Ежегодные встречи поклонников творчества Владимира Семеновича в день его рождения в Шымкенте стали устоявшейся и нерушимой традицией. Неслучайно они проходят под неизменным девизом – перифразом названия известной кинокартины, в которой снимался актер, "Время встречи изменить нельзя".
Притом что суть ежегодных встреч всегда одна – любители и почитатели творчества Высоцкого собираются послушать его песни и стихи, а также посвященные ему произведения, их программа никогда не повторяется. Более того, организаторы стараются каждый год внести что-то новое, удивить зрителей какой-то изюминкой.
Так, нынешний вечер начался с необычного вступления – просмотра фрагментов документального фильма "Владимир Высоцкий глазами клоуна", построенного на воспоминаниях о встречах с ним Юрия Никулина. Во время демонстрации кадров с песнями Высоцкого на цирковую тематику на сцене и в зрительном зале чудил настоящий клоун, а также взмывала в высоту воздушная гимнастка.
Тем самым цирковой антураж выступил новым ракурсом в подаче произведений барда. В прежние годы, помимо привычной гитары, Высоцкого играли на аккордеоне, баяне, флейте, саксофоне, экзотическом укулеле (гавайская гитара) и даже в исполнении военно-духового оркестра. Его песни и композиции представали в различных жанрах: джаз, рок, поп, эстрадная и народная музыка.
Эта жанрово-инструментальная широта, с одной стороны, является подтверждением неисчерпаемости наследия Высоцкого, богатства вариантов использования его музыки, а с другой – особенностью шымкентских вечеров. Член ташкентской делегации, знаменитый узбекистанский бард Леонид Пузырев, более известный как Сэм Пузырев и просто дядюшка Сэм, признался, что подобные мероприятия в Ташкенте проходят в очень узком формате: выступают только барды, да и собирают они гораздо меньшую по численности публику.
Самого Пузырева тоже можно отнести к уникальным "фишкам" шымкентских встреч. Дядюшка Сэм приезжает в Шымкент 25 января уже четвертый год подряд, несмотря на свои собственные именины. Он абсолютный ровесник Высоцкого: родился с ним в один день и один год. Об удивительном совпадении дат рождения он узнал лишь после смерти Владимира Семеновича. Но ему довелось лично пообщаться с будущим кумиром миллионов в молодости.
"Я встречался с ним один раз, это было в начале 1960-х годов в Люберцах, – поведал Леонид Пузырев. – Я приехал к друзьям, которые и рассказали мне о тогда еще не очень известном исполнителе. Мы познакомились, пели всю ночь друг другу свои песни. Тогда он не произвел не меня особого впечатления, у нас оказались разные музыкально-творческие интересы. Володя пел так называемые уличные, блатные, песни, а я уже перестал их петь и занимался джазом и блюзом.
Но потом, когда спустя время он смело поднимал острые социальные и политические темы, Володя стал для меня по-настоящему интересен и дорог. Именно социальной песней, бесстрашием и необычной подачей он прогремел на весь мир. В то же время он пленил народ удивительной разноплановостью: помимо социальной, в его стихах мы встречаем и военную тему, а также лирику, философию, юмор и так далее".
В целом ташкентский гость достаточно высоко оценил уровень и значимость проведения шымкентских встреч, поставив их выше географических и каких-либо других рамок: "Это отнюдь не местное событие. Это событие большого количества населения не только бывшего Советского Союза, но и стран социализма и капитализма, которое сейчас живет в разных государствах, но продолжает любить Володю, чтить его и петь его песни. Ведь он – наша общая величина и достояние".
Директор шымкентского музея Высоцкого Марс Садыков представил собравшимся видеоотчет о недавней поездке в Екатеринбургский музей Высоцкого.
"В гостях" были показаны некоторые экспонаты шымкентского музея Владимира Высоцкого, продемонстрированы аудио- и видеозаписи с его концертов в Шымкенте (тогда Чимкенте) в 1970 году, а также последняя работа местных энтузиастов – фильм о пребывании Высоцкого в Кентау "Владимир Высоцкий: "У вас прекрасный город!" (автор сценария Владимир Хаев, видеомонтаж – Александр Стефанков).
Он повествует о событиях 28 августа 1970 года: в этот день артист дал здесь два дневных концерта в здании местного лектория на 500 мест. В Кентау Высоцкий прилетел на Ан-24, на нем же отправился обратно и уже вечером пел перед шымкентским зрителем. Известно, что в течение нескольких августовских дней Высоцкий выступил в Шымкенте с тремя десятками концертов.
Память об этих гастролях оставила большой след в культурной жизни города. Свидетельства о пребывании Высоцкого на южноказахстанской земле, а также все, что связано с ним и его творчеством, до последних лет жизни собирал местный фанат артиста, бывший летчик Павел Кузнецов. Эту уникальную домашнюю коллекцию и стали называть музеем Высоцкого в Шымкенте.
Притом что домашний музей не имел никакого статуса, он стал известен даже в дальнем зарубежье и установил тесные партнерские связи с московским Государственным культурным центром-музеем Владимира Высоцкого. После ухода из жизни Павла Кузнецова в декабре 2009 года все это наследие было передано его другу и бессменному помощнику – Марсу Садыкову, который ныне является официальным хранителем и директором музея Высоцкого.
Год назад в областном русском драмтеатре была выделена комната под стационарный музей, который начнет работу после решения всех организационных вопросов. Помимо этого, как рассказал Марс Садыков, он будет существовать в виртуальном формате. Есть также планы по увековечиванию Владимира Высоцкого в Шымкенте – актеру хотят установить парковую скульптуру на одной из аллей Центрального парка, где он пел свои песни в 1970 году. Концептуальное видение будущего изваяния есть: по убеждению Марса, это должен быть шымкентский Высоцкий – такой, каким он запомнился зрителям на концертах.
Любовь и интерес к нему шымкентцев, судя по переполненным залам на ежегодных январских встречах, не угасает почти уже полвека. По убеждению постоянного ведущего вечеров худрука областного русского драмтеатра Игоря Вербицкого, говоря о Высоцком, не следует говорить, что "ему исполнилось бы, он был бы": "Потому что он живой! Он – живой, пока на своих вечерах будет собирать такие залы!"
Вышедшая на сцену под занавес вечера военный корреспондент воинской части 6506 Национальной гвардии РК Альфия Ахмеджанова перефразировала уже перефразированное высказывание: "Эти встречи отменить нельзя. Потому что они – продолжение Высоцкого…"
Клара Ларина