие задачи стоят перед командой на ближайшие годы?
– Спасибо! Да, победа в национальном чемпионате – это большое достижение для нашего молодого клуба и огромная радость для всего региона. Но останавливаться на этом мы не собираемся. Наша стратегическая цель – стать клубом номер один в Казахстане, из года в год подтверждая свое лидерство. И наша победа – это шаг в нужном направлении.
Параллельно будем двигаться к успеху на международной арене. Одна из главных задач на ближайшие годы – выход в финал четырех Лиги чемпионов. Мы верим, что с нашим подбором игроков, тренерским штабом и менеджментом это более чем реально. Шаг за шагом будем идти к вершинам европейского футзала.
– Как Вы в целом оцениваете перспективы развития футзала в Казахстане и в мире?
– Я вижу большое будущее у этого вида спорта. Футзал дарит невероятные эмоции, держит в напряжении. Чтобы раскрыть его потенциал, мы должны создавать качественную инфраструктуру, строить современные арены, работать над узнаваемостью клубов, активно взаимодействовать с болельщиками.
В Европе во многих странах уже сейчас делают ставку на футзал, так как другие виды спорта там хорошо развиты. Нам тоже нужно двигаться в этом направлении, перенимать лучший опыт и адаптировать его к нашим реалиям. Потенциал для роста огромный – как в Казахстане, так и в мире.
– Какие конкретные шаги необходимы, чтобы футзал в нашей стране стал еще популярнее?
– В первую очередь нужно наладить системную работу внутри каждого профессионального клуба. Футбол и футзал – это не только спортивные достижения, это еще и качество спортивного менеджмента. Каждому клубу необходимо выстраивать сильный медийный продукт, активно заниматься маркетингом, повышать узнаваемость команд и игроков. Важно, чтобы каждый клуб стал настоящим брендом со своей философией, стилем, базой преданных болельщиков.
Также стоит активно развивать детско-юношеский футзал, создавать профильные спортивные школы и академии. Они станут фундаментом для воспитания новых талантов и популяризации игры среди молодежи. Ведь чем больше ребят будет "болеть" футзалом с детства, тем больше перспективных игроков будет в нашей профессиональной лиге.
Нельзя забывать и о массовом спорте. Нужно строить доступные площадки, организовывать любительские турниры, активнее освещать футзал в СМИ. В целом – создавать моду на этот вид спорта, повышать его престиж в обществе. Тогда интерес к нему будет только расти.
– Как профессиональный управленец, какие три главные проблемы Вы бы выделили в казахстанском футзале на данный момент?
– Первая проблема – недостаток качественной инфраструктуры. У нас пока мало специализированных футзальных арен, центров подготовки, всесезонных площадок для занятий массовым спортом. Без них дальнейшее развитие будет идти медленно.
Вторая проблема – большое количество клубов с бюджетным, а не частным финансированием. Это мешает им полноценно развивать коммерческое направление, ограничивает в маркетинговой активности. Многие решения упираются в бюрократические процедуры и согласования. Частная модель позволит клубам быть более гибкими и креативными.
И третья проблема – слабая система подготовки кадров. Сейчас у нас фактически нет специализированных футзальных академий, которые растили бы игроков именно для этого вида спорта. Большинство ребят приходят из большого футбола и потом переучиваются. Нам нужно готовить своих мастеров, которые с ранних лет будут впитывать философию и особенности футзала. В перспективе это даст нам более сильных и конкурентоспособных игроков.
Отдельно упомяну про судейство – здесь тоже есть куда расти. Арбитров у нас немного, они редко меняются, из-за больших нагрузок случаются ошибки. Нужно увеличивать судейский корпус, повышать их квалификацию, в том числе за счет обучения за рубежом. От качества судейства напрямую зависит уровень нашего чемпионата.
– Интересный и глубокий анализ, спасибо. В завершение – как вы думаете, есть ли шансы у футзала в Казахстане стать по-настоящему прибыльной сферой?
– Я считаю, что да. Во-первых, футзал – это очень динамичное и захватывающее зрелище, за которое люди будут готовы платить. С ростом уровня нашей лиги, приходом новых звезд, повышением престижа турниров мы сможем существенно нарастить продажи билетов и абонементов. Во-вторых, рекламный потенциал футзала тоже далеко не исчерпан. По мере увеличения телеаудитории трансляций, роста внимания к этому виду спорта будут повышаться и доходы клубов от рекламы и спонсорских контрактов. Важно и грамотное использование новых медиа –соцсетей, стриминговых платформ и т. д. Многие топовые футзальные клубы имеют большую фанбазу по всему миру и успешно ее монетизируют. И, конечно, мы должны активнее работать над продажей атрибутики и сувенирной продукции – это еще одна потенциально очень прибыльная статья доходов. Так что при правильном подходе, при должных усилиях менеджмента и всех причастных сторон казахстанский футзал может стать не просто самоокупаемым, а именно прибыльным видом бизнеса. Наша задача – поверить в это и планомерно двигаться к цели.