Если не изменить подходы, в сентябре правительство может недосчитаться и многих чинов повыше - политолог

5464

​Экономический блок показывает себя с негативной стороны, нет стратегии исполнения поручений президента.

Если не изменить подходы, в сентябре правительство может недосчитаться и многих чинов повыше - политолог Фото: parlam.kz

Накануне общественность всколыхнула новость об освобождении Бахыта Султанова с поста заместителя премьер-министра – министра торговли и интеграции Казахстана, исполнять его обязанности назначен Серик Жумангарин. До этого он руководил агентством по защите и развитию конкуренции. 

Что принесет перестановка кадров в экономическом блоке страны и каких перемен ожидать казахстанцам, рассказал inbusiness.kz Данияр Ашимбаев, известный казахстанский политолог:

- Обстановка вокруг правительства стала критической, мы видели неоднократно критику главы государства, на которую правительство реагирует плохо. Если ситуация в экономике ухудшается, то правительство все валит либо на мировую экономическую конъюнктуру, либо на работу акимата. На недавнем расширенном заседании правительства президент предупреждал г-на Султанова о ситуации с дефицитом горючесмазочных материалов и продуктов питания. Но особой динамики мы не увидели, взять, к примеру, ситуацию с сахаром. Понятно, что ключевой фигурой является сейчас уже бывший министр торговли и интеграции Бахыт Султанов, который сам по себе достаточно опытный работник, однако в ситуации с продовольственным кризисом бывший вице-премьер перемудрил и оказался заложником собственных решений. Нужно было уже принимать кадровые решения. Поэтому президент решил использовать на посту вице-премьера г-на Жумангарина, который показал себя на посту председателя агентства по защите и развитию конкуренции РК сильным руководителем. К тому же мы видим, что его ведомство не боялось испортить отношения ни с олигархами, ни с другими госорганами, да и в квазигоссекторе он выступал по достаточно жестким вопросам. Так что его опыт решено использовать в разгрузке проблемных зон, прежде всего, в сфере торговли и экономического регулирования. Возможно, г-ну Жумангарину удастся ситуацию несколько стабилизировать, но, к сожалению, от того, как принимаются решения правительства, большого оптимизма я не испытываю.

- Почему, на ваш взгляд, не справился с поставленными главой государства задачами бывший министр?

- В целом, у нас в госуправлении нет нормального планирования. Госпрограммы, бюджеты постоянно корректируются – нет системного контроля, госорганы постоянно меняются и правительство, в первую очередь, корректирует свои планы, толком не может ответить за то, как их планы реализуются.  Если вспомните, не так давно возникала ситуация с созданием новых рабочих мест, правительство тогда отчиталось о нескольких тысячах созданных. Буквально незадолго до этого счетный комитет практически всю эту программу разнес в пух и прах, сказав, что большинство мест фиктивные.  То есть правительство рапортует о новых рабочих местах, о повышении доходов населения, которые никто не видит. Система, когда чиновники не выполняют собственных решений, своих планов, а просто рисуют новые и не несут никакой ответственности, к сожалению, стала обыденной. Экономическая система явно пришла в упадок. Правительство пытается регулировать цены, но не регулирует себестоимость. Инфляция идет и прежде всего затрагивает тарифы на коммунальные услуги, делает невыгодным производство товаров, Нацбанк делает высокую процентную ставку, что также не способствует развитию экономики. В нынешней парадигме экономики наши экономисты, откровенно говоря, запутались. У них на бумаге все хорошо, но с реальной экономикой это никак не связано.

- Какой прогноз ожидает казахстанцев этой осенью в сфере продовольственного рынка, учитывая смену министра торговли?

-  Принимаемые меры эффекта особого не дают. Правительство пытается регулировать только последнюю стадию цепочки на ряд товаров. В то же время многие вещи упущены давным-давно, когда оперативно ситуацию уже не отрегулировать. Я думаю, что экономическая ситуация будет ухудшаться, тем более на фоне мировой экономики, которая тоже свой вклад вносит. Но тем не менее все решения, принятые в последние годы, сейчас негативно аукаются. Однако переносить ответственность на предыдущий состав правительства очень сложно, потому что в нынешнем правительстве состоят практически все, кто отвечал за экономику в предыдущих составах правительства либо в администрации президента. Те же Смаилов, Жамаубаев, Султанов достаточно долго работали помощниками главы государства по экономике. Поэтому прогноз скорее пессимистичный, так как заменой одного вице-премьера дело не ограничится. Если не удастся изменить подходы, тогда в сентябре, скорее всего, правительство может недосчитаться не только одного вице-премьера, но и многих чинов повыше.

- Если люди переходят из одного состава правительства в другой и никаких сдвигов улучшения экономической ситуации в стране нет, - возможно, стоит всех полностью менять?

-  Во-первых, вопрос кадров есть, и большой. Экономический блок показывает себя с негативной стороны. Второе - нужная стратегия. Та концепция экономической политики, которую представило не так давно правительство, мягко говоря, не производит впечатления аналитического, продуманного и системного. Третье – самое главное, нужно менять процедуру решения и контроля. Какие бы стратегии и концепции не принимались, у нас нет традиции исполнения собственных программ. Практически миллиарды, триллионы уходят, но все остается исключительно на бумаге.  Нужно решить вопрос и кадровый, и вопрос самой концепции – какая экономическая политика нам нужна.

Президент производит впечатление человека, наиболее информированного о ситуации в экономике, в регионах, в социальной сфере нежели то, что озвучивает правительство. Пока на уровне мониторинга и контроля обстановки в регионах президент и его администрация стараются ситуацию удерживать. В целом подходы к экономической политике правительство заваливает и не реагирует на ту критику, с которой выступает глава государства, не видно особой динамики по исполнению поручений. Вот в чем дело.

- Игнорируют эти поручения?

- Я думаю, что скорее всего либо не понимают, либо не знают, что делать. Поэтому стараются показать картину, нарисованную в отчетах и программах, а не на деле.

- Неужели у нас нет толковых экономистов? А как же болашаковцы, получившие образование в ведущих вузах мира?

- Болашаковцы, какие они экономисты, уже показали, и ничего хорошего из этой ситуации не вышло. Понимаете, дело не в том, что не умеем написать концепцию, а в том, что нет элементарного прагматизма. У всех есть идеи, но нет элементарного здравого смысла, как эти идеи будут работать, а также нет ни умения, ни желания добиваться этих вещей.  К сожалению, мы видим, что в правительстве не так много людей, которые имеют опыт работы акимами. Как ни критиковали прежнего премьера Аскара Мамина, все знали, что он умеет принимать решения и добиваться исполнения. До этого также было правительство г-на Сагинтаева, которое старалось уклоняться от принятия любых решений. Правительство г-на Масимова старательно спихивало ответственность от правительства министерству, от министерства в акиматы – никакой ответственности оно ни за что не несло.

Исчезли такие понятия, как программа правительства, утверждаемая парламентом, стратегические планы министерств. То есть за стратегические задачи и их исполнение на законодательном уровне правительство с себя сняло ответственность в свое время. Сейчас эту ситуацию надо корректировать.  Например, сегодня партия "Аманат" все жестче критикует правительство и предлагает какие-то адекватные шаги, партия "Ак жол" и другие экспертные сообщества также предлагает немало идей и предложений.  Но, к сожалению, экономический блок правительства все эти идеи и предложения упорно игнорирует.

Экономисты-теоретики у нас есть, нужны практики, имеющие опыт работы в регионах, отраслях. Например, г-н Смаилов работал только в центральном аппарате, Султанов также с очень маленьким перерывом на посту акима Астаны, г-н Скляр поработал в разных ведомствах – к его работе претензий не так много, а работа г-на Тугжанова на посту акима Мангистауской области очень критично оценивается. Все дело в том, что у нас присутствует чудовищная нехватка практиков.  А еще центральные госорганы и акиматы оказались разорванными между собой. Такое ощущение, будто правительство само по себе и акиматы сами по себе – должна быть единая цепочка.  Ответственность в принимаемых решениях должна быть как со стороны центральных госорганов, так и акиматов.

Индира Кусаинова