/img/tv1.svg
RU KZ
Hang Seng 23 182,08 KASE 2 209,51
FTSE 100 5 415,50 РТС 1 049,88
DOW J 21 056,82 Пшеница 551,40
Если не спустить деньги в трубу

Если не спустить деньги в трубу

Актюбинская компания в ближайшее время планирует начать строительство завода по производству сжиженного природного газа и предприятия по сборке автотехники, работающего на нем.

30 Август 2019 12:14 3913

Если не спустить деньги в трубу

Автор:

Семен Данилов

Почему в этом заинтересован российский инвестор, решивший вложить 80 млрд тенге на первом этапе, рассказывает директор ТОО «Акжол Газ Сервис» Руслан Акжолов.

– Расскажите о проекте.

– Над ним наша компания работает второй год. Как вы знаете, Актюбинская область – это нефтедобывающий регион. Вместе с черным золотом выходит и попутный газ, который сжигается на факелах. В общем, загрязняет атмосферу. По большому счету, деньги выбрасываются на ветер, в то время как газа не хватает. Первое предложение было такого характера: давайте перерабатывать попутный газ в электроэнергию, которую можно использовать на том же месторождении. Сейчас это уже делается. Второе – установка по сжижению метана. В любом сжигаемом попутном нефтяном газе до 70% метана (СН4). Его в сжиженном состоянии также можно использовать на месторождениях в качестве газомоторного топлива. Проект нами разрабатывался в ТОО «Казтуркмунай» (дочернее предприятие АО «НК «Казмунайгаз»). Сейчас это все на рассмотрении – бюрократия есть везде. Несколько, конечно, затянулась история – третий год пошел. А в феврале этого года выходит постановление Правительства о расширении применения газомоторного топлива.

– То есть ваша идея здесь как нельзя кстати?

– Да, она уже витала в воздухе. Мы начали дорабатывать проект по использованию газомоторного топлива в масштабах города, области и далее по всей стране. Китай уже вовсю использует сжиженный природный газ (СПГ). Его же и Европа вся использует. В России СПГ широко применяется в Татарстане. Но почему-то дальнейшего распространения по РФ нет.

– Поэтому не случайно, что ваши партнеры именно оттуда?

– Конечно. Главный наш партнер и инвестор – ГК «РариТЭК» из Набережных Челнов. В компании разработали всю специфику газомоторного топлива, систему впрыска. Работают совместно с ПАО «КамАЗ». Это тоже наш партнер.

«РариТЭК» – одна из крупнейших компаний Татарстана, работающая по программе развития альтернативных источников энергии. Работает совместно с ПАО «Газпром». Программа развивается параллельно: «Газпром» развивает сеть заправок производства СПГ и КПГ на территории России, а «РариТЭК» обеспечивает перевод техники на данный вид топлива. В основном это грузовая и коммунальная техника, общественный транспорт.

– Почему ваши партнеры так заинтересовались проектом производства и использования газомоторного топлива, что готовы инвестировать?

– И они заинтересованы, и Китай в развитии транспортного коридора Азия – Европа. КНР может увеличить наш транзитный потенциал в десятки раз.

– Но при использовании СПГ нужна сеть заправок на всем протяжении транспортного коридора?

– Инфраструктура: заправки, топливо, сервисные центры. Вся страна будет задействована в этом. Это отдельная отрасль в экономике. Подход ко всему станет иным. Использование газомоторного топлива на основе СПГ – прямой путь к удешевлению тарифов и улучшению экологии. В себестоимости любого товара и услуги большую долю составляют перевозки.

– Еще одна составляющая проекта – сборка автотранспорта, работающего на газомоторном топливе. Как она будет осуществляться?

– В скором будущем мы уже начнем переоборудование автомобилей. Есть договоренность на поставку авто (КамАЗ) без двигателей с Кокчетавского автозавода. Двигатели нам поставят Ярославский моторный завод (ЯМЗ) и непосредственно «РариТЭК». Навесное оборудование, мусоросборочное, поливочное и другое, мы будем производить здесь сами. Как правило, там нет ничего технически сложного.

– Насколько известно, ваша компания в рамках проекта выпустила опытный образец газопоршневой электростанции.

Да, мы уже приступили к выпуску газопоршневых электростанций (ГПЭС) малой мощности, работающих на метане. Это альтернативное решение обеспечения электроэнергией населенных пунктов. Если раньше применяли повсеместно дизельные электростанции, то сейчас большая потребность региона в ГПЭС небольшой мощности от 20 до 300 КВт. Мы получили сертификат и начинаем их промышленное производство. Один цех мы уже подготовили.  

– А что входит в комплексный проект?

– Строительство газоперерабатывающего завода (производство СПГ), автосборочный завод, криозавод, производство ГПЭС, испытательная лаборатория, утилизация природного нефтяного газа. Фишка в том, что программное обеспечение электронного оборудования наши IT-специалисты будут готовить здесь.

– На первоначальном этапе вы планируете?..

– Производить сборку, сервисное обслуживание и переоборудование автомобилей двигателями, работающими на газомоторном топливе, пока на этой небольшой площади нашего предприятия.

– Сколько будет инвестировано в предприятие на первом этапе и какое количество рабочих мест планируется создать?

– 80 млрд тенге с созданием 500 высококвалифицированных рабочих мест.

– Откуда взять столько квалифицированных кадров?

– В Казанском федеральном университете (КФУ) на сегодняшний день обучается по разным специальностям больше 120 актюбинских студентов. С помощью представителя Республики Татарстан в Правительстве Республики Казахстан Дениса Валиева мы заключаем договоры о подготовке специалистов. Мы выступаем заказчиком, КФУ – исполнитель. Компания «РариТЭК» предоставляет места для прохождения производственной практики. Обеспечение кадрами – дело времени. Надо просто приложить усилия.

– И немного об инвестициях.

– 80 млрд на первом этапе придут к нам в виде оборудования и технологий. Это предоставит ГК «РариТЭК». Если мы запустим проект, то ЯМЗ планирует в Актобе начать производство двигателей на газомоторном топливе.

– О какой-то сумме инвестиций в производство двигателей можно говорить?

– Наверное, рано. Но только одна технологическая линия по сбору двигателей стоит 20 млрд тенге. Если же говорить об общей сумме инвестиций, то проект оценивается не менее чем в 400 млрд тенге. Это только цепочка из шести основных производственных составляющих, о которой я говорил несколько ранее. Сама же цепочка гораздо длиннее. И все это применять комплексно – наша идея.

– Где можно еще использовать СПГ?

– Для газификации отдаленных населенных пунктов. Сжиженный природный газ легко транспортировать. В Европе именно его используют. У них нет газопроводов в каждый городок. Метан легче воздуха, поэтому испаряется моментально в отличие от более тяжелых пропана и бутана, которые могут скапливаться и, как результат, воспламеняться от источника огня.

– В чем разница использования компримированного и сжиженного природного газа?

– КПГ – это сжатый метан до 250 атмосфер. Его можно получать просто из бытового газопровода. Сейчас в Актобе им заправляют общественный транспорт. Такой транспорт невзрывоопасен. Единственное неудобство – большое количество баллонов (от 10 до 13). А если использовать СПГ, то достаточно использовать один стандартный баллон, в который войдет вдвое больше газа. Будущее за сжиженным газом. КПГ – это переходной период, который был необходим.

– Насколько рассчитан проект?

– На десятилетия. В процессе будет улучшаться. Но нам нужен на начальном этапе 1 млрд кубометров природного газа в год. Но этот вопрос решится только с вводом третьей нитки газопровода «Бухара – Урал».

Семен Данилов

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Чехи и словаки подключаются к «Сарыарке»

Компании из этих стран будут участвовать в газификации Карагандинской области.

28 Январь 2020 12:42 4056

Чехи и словаки подключаются к «Сарыарке»

Фото: Azattyq.org

Европейский бизнес подтвердил твердое намерение внести свой вклад в процесс подключения конечных потребителей к газопроводу.

Напомним, что чешский бизнес начал давить на газ в Караганде еще два года назад, все это время долго и методично обсуждая с местными машиностроителями детали кооперации. В конечном итоге в середине января 2020 года была достигнута договоренность об изготовлении промышленных образцов оборудования и его сертификации.

Желая закрепить успех, команда чешских компаний GMR GAS, SČA-Severočeská armaturka, Armatury KLAD и Violan Trade устремилась в столицу Казахстана.

В Нур-Султане, как inbusiness.kz пояснил генеральный менеджер Violan Trade Виктор Иванов, у них состоялась встреча с заместителем руководителя ГУ «Управление топливно-энергетического комплекса и коммунального хозяйства города Нур-Султан» Дауреном Жандыбаевым, который «заверил чешскую делегацию в том, что окажет консультативную помощь в коммуникациях с генеральными подрядчиками, единым республиканским проектировщиком газопровода. Особенно чиновник уделил внимание наличию у производителя Сертификата СТ-KZ и тому, какие преференции это дает. Кроме того, он рекомендовал провести краткосрочные испытания предлагаемого оборудования в любой из действующих газораспределительных сетей Казахстана».

Из этого следует, что высококлассные машиностроители Караганды получили возможность загрузить свои заводы, изготавливая оборудование не только для шахтерско-металлургического края, но и для Нур-Султана и других населенных пунктов, где проходит газопровод «Сарыарка».

В этой связи стоит вспомнить слова заместителя акима Карагандинской области Алмаса Айдарова из его интервью inbusiness.kz в сентябре 2018 года:

«Я спрашиваю у турецкого «Борусан макина», который ремонтирует технику Caterpillar: «Почему Караганда? Основной клиент у тебя вообще на востоке, там больше всего этой техники». Он отвечает: «Люди. Я бы мог в Астане разместиться, мог на юг уйти, где потеплее, но таких кадров, как здесь [в Караганде], я не найду. Или придется их привозить, обеспечивать жилье – это дорого». А здесь он даже молодежь из колледжей подбирает, обучает их у себя – и все. Вот эти два преимущества – кадры и сырье».

И если чехи, выражаясь по-хоккейному, «развивают атаку в средней зоне», собираясь производить с карагандинскими машиностроителями газораспределительное оборудование, которое будет устанавливаться между самим газопроводом и потребителем, то словацкие предприниматели хотят играть непосредственно «у ворот», поставляя в регион отопительные системы.

21 января в Нур-Султане прошел казахстанско-словацкий бизнес-форум, на котором стороны договорились расширять границы двустороннего партнерства в трех областях: энергетике, перерабатывающей и пищевой промышленностей.

22 января производитель энергосберегающих систем отопления для крупнообъемных помещений и промышленных предприятий ADRIAN Group и его официальный представитель в Казахстане ТОО Market Solution встретились с руководством АО «Институт развития электроэнергетики и энергосбережения» (вывший «Казахэнергоэкспертиза»).

«Председатель Правления [института] Бауржан Смагулов выразил готовность оказания содействия во внедрении словацких технологий на предприятиях субъектов Государственного Энергетического Реестра. Словацкие технологии, работающие как на природном так и на сжиженном газе, уже доказали на практике свою рентабельность во многих крупных предприятиях западного региона. По их словам, они могут поддерживать температурный режим в больших помещениях. Дополнительно, их технологии позволяют сэкономить от 50 до 70% расходов на электроэнергию, что позитивно отражается на сроках окупаемости проектов. Учитывая газификацию центрального региона в ближайшем будущем, стороны договорились исследовать потенциал Карагандинской области, в том числе города Жезказган», – говорится в сообщении на сайте института.

Решение развивать бизнес в Карагандинской области компания ADRIAN Group приняла после того, как была завершена прокладка трубопровода «Сарыарка», и на данный момент она ведет консультации с проектными организациями.

Однако работает это словацкое предприятие в Казахстане уже достаточно давно:

«Мы 13 лет осуществляем поставки оборудования в те регионы, где уже есть газ. Вместе с тем, мы рассматриваем вопрос локализации – совместного производства на базе карагандинских машиностроительных предприятий. Но это будет зависеть от того, какими темпами будет проводиться газификация конечных потребителей, как быстро будут выдаваться техусловия для подключения промышленных объектов», – рассказал inbusiness.kz директор ТОО Market Solutions Александр Ли.

Отметим, что власти Карагандинской области рассчитывают на подключение к газопроводу 668 юридических лиц, в том числе 12 крупных промпредприятий, таких как ТОО «Корпорация Казахмыс», АО «АрселорМиттал Темиртау», «ТаукенТемир» и других, пока еще использующих котлы на жидком топливе и угле.

Итогом встречи в «Институте развития электроэнергетики и энергосбережения» стало подписание трехстороннего меморандума между самим институтом, ADRIAN Group и ТОО «Market Solution».

«Поставки нашего оборудования начнутся как только у промышленных предприятий возникнет в нем потребность», – пояснил Александр Ли.

Так что сейчас казахстанско-словацкое сотрудничестве в энергетике зависит только от скорости газификации конечных потребителей Карагандинской области.

Олег И. Гусев

Шымкентские бизнесмены просят поддать газу

В городе введен мораторий на подключение и штрафы за пере- либо недопотребление природного газа.

27 Январь 2020 08:00 1406

Шымкентские бизнесмены просят поддать газу

Ограничения на подключение газа в Шымкенте касается не только субъектов МСБ, но и обычных жителей, передает корреспондент inbusiness.kz.

Проблема с дефицитом природного газа для потребителей обнажилась на очередном заседании совета по защите прав предпринимателей при «Атамекен». В то время как юристы НПП озвучивали постоянные жалобы от предпринимателей на требования монополиста платить 100% предоплату за непотребленный газ и на систему штрафов за пере- и недопотребление заявленного объема, выяснилось, что природного газа Шымкенту еще и просто не хватает.

Мораторий на подключение

Техусловия для врезки в систему газопровода субъектам бизнеса не выдают уже с августа 2019 года, а два месяца назад монополист в лице шымкентского производственного филиала АО «КазТрансГаз Аймак» ввел запрет и для физических лиц. Мало того, введены ограничения на потребление газа для некоторых крупных промышленных предприятий, таких как битумный и кирпичный заводы. Поясняя ситуацию, директор шымкентского филиала Ербол Рахимбердиев, сослался на нехватку производственных мощностей для распределения природного газа по мегаполису. Две имеющиеся в городе газораспределительные станции (ГРС) не справляются с нагрузкой.

«У нас две газораспределительные станции, они построены в 70-х годах и работают на мощности более 120%. Этот вопрос не раз поднимался, в свою очередь, сам монополист хотел построить ГРС своими силами, но это бы повлияло на тариф. И местные исполнительные органы, приняв это во внимание, взяли на себя обязательство построить. Насколько нам известно, ПСД готова, строительство третьей ГРС уже начали и обещают закончить в 2021 году. Новая ГРС строится мощностью 250 тысяч так называемых часовых (кубометров в час)», – сообщил директор ШПФ АО «КазТрансГаз Аймак» Ербол Рахимбердиев.

То есть газа в магистральном газопроводе достаточно, но перебросить его в город возможности нет. При этом выяснилось, что закончить строительство третьей ГРС должны были еще в конце 2019 года, но, как это стало уже традиционным объяснением в регионе, из-за разделения области на два региона все планы и проекты затормозились. Теперь сдачу ГРС обещают не раньше 2021 года, но в начале года или в конце – неизвестно.

«Как долго будет решаться вопрос по мораторию? Важно понять, кто за это отвечает. Бизнес не может стоять на месте. Если сейчас крупные предприятия будут расти или же будут открываться новые, им понадобятся объемы газа, а у нас сдерживающий фактор – это строительство ГРС, и когда построят, никто ответить не может. У нас в СЭЗ ж/д тупик обещают запустить уже 9 лет. Так же с ГРС получится?!» – возмутился член совета по защите прав предпринимателей НПП «Атамекен» Шымкента Владимир Накисбаев.

На вполне понятное возмущение представители «КазТрансГаза» ответили, что уже предлагали властям два решения вопроса, но ни одно из них не принято к реализации.

«Нами было предложено два варианта. Построить ветку от ГРС «Сайрам», там расстояние небольшое, порядка 4-5 км газопровод. Это даст высвобождение мощностей порядка 15-20 тысяч кубов, и этого бы хватило на пару лет. Есть другой вариант – высвобождение мощностей от ГРС нефтеперерабатывающего завода. Завод готов порядка 30-35 тысяч кубов мощности выделить для города, но опять же ветка нужна. Как частный инвестор завод готов построить ветку за свой счет и прорабатывает этот вопрос с акиматом. Им нужно знать, какой объем газа будет потреблен», – отметил директор шымкентского филиала «КазТрансГаз Аймак».

Ветку газопровода от нефтеперегонного планируется построить для нужд предприятий СЭЗ «Онтустик». А высвободившиеся мощности будут направлены на нужды мегаполиса. К тому же, по информации специалиста, СЭЗ планируется расширять еще на 200 ГА, тогда, мол, и инвестору «ПетроКазахстан ойл Продакст» будет интереснее и выгоднее заниматься проектом. Однако замначальника управления городской прокуратуры Батыр Ергешов напомнил, что на расширенном заседании правительства президент страны Касым-Жомарт Токаев поручил проверить эффективность всех свободных экономических зон по стране, намекая на то, что неизвестно, расширится или закроется СЭЗ в Шымкенте.

«Президент страны дал поручение изучить эффективность деятельности СЭЗ по республике. (…) Предполагаю, что определенные СЭЗ либо закроются, либо переориентируются», – отметил заместитель начальника управления прокуратуры Шымкента Батыр Ергешов.

В обоих вариантах строительство не займет больше 2-3 месяцев, уверяют газовики, и это позволит несколько лет спокойно ожидать появления третьей городской газораспределительной станции.

Принимая резолюцию заседания совета, его участники все же потребовали отменить 100% предоплату и штрафные санкции (в виде оплаты упущенной выгоды и начисления коэффициентов при перерасходе газа) для промышленных предприятий, особенно занятых в сфере отечественного производства, как противоречащих требованиям Гражданского кодекса. Вторым пунктом решено запросить информацию о ценообразовании товарного газа для города Шымкента и предоставить сведения о проделанной работе. В-третьих, инициировать письма в акимат о принимаемых мерах по строительству новой ГРС с четкими сроками начала и завершения работ.

Мира Бахытова, Шымкент

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: