/img/tv1.svg
RU KZ
Еримбетов: "Дайте реальную картину, а не "мнение нации"

Еримбетов: "Дайте реальную картину, а не "мнение нации"

Глава Гражданского Альянса считает, что в национальном докладе по противодействию коррупции должно быть учтено мнение как минимум каждого десятого казахстанца.

09:52 15 Октябрь 2016 14090

Еримбетов: "Дайте реальную картину, а не "мнение нации"

Автор:

Игорь Воротной

Разговор о том, насколько выборка социологических исследований, проводимых в республике в действительности отражает мнение населения, президент Гражданского Альянса Нурлан Еримбетов завел в четверг, на заседании специальной мониторинговой группы внешнего анализа и оценки реализации антикоррупционной стратегии Республики Казахстан, которую он, собственно, и возглавляет. Дело в том, что соответствующие социологические исследования станут частью Национального доклада, который впоследствии, по словам исполняющей обязанности руководителя управления антикоррупционного мониторинга департамента антикоррупционной политики агентства о делам госслужбы и противодействию коррупции Айжанат Куштаровой, будет направлен на утверждение главе государства.

А о том, как проводятся подобные исследования, неправительственный сектор страны, видимо, наслышан достаточно. Потому глава Гражданского Альянса и внес свое предложение не экономить на социсследованиях, которые будут представлены президенту.

"У меня есть к вам предложение по поводу социологических исследований, - обратился он к представительнице агентства. – Это ведь значит изучить мнение народа – очень хотелось бы, чтобы у вас была большая выборка, а не так, как у нас бывает, некоторые опросят тысячу человек, а потом – это "мнение нации". Для большей достоверности антикоррупционных исследований, по его оценке, необходимо опросить как минимум 10% населения – а это от полутора до двух миллионов человек.

"Причем должны быть проведены исследования во всех регионах, не надо отправлять вопросы только работникам акиматов, надо, чтобы ребята ваши ходили по дальним аулам, по моногородам, чтобы делали соцопросы на базарах, на вокзалах, на улицах, - втолковывал глава спецгруппы Айтжанат Куштаровой. - И самое главное – не жалейте на это деньги, лучше сейчас потратить миллионы тенге на исследования, чем потом миллиарды на то, что мы не знали, что происходит в том или в ином регионе. Мы – огромная страна, мы должны знать все, что происходит в каждой точке, и я вас очень прошу, чтобы выборка во время исследований была высокой, минимум 10%, каждый десятый казахстанец должен высказать свое мнение. И тогда мы на основании этого фактора будем принимать решения", - добавил он.

Кто ответит ОЭСР?

Помимо советов от родного неправительственного сектора, наши антикоррупционные структуры регулярно получают рекомендации по борьбе с таким "стоящим на повестке дня всех правителей в мире" злом, как коррупция, от экспертов ОЭСР. Поскольку еще в 2004 году Казахстан присоединился к Стамбульскому плану действий по борьбе с коррупцией – и стал объектом международного мониторинга национальных кампаний по борьбе с нею же. В сентябре этого года в Париже состоялась 17 международная встреча по этому поводу, о результатах которой доложила исполняющая обязанности руководителя управления внешнего анализа коррупционных рисков агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции Айгерим Парменова.

"В настоящее время на исполнении у Казахстана находится 19 рекомендаций, выработанных экспертами ОЭСР, данные рекомендации охватывают три основных направления: это политика борьбы с коррупцией, уголовная ответственность за коррупцию и меры по предупреждению коррупции, - напомнила Айгерим Парменова. - В соответствии с действующей методикой ОЭСР по проведению мониторинга, промежуточная оценка выполнения рекомендаций проводится дважды в год, посредством изучения отчетов, подготовленных странами, и в последующем принимаемых на пленарных заседаниях антикоррупционной сети ОЭСР.

Так, 31 августа текущего года Агентством в секретариат ОЭСР направлен промежуточный отчет по исполнению рекомендаций, подготовленный на основе информации госорганов-исполнителей, 14-16 сентября в Париже данный отчет был рассмотрен и принят в ходе 17 международной встречи".
В итоге Казахстан за исполнение рекомендаций похвалили, поскольку прогресс за год действительно налицо: если в 2015 году эксперты ОЭСР отмечали, что казахстанскими чиновниками игнорируются 12 из 19 их рекомендаций, то в 2016 году мы "продинамили" всего лишь пять из них.

"Таким образом, наблюдается положительная динамика исполнения рекомендаций в разрезе отмеченных направлений", - заметила докладчица.

В частности, эксперты ОЭСР отмечают необходимость усиления роли гражданского общества в принятии решений в рамках антикоррупционной политики, усиления акцента при проведении социологических опросов и исследований на влияние информационных кампаний по противодействию коррупции в стране.

"Кроме того, экспертами отмечено отсутствие прогресса в части установления уголовной ответственности за обещание, предложение взятки, обещание принятия взятки, установления уголовной ответственности юридических лиц за коррупционные преступления и установления уголовной ответственности за незаконное обогащение", - сообщила Айгерим Парменова.

Помимо этого, экспертами ОЭСР отмечается необходимость пересмотра норм законодательства о финансировании политических партий в части обеспечения его добропорядочности.

"Была достигнута положительная динамика исполнения рекомендаций, в этой связи мы хотели бы поблагодарить все госорганы, участвовавшие в подготовке данного отчета и в его защите, благодаря нашей совместной эффективной работе был достигнут такой результат, - продолжила глава управления внешнего анализа антикоррупционного ведомства. - Но данный мониторинг исполнения рекомендаций является промежуточным, и в феврале следующего года планируется страновой визит экспертов ОЭСР в Казахстан для проведения уже итоговой оценки в рамках третьего раунда мониторинга. В этой связи, мы полагаем необходимым всем государственным органам устранить замечания, указанные в промежуточном отчете до начала странового визита экспертов ОЭСР".

И тут выяснилось, что за неисполнение некоторых рекомендаций и спрашивать-то не с кого: дело в том, что закрепление государственных органов по исполнению данных рекомендаций было произведено еще в 2013 году, а с тех пор наше правительство столько раз реорганизовывалось, переформатировалось и оптимизировалось, что теперь и некоторых ответственных не сыщешь.

"В этой связи существует необходимость актуализации данного закрепления", - констатировала Айгерим Парменова.

А Генпрокуратура – против?

Выяснилось, что проект нового закрепления не только подготовлен, но и "согласован без замечаний" с КНБ, с Верховным Судом, с министерствами юстиции, национальной экономики, внутренних дел, финансов, по инвестициям и развитию, по информации и коммуникациям, а также со счетным комитетом и центральной избирательной комиссией.

"Единая позиция не была достигнута только с генеральной прокуратурой, - посетовала представительница антикоррупционного ведомства. - При этом 1 июня текущего года проект закрепления был направлен для вынесения на заседание совета по взаимодействию с ОЭСР в его рабочий орган - в министерство национальной экономики. Но на сегодняшний день, по информации этого министерства, данный вопрос так на заседание и не был вынесен, и закрепление остается новое не утвержденным. Отсутствие актуализированного закрепления препятствует эффективной координации работы по исполнению рекомендаций, что в итоге влияет на само исполнение в целом. В этой связи повторно просим обратить внимание на данный вопрос представителей миннацэкономики и оказать содействие по скорейшему утверждению", - заключила она.

Первое, что после этого заинтересовало президента Гражданского Альянса, это успели ли члены казахстанской делегации на этом парижском заседании посмотреть сам Париж.

"На Эйфелевой башне были? Честно только, - обратился Нурлан Еримбетов к выступавшей. – Что, не успели? И в Лувр не ходили? – какие у нас активисты! Надо было хотя бы ночью подняться, на Эйфелевой башне постоять, поплакать", - пошутил он.

А вот заместитель председателя агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции Алик Шпекбаев шутить не собирался: насупив брови, он обратился к представителю генеральной прокуратуры "решить поднятый вопрос в ближайшие дни".

"И министерство национальной экономики – вы рабочий орган по контролю за решениями этого совета, ускорьте, если в этом необходимость есть, мы можем подъехать в министерство или здесь в агентстве на площадке оставшихся несколько моментов, которые мы не нашли решение, мы можем разрешить", - добавил он. Попутно они вдвоем с Нурланом Еримбетовым предложили создать аналогичные специальные мониторинговые группы внешнего анализа в регионах.

"По нашему примеру предлагаю создать независимые мониторинговые группы в регионах: в каждой области, в городах, должны быть группы, которые будут изучать общественное мнение, информационное обеспечение этой программы, будут вхожи в большие кабинеты, будут четко представлять реальную ситуацию, которая происходит в том или ином регионе, чтобы голос аулов, голос районов был слышен и в Астане", - сказал Нурлан Еримбетов.

"Мы поддерживаем предложение о появлении мониторинговых групп в каждой области, тем больше информации мы будем получать, и я предлагаю еще организовать выездные заседания нашей группы – посмотреть надо, где наиболее сегодня высокий уровень коррупции в регионах, мы могли бы этим составом внести предложения по их снижению", - вторил ему Алик Шпекбаев.

В итоге всем участникам заседания, не спешившим высказаться на ее заседании, было рекомендовано "до 14 ноября текущего года в адрес агентства по делам госслужбы направить свои предложения, свое видение тех или иных проблем, которые описаны в протоколе" заседания.

"И предлагаю нам встречаться чаще, может, придумать какой-то портал, чтобы писать друг другу письма, а то кто-то не может прийти, - предложил Нурлан Еримбетов. - Чтобы каждый, сидя дома, мог написать, и чтобы это дошло до руководства агентства, до активистов нашей комиссии. А то бывает так, что даже не с кем поделиться своими мыслями", - посетовал он.

Игорь Воротной