Почему в этом заинтересован российский инвестор, решивший вложить 80 млрд тенге на первом этапе, рассказывает директор ТОО "Акжол Газ Сервис" Руслан Акжолов.
– Расскажите о проекте.
– Над ним наша компания работает второй год. Как вы знаете, Актюбинская область – это нефтедобывающий регион. Вместе с черным золотом выходит и попутный газ, который сжигается на факелах. В общем, загрязняет атмосферу. По большому счету, деньги выбрасываются на ветер, в то время как газа не хватает. Первое предложение было такого характера: давайте перерабатывать попутный газ в электроэнергию, которую можно использовать на том же месторождении. Сейчас это уже делается. Второе – установка по сжижению метана. В любом сжигаемом попутном нефтяном газе до 70% метана (СН4). Его в сжиженном состоянии также можно использовать на месторождениях в качестве газомоторного топлива. Проект нами разрабатывался в ТОО "Казтуркмунай" (дочернее предприятие АО "НК "Казмунайгаз"). Сейчас это все на рассмотрении – бюрократия есть везде. Несколько, конечно, затянулась история – третий год пошел. А в феврале этого года выходит постановление Правительства о расширении применения газомоторного топлива.
– То есть ваша идея здесь как нельзя кстати?
– Да, она уже витала в воздухе. Мы начали дорабатывать проект по использованию газомоторного топлива в масштабах города, области и далее по всей стране. Китай уже вовсю использует сжиженный природный газ (СПГ). Его же и Европа вся использует. В России СПГ широко применяется в Татарстане. Но почему-то дальнейшего распространения по РФ нет.
– Поэтому не случайно, что ваши партнеры именно оттуда?
– Конечно. Главный наш партнер и инвестор – ГК "РариТЭК" из Набережных Челнов. В компании разработали всю специфику газомоторного топлива, систему впрыска. Работают совместно с ПАО "КамАЗ". Это тоже наш партнер.
"РариТЭК" – одна из крупнейших компаний Татарстана, работающая по программе развития альтернативных источников энергии. Работает совместно с ПАО "Газпром". Программа развивается параллельно: "Газпром" развивает сеть заправок производства СПГ и КПГ на территории России, а "РариТЭК" обеспечивает перевод техники на данный вид топлива. В основном это грузовая и коммунальная техника, общественный транспорт.
– Почему ваши партнеры так заинтересовались проектом производства и использования газомоторного топлива, что готовы инвестировать?
– И они заинтересованы, и Китай в развитии транспортного коридора Азия – Европа. КНР может увеличить наш транзитный потенциал в десятки раз.
– Но при использовании СПГ нужна сеть заправок на всем протяжении транспортного коридора?
– Инфраструктура: заправки, топливо, сервисные центры. Вся страна будет задействована в этом. Это отдельная отрасль в экономике. Подход ко всему станет иным. Использование газомоторного топлива на основе СПГ – прямой путь к удешевлению тарифов и улучшению экологии. В себестоимости любого товара и услуги большую долю составляют перевозки.
– Еще одна составляющая проекта – сборка автотранспорта, работающего на газомоторном топливе. Как она будет осуществляться?
– В скором будущем мы уже начнем переоборудование автомобилей. Есть договоренность на поставку авто (КамАЗ) без двигателей с Кокчетавского автозавода. Двигатели нам поставят Ярославский моторный завод (ЯМЗ) и непосредственно "РариТЭК". Навесное оборудование, мусоросборочное, поливочное и другое, мы будем производить здесь сами. Как правило, там нет ничего технически сложного.
– Насколько известно, ваша компания в рамках проекта выпустила опытный образец газопоршневой электростанции.
Да, мы уже приступили к выпуску газопоршневых электростанций (ГПЭС) малой мощности, работающих на метане. Это альтернативное решение обеспечения электроэнергией населенных пунктов. Если раньше применяли повсеместно дизельные электростанции, то сейчас большая потребность региона в ГПЭС небольшой мощности от 20 до 300 КВт. Мы получили сертификат и начинаем их промышленное производство. Один цех мы уже подготовили.
– А что входит в комплексный проект?
– Строительство газоперерабатывающего завода (производство СПГ), автосборочный завод, криозавод, производство ГПЭС, испытательная лаборатория, утилизация природного нефтяного газа. Фишка в том, что программное обеспечение электронного оборудования наши IT-специалисты будут готовить здесь.
– На первоначальном этапе вы планируете?..
– Производить сборку, сервисное обслуживание и переоборудование автомобилей двигателями, работающими на газомоторном топливе, пока на этой небольшой площади нашего предприятия.
– Сколько будет инвестировано в предприятие на первом этапе и какое количество рабочих мест планируется создать?
– 80 млрд тенге с созданием 500 высококвалифицированных рабочих мест.
– Откуда взять столько квалифицированных кадров?
– В Казанском федеральном университете (КФУ) на сегодняшний день обучается по разным специальностям больше 120 актюбинских студентов. С помощью представителя Республики Татарстан в Правительстве Республики Казахстан Дениса Валиева мы заключаем договоры о подготовке специалистов. Мы выступаем заказчиком, КФУ – исполнитель. Компания "РариТЭК" предоставляет места для прохождения производственной практики. Обеспечение кадрами – дело времени. Надо просто приложить усилия.
– И немного об инвестициях.
– 80 млрд на первом этапе придут к нам в виде оборудования и технологий. Это предоставит ГК "РариТЭК". Если мы запустим проект, то ЯМЗ планирует в Актобе начать производство двигателей на газомоторном топливе.
– О какой-то сумме инвестиций в производство двигателей можно говорить?
– Наверное, рано. Но только одна технологическая линия по сбору двигателей стоит 20 млрд тенге. Если же говорить об общей сумме инвестиций, то проект оценивается не менее чем в 400 млрд тенге. Это только цепочка из шести основных производственных составляющих, о которой я говорил несколько ранее. Сама же цепочка гораздо длиннее. И все это применять комплексно – наша идея.
– Где можно еще использовать СПГ?
– Для газификации отдаленных населенных пунктов. Сжиженный природный газ легко транспортировать. В Европе именно его используют. У них нет газопроводов в каждый городок. Метан легче воздуха, поэтому испаряется моментально в отличие от более тяжелых пропана и бутана, которые могут скапливаться и, как результат, воспламеняться от источника огня.
– В чем разница использования компримированного и сжиженного природного газа?
– КПГ – это сжатый метан до 250 атмосфер. Его можно получать просто из бытового газопровода. Сейчас в Актобе им заправляют общественный транспорт. Такой транспорт невзрывоопасен. Единственное неудобство – большое количество баллонов (от 10 до 13). А если использовать СПГ, то достаточно использовать один стандартный баллон, в который войдет вдвое больше газа. Будущее за сжиженным газом. КПГ – это переходной период, который был необходим.
– Насколько рассчитан проект?
– На десятилетия. В процессе будет улучшаться. Но нам нужен на начальном этапе 1 млрд кубометров природного газа в год. Но этот вопрос решится только с вводом третьей нитки газопровода "Бухара – Урал".
Семен Данилов