Они приговорены к одному году лишения свободы по статье 392, ч. 1, УК РК (незаконное пересечение государственной границы Республики Казахстан вне пункта пропуска). Наказание отбывать будут в учреждении с наиболее мягким режимом.
"Это самый низший из низших сроков наказания за подобное деяние. Кроме того, учитывая внесенные 11 января 2020 изменения в УК РК, время содержания под стражей до вступления приговора в законную силу засчитывается в срок наказания из расчета один день за два дня отбывания наказания в учреждении минимальной безопасности. Следовательно, так как подсудимые находились под стражей с 18 октября 2019 года, их срок нахождения под стражей будет считаться не 3 месяца и 3 дня, а 6 месяцев и 6 дней. Отбывать наказание придется только 5 месяцев и 24 дня", – пояснила участникам процесса судья районного суда города Зайсан ВКО Шынар Оспанова.
Участники процесса остались довольны решением суда. По словам адвоката подсудимых Ляззат Архатовой, суд вынес справедливый вердикт.
"Да здравствует наша независимость. Спасибо президенту, спасибо Елбасы. Спасибо казахстанскому суду. Ребята остались на родине. Депортации не будет", – не скрывала своей радости она.
Отметим, что на судебных процессах подсудимые акцентировали внимание суда на том, что своими глазами видели "лагеря перевоспитания" в СУАР КНР, подвергались пыткам, и что в данное время оказывается давление на их родственников. И что были вынуждены бежать. В случае возвращения в КНР, уверяли они, им грозит смерть. В поддержку этнических казахов выступили десятки активистов.
На второй, решающий судебный процесс поддержать обвиняемых пришли также порядка ста активистов.
Они собрались у здания суда задолго до начала заседания, скандировали "Бостандық", "Свободу". Ближе к началу процесса все, кто пришел поддержать Мурагера и Кастера, начали штурмовать здание. Потом какая– то часть активистов пыталась ворваться в зал суда, где уже находилось порядка тридцати человек, в том числе и родственники подсудимых. Из зала сюда выпроводили женщину, которая представилась вторым адвокатом подсудимых. Активисты и адвокат Ляззат Архатова заявили, что не признают ее и не знают, кто ее нанял. Следом возникли разногласия между самими активистами, которые стали выяснять, кому можно, а кому нет в зале суда. В итоге судебный процесс начался на час позже назначенного времени.
Судом дополнительно был опрошен ряд свидетелей, в том числе двое пограничников, которые в день, когда Мурагер и Кастер тайно пересекли границу, находились на посту. Также представитель партии "Ата Журт", который оказал поддержку этническим казахам в Казахстане, и свидетель, в дом которого пришли в день пересечения границы.
"3 октября я вышел на улицу ночью по нужде. Вдруг меня окликнул кто-то, сказал "ага". Когда я подошел, увидел двух парней, они сказали, что заблудились. Сказали мне, что они скот пасут. Попросили телефон, чтобы позвонить. Но, так как была ночь, я с подозрением к этой просьбе отнесся. Сказал, что не дам телефон. Один остался снаружи, другой зашел во двор и продиктовал мне номер, я позвонил. После того как с кем-то переговорил, он спросил, как проехать в село Шелекты. Потом ушли. Утром мне позвонил человек, которому они звонили, спросил, где их найти. Но я не знал. Потом один из них опять пришел. Сказал, что они ночевали рядом с могилами, попросил еды. Я их покормил. Потом из Нур-Султана приехал человек, как оказалось, зять одного из них. Все вместе чай попили, и они уехали", – рассказал свидетель Асылбеков.
Подсудимые признали свою вину в пересечении границы и, как и их адвокат, просили суд не судить строго.
"Прошу не привлекать к уголовной ответственности моих подзащитных, так как они сбежали от геноцида в отношении этнических уйгуров, узбеков, татар и казахов. В этом концлагере творятся жуткие вещи. Мои подзащитные не скрывались, после пересечения границы РК сами пришли и попросили убежища. Просим принять справедливое решение", – отметила адвокат Ляззат Архатова.
Судом были учтены как отягчающие ответственность обстоятельства, это то, что преступление было совершено в группе лиц, так и смягчающие обстоятельства.
"Как установил суд, подсудимые добровольно заявили о незаконном пересечении границы, активно способствовали раскрытию преступления путем дачи подробных признательных показаний о месте и способе совершения преступления, признали свою вину, раскаялись в содеянном. Оба подсудимых молоды, ранее не судимы, имеют на иждивении малолетних детей, престарелых родителей. Эти обстоятельства суд признал исключительными смягчающими обстоятельствами и не применил наказание в виде выдворения за пределы Казахстана", – отметила судья.
Напомним, что суд по делу Мурагера Алимулы и Кастера Мусаканулы – двух этнических казахов из Синьцзяна, обвиняемых в незаконном пересечении казахстанской границы, начался в районном суде города Зайсан Восточно-Казахстанской области 6 января. Первый процесс тоже прошел бурно, с участием нескольких десятков человек, выступивших в поддержку обвиняемых.
О побеге Мусаканулы и Алимулы из КНР стало известно 14 октября 2019 года, во время пресс-конференции в Алматы. Позже они были арестованы, и информация о возможной передаче этнических казахов Китаю взбудоражила общественность. Адвокат обвиняемых сообщила, что в случае выдворения из Казахстана двух молодым людям грозит смертная казнь.