/img/tv1.svg
RU KZ
Еще один проект в помощь

Еще один проект в помощь

В ЮКО стартовал проект «Южно-Казахстанская область – благоприятный регион для бизнеса».

18:16 15 Август 2016 2674

Еще один проект в помощь

Автор:

Клара Ларина

В итоге его реализации ожидается увеличение в регионе количества действующих предпринимателей, снижение уровня безработицы и преступности, а также увеличение поступлений в бюджет.

Презентация проекта состоялась в прокуратуре Южно-Казахстанской области, выступившей его инициатором и главным разработчиком при поддержке акимата области, РПП и областного филиала НДП «Нұр Отан».

Как рассказал старший помощник прокурора области Батыр Ергешов, цель проекта состоит в разработке эффективных механизмов защиты прав предпринимателей и развитии бизнеса. В нем, в частности, поставлено пять задач.

Первая - это снижение давления на бизнес со стороны контрольно-надзорных органов путем ревизии требований к предпринимателям, с последующим их сокращением. По прозвучавшей на презентации информации, за последние два с половиной года контролирующие и надзорные органы ЮКО проверили 8782 предпринимателей, из них 47 %, либо 4134, безрезультативно, то есть никаких нарушений у проверяемых выявлено не было.

«На предпринимателей приходится 61 государственный контролирующий надзорный орган, проверяется 17 тысяч требований, которые должен соблюдать субъект предпринимательства. В этой связи мы хотим проанализировать и выяснить, в каких проверках и требованиях нет необходимости, какие просто мешают добросовестному бизнесу», - пояснил г-н Ергешов.

Вторая задача - это защита прав предпринимателей в уголовном процессе, то есть ограждение бизнеса от необоснованного вовлечения в уголовный процесс, устранение обстоятельств необоснованного вовлечения предпринимателей в уголовный процесс, изучение вопроса о необходимости дальнейшей гуманизации декриминализации отдельных статьей УК РК в сфере экономики.

Третья задача состоит в защите прав предпринимателей в гражданском и административном процессах, то есть развитии механизмов досудебного урегулирования споров, выявлении норм КоАП РК, противоречащих логике, анализе практики по гражданским делам об оспаривании результатов проверок органами государственных доходов, по спорам между субъектами бизнеса и т.д.

«Четвертая задача - это устранение административных барьеров для ведения бизнеса, то есть устранение излишней заурегулированности разрешительных документов, анализ применения законодательства о разрешениях и уведомлениях, анализ стандартов государственных услуг и практики их применения, анализ практики по гражданским делам об оспаривании субъектами бизнеса решений и действий органов, уполномоченных выдавать разрешения и лицензии, анализ НПА, нормативно-технических актов, в том числе санитарных правил и норм, строительных норм и правил, технических регламентов, стандартов на предмет выявления излишних, устаревших требований к бизнесу», - продолжил спикер.

Пятой задачей обозначено массовое развитие бизнеса путем информирования через СМИ общественности о видах и мерах государственной поддержки предпринимательства, обеспечения их доступности, организации встреч в регионах с предпринимателями, вовлечении в малый бизнес сельского населения, стимулирования роста региональных бизнес-ассоциаций, обеспечивающих сопровождение субъектов МСБ, анализа практики заключения МИО договоров на поставку товаров, работ и услуг в нарушение Закона РК «О государственных закупках» и т.д.

«Проект будет реализован на территории области до 1 января 2017 года совместно с Южно-Казахстанской областной палатой предпринимателей, филиалом партией «Нұр Отан», местными исполнительными, представительными органами, государственными контролирующими, надзорными и правоохранительными органами, неправительственными организациями и Южно-Казахстанским филиалом РГП «Госэкспертиза».

По результатам его реализации ожидается сведение к минимуму фактов необоснованного вмешательства государственных органов в деятельность хозяйствующих субъектов, увеличение количества действующих предпринимателей к концу года на 15 % (сейчас их 180 тысяч человек), в том числе производителей товаров, работ и услуг. Соответственно, это приведет к увеличению количества рабочих мест и снижению уровня безработицы. По нашим данным, 80 % преступлений на территории ЮКО совершаются лицами, не имеющими работу. Также это приведет к увеличению суммы поступлений в бюджет налогов и других обязательных платежей», - подытожил старший помощник прокурора.

Для достижения целей проекта и создания благоприятных условий для развития предпринимательства, улучшения инвестиционного климата в регионе, устранения административных барьеров и коррупции, повышения доверия предпринимателей к государственным органам также разработана дорожная карта реализации проекта. После презентации она была утверждена и подписана представителями четырех сторон - прокуратуры ЮКО, РПП, областного филиала НДП«Нұр Отан», а также областного акимата.

Дорожная карта в свою очередь предписывает целый ряд мероприятий, направленных на определение состояния развития предпринимательства ЮКО, установление причин и условий, препятствующих развитию бизнеса, выявление проблем предпринимателей в сфере сельского хозяйства, строительства, земельных отношений, налогообложения, внешнеэкономической деятельности и выработку путей их решения, а также выявление проблем, негативно влияющих на инвестиционный климат региона.

Заместитель прокурора ЮКО Мурат Алимбеков отметил, что этот проект соответствует духу проводимой государственной политики по поддержке предпринимательства: «В послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан-2050» определено, что отечественное предпринимательство является движущей силой нового экономического курса. Доля малого и среднего бизнеса в экономике должна к 2030 году вырасти по крайней мере вдвое, путем создания условии, чтобы человек смог попробовать себя в бизнесе, стать полноценным участником проводимых в стране экономических преобразований, а не ждать, что государство решит за него все проблемы. Важно поднять общий уровень деловой культуры и стимулировать предпринимательскую инициативу. В мировом рейтинге стран с наиболее благоприятным бизнес-климатом Казахстан занимает 59-е место среди 183 стран мира. Полагаем, что это не предел для нашей страны, в том числе для нашего региона, и реализация проекта внесет в это определенную лепту».

«Цель проекта - содействие и помощь МСБ, - отметил заместитель акима ЮКО Жакып Бокенбаев. - Определены конкретные направления совместной работы. В частности, это проведение ревизии нормативных и нормативно-технических документов, которые устарели и теперь создают излишние бюрократические проблемы и препятствия для предпринимателей. Вместе с членами рабочих групп мы будем вместе их анализировать, давать предложения уполномоченным органам по их изменению или оптимизации, чтобы максимально создавать благоприятные условия для бизнеса. К примеру, для открытия парикмахерской нужно выполнить 20-30 требований. Думаю, что во многих сегодня уже нет необходимости, многие вещи, перенимая мировой опыт, нужно упрощать. Уверен, что наши совместные действия в рамках проекта приведут к более разумным требованиям, выстраиванию реальных механизмов помощи, а также выявлению основных проблем предпринимательства в регионе».

Директор палаты предпринимателей ЮКО Аскар Абубакиров считает очень важным объединение усилий разных органов и утверждение конкретного плана мероприятий по доркарте проекта. «Он указывает конкретные совместные действия по разным сферам на каждый месяц. По окончании каждого месяца мы будем отчитываться, определять, чего мы достигли и чего достичь не удалось. К концу года подытожим и  выявим, какие вопросы остались нерешенными и почему. Более того, мы ждем дополнительных предложений со стороны предпринимателей», - сказал он abctv.kz.

Краткосрочность проекта, на его взгляд, тоже является большим плюсом: «Лучше больше конкретики и измеримых показателей, чем долгосрочных абстрактных планов. По завершении проекта, достижении определенных планов, уже можно будет ставить вопрос о продолжении или изменении этого проекта, разработке нового, ставить следующие задачи».

В целом, по мнению директора РПП, запланированные в рамках проекта мероприятия значительно дополнят уже существующие механизмы поддержки и защиты прав предпринимателей. «Они направлены на те же задачи, которые мы, РПП совместно с прокуратурой области, выполняем уже более двух лет. В рамках работы по снижению административных и других барьеров для предпринимателей был создан колл-центр для оперативного реагирования и быстрого решения сиюминутно возникающих проблем предпринимателей. Системные вопросы поднимаются и решаются на совете по защите прав предпринимателей. Новый проект - дополнение к этой работе», - пояснил он.

На вопрос, в чем была необходимость разработки проекта, означает ли это недостаточность действующих механизмов защиты предпринимателей старший помощник прокурора ЮКО Батыр Ергешов ответил abctv.kz следующим образом:

«Если говорить в целом об имеющихся на сегодня механизмах защиты, то теоретически их достаточно, однако на практике получается, что картина мало меняется - ситуация с бизнесом не улучшается. Ежегодно мы реагируем на нарушения прав предпринимателей, но из года в год нарушения повторяются и даже увеличиваются».

«Глава государства ставит задачу о создании условий, позволяющих каждому желающему казахстанцу попробовать себя в бизнесе. Однако количество бизнесменов в нашем регионе не растет и остается довольно низким: при населении в 2,8 млн человек в области зарегистрировано всего 180 тыс. предпринимателей.

При этом нельзя сказать, что люди не хотят заняться бизнесом. Многие хотят, но не знают, в первую очередь, какое направление выбрать. У нас нет четкого анализа, видения, никто не может подсказать желающим, в каком районе будет наиболее выгоден и наименее рискован тот или иной вид бизнеса, Поэтому необходимо работать в этом направлении», - отметил г-н Ергешов.

«Кроме того, необходимо тщательно проанализировать существующие нормы, правила, технические регламенты и отдельные законодательные акты. В каких-то уже нет необходимости, а выполнение некоторых сопровождается  долгими бюрократическими процедурами. К примеру, чтобы заняться в своем доме бизнесом, нужно изменить целевое назначение земельного участка. Наш анализ показал, что бумажная волокита и вынесение такого решения затягивается до года и более. В итоге у заявителя пропадает всякое желание заниматься бизнесом. При этом если человек, к примеру, желает открыть в доме парикмахерскую, какая необходимость в изменении целевого назначения? По нашему мнению, целесообразнее перевести эту процедуру из перечня разрешительного характера на уведомительный», - сказал собеседник портала.

В итоге анализа подобных вопросов исполнители проекта намерены создать реестр проблемных вопросов бизнеса региона и ждут предложений по этому поводу от самих предпринимателей по телефонам доверия прокуратуры и палаты предпринимателей.

«Мы хотим создать такие условия, чтобы добросовестные лица могли спокойно, без проблем, заниматься бизнесом, чтобы максимально минимализировать какие-либо барьеры. Для большей эффективности и результативности мы намеренно включили в состав рабочих групп представителей проверяющих и контролирующих госорганов. Более того, отдельные мероприятия будут исполняться самими уполномоченными органами. Уверены, что совместная реализация намеченных планов приведет к достижению поставленных задач, и вся эта работа в конечном итоге позволит обеспечить ЮКО статус, заявленный в названии проекта, - как благоприятного для ведения бизнеса региона», - заключил г-н Ергешов.

Клара Ларина, Шымкент

Падение яйца вкрутую

Отмена госсубсидий привела к снижению производства куриного яйца в Казахстане.

28 Апрель 2020 13:09 6849

По данным комитета статистики, объемы производства куриных яиц в I квартале 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019-го сократились на 88 млн штук по всем категориям хозяйств. Однако наибольший урон понес производственный сектор. Птицефабрики просели на 90 млн штук за квартал, или 8,5% к предыдущему периоду. Для сравнения, костанайская птицефабрика ТОО «Север Птица» за квартал произвела около 15 млн штук яиц, вся область (три птицефабрики яичного направления) – 106,1 млн штук.

Отраслевой откат

Тенденция свежая. Ведь если анализировать данные статистики, то отрасль до сих пор росла. Сравнительные данные 2018 и 2017 годов показывают, что за год объемы производства прибавили 500 мл штук, или 10%. Крупные хозяйства тогда нарастили массу на 13%, КХ и ИП – почти на 18%. В убытках был лишь частный сектор. Теперь все с точностью до наоборот. Отрасль останавливает рост, за исключением представителей малого бизнеса в этой сфере. Однако их вклад в общую корзину, как видно из таблицы, незначителен.

Руководители птицефабрик Костанайской области заявляют, что связано это с отменой субсидий, ростом стоимости кормов и, как следствие, ухудшением финансового состояния предприятий отрасли.

Проблема единая для всех производителей яйца в республике. О ней Союз птицеводов Казахстана заговорил еще в 2018 году, когда начались первые перебои с получением субсидий предприятиями Алматинской области. Не раз поднимали этот вопрос на разных уровнях и после того, как минсельхоз заявил о намерении отказаться от выплаты субсидий птицефабрикам яичного направления, начиная с 2020 года. Однако решение все же было принято.

Правила и практика

Птицеводы Костанайской области, в свою очередь, отмечают, что они планировали свой бюджет, исходя из правил субсидирования развития племенного животноводства, повышения продуктивности и качества продукции животноводства до конца 2021 года. К этому времени костанайские фабрики успели бы погасить займы, взятые ранее на модернизацию и расширение производства. Сегодня эти затраты в структуре себестоимости занимают порядка 10-15%.

В то же время одни компании уже завершили основную модернизацию, другие же прошли лишь часть пути и теперь не уверены, что финансовые институты пойдут на финансирование их проектов, даже если таковые будут заявлены.

«В 2020 году мы должны были начать модернизацию. У нас были конкретные планы на этот год по модернизации птичников и складов. Мы собирались расширять поголовье и увеличивать сбор яйца. Но сейчас, в том числе с отменой субсидий, решили выдержать еще один год. Теперь мы думаем развивать яичное производство или полностью закрыть яичный бизнес и заниматься только бройлерным мясом. Мы видим, что рынок Казахстана слишком тяжелый для яичного бизнеса. Рентабельность практически нулевая. В летнее время практически все фабрики (яичного направления. – Прим. авт.) Казахстана работают в минус», – отметил инвестор ТОО «Север птица» Еркин Буканов.

В ТОО «Север птица» новые инвесторы зашли в 2018 году. Предприниматели костанайские и имеют крепкое хозяйство, специализирующееся на растениеводстве, ТОО «Каркын» в Мендыкаринском районе.

По словам инвесторов, сейчас ТОО «Север птица» производит около 5,5 млн штук яиц в месяц. Предприятие загружено примерно на 70% от производственной мощности. Компания планирует нарастить объемы, но возможно это за счет наличия собственного кормопроизводства, которое есть далеко не у всех. Причем предприниматели отмечают, что птицефабрика оттягивает на себя немалую часть прибыли, получаемой в секторе растениеводства.

В ТОО «Север птица» озвучили, что себестоимость производства яйца без учета затрат на погашение кредитов и капитальных вложений составляет 24 тенге. Если добавить эти расходы, то в пределах 27-28 тенге за одно яйцо. В ТОО «Жас Канат 2006» рассказали, что сегодня одно яйцо птицефабрика производит за 27 тенге. Год назад эта сумма была равна 22 тенге. Рост затрат вырос на 22,7%.

И если в себестоимости кредиты занимают в среднем 10-15%, то корма – 65-70% в зависимости от фабрики.

В ТОО «Жас Канат 2006» уточнили, что, по предварительным подсчетам, им придется сократить объем производства в 2020 году на 10%. Если стоимость кормов и других затрат в структуре себестоимости продолжит расти, то эта цифра увеличится.

Ценовой вопрос

«В связи с тем, что яйцо – социально значимый продукт, пороговые розничные цены находятся на постоянном мониторинге антимонопольного комитета и контролируются местными исполнительными органами в целях недопущения роста цен. Эти меры не позволяют производителям устанавливать реальные рыночные цены, несмотря на то, что у многих птицефабрик себестоимость производства яйца превышает предельную розничную цену», – рассказал генеральный директор ТОО «Жас Канат 2006» Кайрат Маишев.

Утвержденные на уровне правительства предельные цены на продукты питания, в том числе куриное яйцо, определили максимальную его стоимость в размере 26,6 тенге за штуку. Выше ставить нельзя. Но можно возить в столицу, где предельная стоимость куриного яйца – 35,1 тенге, или в Мангистаускую область, где предельная цена на этот товар – 34,1 тенге за штуку.

От руководителей птицефабрик поступало предложение, вывести куриное яйцо категории С1 из числа социально значимых продуктов питания, заменив его яйцом категории С2. Это, по мнению птицеводов, позволило бы сдерживать цену для социально уязвимых слоев населения и отпустить стоимость куриного яйца категории С1. Это предложение не получило поддержки в минсельхозе.

Татьяна Шестакова

Те же яйца, только без субсидий

Производители мяса и яиц из Шымкента попросили минсельхоз не оставлять их без субсидий.

12 Март 2020 10:04 6841

Фото: Мира Бахытова

Представители птицефабрик и мясокомбинатов Шымкента собрались, обсудили новые подходы к субсидированию АПК. Согласно изменениям, государство перестанет финансово помогать производству мяса и яиц, а сэкономленные средства будут направлены на развитие племенного животноводства. Однако бизнесмены с этим не согласны и просят учесть их мнение.

Без субсидий в производство яиц не прожить, уверяет заместитель генерального директора ТОО «Шымкент-кус» Майра Шертаева. Сейчас себестоимость товарного яйца первой категории от «Шымкент-кус» – 27-28 тенге, удерживать такую цену удается с трудом, чтобы не потерять покупателей.

«Мы проанализировали состояние закупа пшеницы. Согласно сведениям АО «Продкорпорация», в 2018 году цена за одну тонну пшеницы третьего класса была 54 тысячи, а в 2019-м цена поднялась до 85 тысяч тенге. По сравнению с 2017 годом имеется прирост больше 50% примерно. Наш комбикорм также состоит из шрота подсолнечного, он подорожал на 42%. Подсолнечное масло тоже, все ингредиенты комбикорма подорожали в разы. При таких обстоятельствах, если субсидирование товарного яйца прекращается, мы просим субсидировать корма. Либо убрать яйцо первой категории из продовольственной корзины, заменив хотя бы на вторую-третью», – предлагает заместитель генерального директора по правовым вопросам ТОО «Шымкент-кус» Майра Шертаева.

«Шымкент-кус» – это одна из двух крупных птицефабрик Шымкента, выпускает 290 тыс. яиц в день. Более мелких производителей в мегаполисе несколько десятков, но из-за низких объемов производства претендовать на субсидии они не могли и раньше. В новых реалиях получить субсидии не смогут и эти предприятия, слишком завышенные требования, говорят бизнесмены.

«Мы хотим и можем производить от двух тысяч тонн мяса птицы, но в некоторых проектах требование от пяти тысяч тонн. Откуда такие цифры?!» – вопрошает Майра Шертаева.

«Если новые требования для инвестсубсидии подпишут, мы не сможем получить, у нас нет возможности производить 50 млн яиц в год, – поддерживает коллегу юрист другой птицефабрики Шымкента – ТОО «Тассай-кус» – Фаррухжан Ахмедов. – В прошлом году мы на яйцо 47 млн тенге субсидии получили».

При этом предприниматели отмечают, что в стране существует около 60 птицефабрик, и зачастую именно субсидии и составляли всю их прибыль, работать в убыток никто не хочет. А значит, в итоге будет уменьшено поголовье кур-несушек и сокращено число сотрудников. Кроме того, низкие цены на рынке диктуют импортеры. Яйца из России и Белоруссии намного дешевле казахстанских, это объясняется тем, что в этих странах субсидии идут сразу с двух сторон, объясняют предприниматели, из местного и федерального бюджетов.

Учитывая, что новые правила субсидирования АПК как бы задуманы для повышения импортозамещения, привести они могут как раз к противоположному эффекту, уверяют производители.

«Мы обеспечиваем яйцами 70-75% местного рынка. Начиная с июня до августа, в жаркие месяцы, продажи падают у нас. В этот момент к нам привозятся яйца из России и Белоруссии. Они же очень дешевые, потому что в России и Белоруссии комбикорма по очень низким ценам. Этот завоз очень сильно влияет на ценообразование наших яиц. Нам очень трудно. А для того, чтобы товар не залеживался, скоропортящаяся продукция, мы продаем ниже себестоимости – это удар по производству. У нас зарплата, мы покупаем оборудование, каждый год модернизацию делаем. А если они нам привозят, у нас уже доступа к реализации не будет», – переживает представитель ТОО «Шымкент-кус».

Ни колбасы, ни мяса

Владельцы товарно-молочных ферм и откормочных площадок полностью поддерживают опасения владельцев птицефабрик. Говорят, еще кредиты не выплачены, а ситуация – хоть банкротство объявляй. Учредитель СПК «Байтерек-Агро», по совместительству председатель Союза фермеров Каратауского района Шымкента Тахирбек Нишанбаев рассказывает, что 12 лет назад начинал бизнес с 50 бычков. Теперь предприятие выросло до двух тысяч голов, 500 из них – коровы, 1500 – бычки на откорм. В 2019-м удалось экспортировать мяса в Иран, Узбекистан и Китай в количестве 1000 тонн, но из-за коронавируса экспорт остановился.

«В регионе все построили фермы за свой счет, когда еще не было инвестсубсидий. На следующий год назначили инвестсубсидии для постройки фермы, а уже у всех фермы есть. Сказали на 500 мест – построили. Потом сказали на 1000 мест – сделали. Потом сказали 3000 мест. Теперь уже пять тысяч мест, а куда?! Мы уже все деньги заложили в этот бизнес, надо двигаться, уже остановить не можем. Ферма не такой товар – взять продать и уйти в другой бизнес. У нас убедительная просьба от всех фермеров, у нас в ассоциации 40 членов только в одном Каратауском районе, и сейчас все на грани банкротства. Мясо по оптовой цене 1550 тенге продают только из-за безвыходного положения при себестоимости 1600 тенге! Все предприниматели, которые занимались откормом, субсидирование для нас и было чистой прибылью», – заверяет председатель Союза фермеров Каратауского района Шымкента Тахирбек Нишанбаев.

Предприниматели возмущены перенаправлением субсидий исключительно на развитие племенного животноводства, поясняют, южные районы страны климатически не предназначены для разведения породистых КРС. Говорят, не выживают они жарким летом, а стоят немало – 2300 евро за голову, это равняется цене за четырех беспородных.

«У нас в регионе почти 90% все беспородные, куда мы их денем. Племенной скот мы покупаем от силы 20-30 голов. А чтобы сразу на 1000 мест племенного купить – это миллиард туда заложить мы должны и потом ждать. И потом у нас именно в нашем городе большая проблема – пастбищ нет. И, когда рассматривают субсидирование, пусть смотрят, где мы живем, в каком регионе. Пастбищ – ноль. Поэтому в Шымкенте сколько есть хозяйств – все занимаются стойловым животноводством, только откормом. Денег, выделенных на племенное животноводство, освоения не будет», – считает председатель Союза фермеров Каратауского района Шымкента Тахирбек Нишанбаев.

К слову, производители мяса не против уйти в более глубокую переработку (производство колбас), если она будет стимулироваться государством, ведь тут тоже проблемы в виде дешевых российских и белорусских изделий.

«Мы хотим, чтобы также субсидировались и производители колбас и переработчики мяса. У нас есть возможности, но нам нужна от государства поддержка. Если будем производить колбасные изделия, мы не сможем их реализовать, так как к нам поступает импорт из Бишкека, Белоруссии и России. Наша цена не будет конкурентна, мы не знаем, из чего эти колбасы готовят, почему такие дешевые. Мы потребляем их колбасы, а в свою продукцию не можем использовать наше мясо качественное, мы должны отечественного производителя поддержать, но на деле мы этого не видим», – говорит предприниматель.

Также бизнесмены признались, что наряду с существующими угрозами их бизнесу прилетело, как говорится, откуда не ждали. Для стимулирования экспорта переработанного мяса ввели запрет на вывоз живого КРС, однако теперь предприниматели вообще не могут продать товар за границу ни в каком виде, даже в ближайший Узбекистан.

«Сейчас запрещен экспорт живого скота с целью стимулирования экспорта переработанного мяса или хотя бы туш. Но сегодня производителя мяса его не могут экспортировать, в связи с тем что управление сельского хозяйства уже не дают такое разрешение, а ветеринарная инспекция, которая подчиняется напрямую министерству сельского хозяйства, еще не дает это разрешение. Ни у кого нет такой власти. Риски поставки на экспорт туш мяса. Это уже продолжается три недели, они оказались технически не готовы выдавать разрешение», – возмущается заместитель директора НПП «Атамекен» Данияр Дармен.

Напомним, что минсельхоз ранее уже отказался от субсидирования зерновых, масличных и бахчевых. Теперь из субсидий исключаются мясо КРС и яйца. Освободившиеся средства планируется направить на закуп племенного маточного поголовья, а также субсидировать только импортозависимые позиции – это молоко, мясо птицы и сахарная свекла.

Мира Бахытова, Шымкент