Есть ли будущее у стипендии "Болашак" – мнения экспертов

6814

Очередной скандал разгорелся вокруг программы "Болашак". Он связан с бывшей студенткой Валерией Гавриленко и якобы фактом незаконно выведенного из-под залога имущества. В связи с этим в обществе вновь возник вопрос о целесообразности стипендии. 

 Есть ли будущее у стипендии "Болашак" – мнения экспертов  Фото: inbusiness.kz

Некоторые даже считают, что программу пора закрывать и, вместо того, чтобы "штучно" готовить кадры, нужно приглашать иностранных преподавателей в Казахстан и вести массовое обучение студентов. Корреспондент inbusiness.kz поинтересовался мнением у казахстанских экспертов. Надо сказать, что они не столь категоричны, как пользователи соцсетей: стипендия нужна и важна, но требует некоторых реформ. 

По данным пресс-службы АО "Центр международных программ", на данный момент по программе "Болашак" подготовлено 12 474 специалиста. 

Из них: 

  • 7147 человек (57,4%) по программе магистратура;
  • 2620 человек (21%) – бакалавриат;
  • 2207 человек (17,7%) – стажировка;
  • 217 человек (1,7%) – докторантура;
  • 140 человек (1,1%) – специалист;
  • 92 человека (0,7%) – клиническая ординатура;
  • 39 человек (0,3%) – аспирантура; 
  • 12 человек (0,1%) – интернатура. 

По таким направлениям, как: 

  • гуманитарные – 50%;   
  • техническое – 41%;
  • медицинское – 7%;
  • творческие – 2%.

"Наибольшее количество выпускников закончили обучение в ведущих университетах Великобритании, США и Канады. Третье место – страны Европы – 12%. Далее следуют страны Азии и Океании, Российская Федерация. Государство покрывает расходы на академическое обучение, прохождение стажировки, перелет, медицинскую страховку, визовые сборы, приобретение учебных материалов, а также выплачивается ежемесячная стипендия. Размер стипендии зависит от страны пребывания. Обучение в среднем по программе магистратуры составляет 10 млн тенге, докторантуры – 20 млн тенге", – сообщили в пресс-службе ЦМП.

Отмечается, что на сегодня 9846 выпускников исполнили свои договорные обязательства, 2529 находятся на мониторинге трудовой отработки, 99 – на отсрочке исполнения договорных обязательств в части трудовой отработки (в связи с обучением, уходом за ребенком и т. д.). Из 2529 выпускников на мониторинге 98,7% выпускников трудоустроены и исполняют свои обязательства, 1,3% находятся на стадии трудоустройства.

"Всего 13,5 тысячи человек обучено по этой программе, количество нарушивших условия, в том числе уехавших за рубеж, порядка 2% – 200 с лишним человек. Небольшой процент", – отмечал ранее глава министерства науки и высшего образования Саясат Нурбек.

При этом он же заявлял, что программа "Болашак" нужна, потому что есть те компетенции, которые пока нет возможности формировать в Казахстане.

С его мнением солидарен политолог Газиз Абишев. 

"Казахстан переживает большой кризис депрофессионализации кадров. Это очевидно всем. Сохранение компетентностного и интеллектуального суверенитета – это должно быть вообще задачей номер один для Казахстана. И "Болашак" – это уникальное окно в западный мир. Потому что, надо признать, за десятилетия мы все-таки не сумели сохранить тот технологический и технократический задел в нашей системе высшего образования. Это видно и по объединению кафедр и недостаточной остепененности, по низкому количеству публикационной активности в международных журналах, по отсутствию реальных патентов и изобретений и, соответственно, по отзывам самих выпускников школ, которые уезжают на учебу за рубеж, и родителей", – сказал он. 

Он напомнил, что 100-150 лет назад, во времена Абая Кунанбаева, Шокана Валиханова, академика Куаныша Сатпаева, источником знаний была Россия.

"Но сейчас благодаря программе "Болашак" мы перестали зависеть от России. Мы получаем самые лучшие знания в вузах США, Великобритании, Сингапура, Швейцарии – в самых лучших университетах мира. Это дает нам эта программа. И, конечно, это нужно сохранить", – указал спикер.

В пример он привел аналогичные программы, которые действуют во многих странах мира. В Эмиратах, Саудовской Аравии, Катаре, где десятилетиями отправляют своих граждан на учебу за рубеж. В итоге они сформировали целый англоязычный интеллектуальный класс, который обеспечивает, по словам Газиза Абишева, нынешние успехи того же Дубая или Абу-Даби. 

"Конечно, программа нужна. Один, два, ну пусть десять, пятнадцать коррупционных скандалов на фоне 20 тысяч выданных стипендий. Такая доля скандалов, такая доля нарушений гораздо ниже, чем доля нарушений при любой системе государственных закупок или чего-либо еще. Поэтому, конечно, ни в коем случае нельзя думать об отмене программы "Болашак", – резюмировал он.

Политолог Замир Каражанов считает, что программа нужна, однако она нуждается в трансформации.

"Программа нужна, она создавалась на заре независимости, и одна из целей этой программы была связана с тем, что Казахстан интегрировался в мировую и политическую сферу, но у нас была такая нехватка кадров... Сейчас историческая ситуация поменялась… Сейчас требования другие. Но смысл этой программы остается такой же – в любом случае необходимость кадров есть. Единственное – чем она продиктована и для каких целей необходимо готовить кадры? В этом вопросе нужно подумать, чтобы понять ее эффективность и отдачу", – говорит эксперт. 

При этом он сравнил ее охват с аналогичными зарубежными программами.

"За все эти годы было подготовлено порядка 13 тысяч человек по этой программе, то есть не так много людей, которые получили образование по программе "Болашак". Хотя в Китае, по-моему, больше 100 тысяч человек обучается за учебный год, а в России – 70 тысяч. То есть мы видим, что эта программа по количеству людей не всех охватывает, и она, скажем, сильно уступает тем грантам, которые предоставляет зарубежное правительство нашим гражданам, предоставляя им возможность обучиться за рубежом. Это еще одно основание задуматься по поводу этой программы – она должна иметь более широкий охват. Но если не может обеспечить широкий охват, то она, по крайней мере, должна четко ставить задачи – каких специалистов готовить", – считает Замир Каражанов. 

По его мнению, программу нужно реформировать и модернизировать под существующие реальности. 

Бауыржан Абуов, магистр наук в образовательном лидерстве и анализе образовательных политик, также прокомментировал ситуацию. 

"Программе есть куда расти и развиваться. При этом объективно нужно отметить, что это одна из самых успешных и устоявшихся программ на территории Казахстана и может считаться гордостью нации. Так, помимо самой стипендии, ведется работа по поступлению в зарубежные вузы по межправительственным грантам, начали отдельно работать с наукой и с преподавателями вузов", – пояснил он.

При этом эксперт выступает за увеличение количества граждан, которые учатся за рубежом, но опасается, что государство может не потянуть такие объемы, так как это будет дорого.

Напомним, что нынешний скандал с "Болашаком" не единственный. В начале прошлого года депутаты фракции "Ак жол" просили Генеральную прокуратуру и агентство РК по борьбе с коррупцией разобраться с сомнительными тратами и сигналами о коррупции в центре программы, указывая при этом на завышенную стоимость обучения.

"Годовая стоимость обучения доходит до 30 млн тенге в зависимости от страны. По информации болашаковцев, она завышена. Например, если учеба в докторантуре Университета Лестера стоит 100 тысяч долларов, то "Болашаку" она обошлась в 270 тысяч долларов. Поступают сигналы о коррупционных схемах по получению 30% агентских комиссий за каждого стипендиата третьими лицами. Об этом сообщают представители британских университетов. Есть предположения, что оплата агентской комиссии была и в других университетах, а согласие на агентскую комиссию – основание для направления стипендиатов именно в эти вузы. Может, поэтому в списках рекомендованных появляются вузы с низким рейтингом", – предположила тогда экс-депутат мажилиса Айгуль Жумабаева. 

Позже ее поддержал коллега из сената Андрей Лукин. По его словам, в результате отсутствия должной организации работы Центра международных программ – администратора программы "Болашак" и надлежащей координации со стороны министерства науки и высшего образования средства, выделенные на подготовку и повышение квалификации кадров за рубежом, используются нерационально либо расхищаются. А это, в свою очередь, влечет за собой необоснованные бюджетные затраты.

Тогда он заявил, что полученная по программе специальность не используется в Казахстане. Сам проект, по его словам, превратился в учебный туризм, учитывая тот факт, что за рубежом остались уже 270 выпускников программы.

Изображение Pexels с сайта Pixabay

Читайте по теме:

Миннауки РК намерено экстрадировать беглую студентку из Англии

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться