Тема обсуждалась на Atameken Business в программе "Время говорить". Спорное предложение минторговли пока не получило законодательной основы, передает Inbusiness.
Асет Айтбаев, управляющий директор департамента торговли НПП РК "Атамекен"
– Это не совсем неожиданно. Конечно, это не в один день все родилось. Обсуждалось заранее. Мы изначально против этой инициативы, понятно. Ну все бизнес-сообщество против, это естественно. В двух словах это – дополнительный штраф на субъекты предпринимательства. За то, что они не урегулируют конфликт с потребителем на досудебном этапе, и если там дело перейдет в суд и суд их признает виновными по тем или иным статьям, то, помимо штрафа, по КОАП (Кодекс РК об административных правонарушениях. – Прим. ред.) они еще будут платить штраф так называемый. Но уже не в пользу государства, а в пользу общества по защите прав потребителей, которые эти иски и подают.
Вероника Нурпеисова, советник председателя Ассоциации общественного питания РК:
– Даже не в пользу потребителя, а в пользу именно общества. И штрафы будут от 10% до 50% от суммы, то есть это какой-то кошмар. Человек пришел, условно говоря, не понравилось ему пирожное, он где-то откусил, потом принес в магазин, условно говоря. Пирожное стоит 1000 тенге, и он должен защите прав потребителей, они досудебно рассматривают, заплатить 500 тенге, потом еще штраф в суд... для чего какому-то обществу платить вот эти суммы? Самое главное здесь – коррупционный момент, то есть на стадии общества защиты прав потребителей они могут решить: подавать дело в суд или не подавать.
Данил Москаленко:
– Предлагает все это министерство торговли. Мы сделали запрос. Пригласили их официальные лица. Не нашлось пока времени, обещали попозже ответить. Почему бизнес против? С моей стороны, как потребителя, может, очередная ступенька по защите моих прав? Выглядит так.
Асет Айтбаев, управляющий директор департамента торговли НПП РК "Атамекен"
– Ну, во-первых, на чем мы акцентируем внимание, то, что сейчас действующее гражданское законодательство, административно-процессуальное законодательство не запрещает потребителю точно так же обращаться в общество по защите прав потребителей, с тем чтобы они защитили их права в суде либо на досудебном этапе помогли разобраться с предпринимателем, с которым возник конфликт. Поэтому введение этой нормы не нужно, нецелесообразно. Зачем это нужно? Непонятно. Во-вторых, разработчик этой нормы – минторговли апеллирует тем, что это дополнительный инструмент по защите потребителей. Да, мы, как Нацпалата, понятно, защищаем интересы в первую очередь бизнеса, но все мы люди, как вначале сказали, это коснется всех потребителей, мы являемся потребителями.
Спикеры отметили, что ранее подобная законодательная норма действовала, но в 2010 году ее поставили на утрату.
Штрафы выросли в разы, а потребитель и так имеет возможность обращаться с жалобами в различные инстанции, поэтому необходимость в такой норме отпала, пояснила Вероника Нурпеисова.
К примеру, сейчас по 425-й статье штраф от СЭС по заявлению потребителя составляет 230 МРП.
Вероника Нурпеисова, советник председателя Ассоциации общественного питания РК:
– На самом деле, я уже повторюсь, это коррупционные риски.
Данил Москаленко:
– Почему Вы считаете, что это коррупционные? Объясните, пожалуйста. Вот для меня, как потребителя, вроде бы логично.
Вероника Нурпеисова, советник председателя Ассоциации общественного питания РК:
– Вы – защита прав потребителей. К вам, допустим, пришел Асет и говорит, ему не понравилось в кафе "Ромашка", как его покормили. Вы приходите ко мне, к собственнику, и говорите мне: вот поступила жалоба от гражданина Н., его невкусно покормили. В общем, давай плати мне 5000 тенге, мы все замнем, закроем, а с ним договоримся. Это во-первых. Во-вторых, на что идут эти деньги? Для чего идут эти деньги?
Асет Айтбаев, управляющий директор департамента торговли НПП РК "Атамекен":
– Министерство это аргументирует тем, что вам переживать, если они такие добросовестные предприниматели, с ними ничего не случится, на них никто в суд не подаст. Поэтому что переживать? Эта риторика не совсем правильная, я считаю, потому что тут нет четкой грани.
Полную версию программы "Время говорить" можно посмотреть по ссылке.