– Январские события и в целом ситуация в мире, которая возникла после февраля, подхлестнули разного рода миграционные потоки. Мы помним, что в девяностые годы очень много немцев уезжало. Какова сейчас ситуация? Насколько немцы в Казахстане чувствуют себя комфортно?
– Вне всяких сомнений, год выдался сложным. Это и последствия двухлетнего периода пандемии, хрупкое восстановление деятельности бизнеса и других институтов общества, возврат к привычному "живому" формату работы. И, конечно же, трагические январские события, которые стали поворотным этапом для нашей страны. Нам всем удалось преодолеть это сложное время благодаря консолидации общества вокруг президента Касым-Жомарта Токаева, который выдвинул целый ряд кардинальных реформ. Самоорганизация немцев Казахстана также выступила в поддержку курса на реформы, которые давали ответ на самые чувствительные и наболевшие запросы населения.
Мы наблюдали ситуацию повышенного внимания к происходящим событиям в Казахстане со стороны зарубежных партнеров и СМИ. Нередко, читая информацию в европейских информационных источниках, встречал совершенно разную интерпретацию. Возможно, отчасти это было связано с дефицитом информации либо стало результатом ее искажения. Поэтому в начале года мы регулярно коммуницировали с представителями немецких СМИ, были активны в социальных сетях. Мы старались дать как можно больше объективной информации, как для наших земляков, которые проживают сегодня в Германии, так и для партнерских организаций, с которыми мы тесно сотрудничаем.
Что касается реакции населения, в частности немецкой этнической группы, то мы не наблюдали всплеска миграционных настроений. В большей степени обращались за визой для выезда на ПМЖ те, кто ранее уже принял решение об отъезде, имел на руках все необходимые документы, но по тем или иным причинам откладывал дату выезда. Одним словом, после январских событий эмиграция не носила массовый характер. Напротив, большая часть казахстанских немцев, с которыми мы имели возможность контактировать через наши региональные общества, выражали солидарность.
Могу говорить абсолютно уверенно о том, что политика в области межэтнических отношений в нашей стране является одной из наиболее успешных. Этот вывод я делаю, имея достаточно четкое представление о ситуации в других странах, где проживают немецкие этнические меньшинства. Возможность изучать родной язык, сохранять традиции, являясь при этом полноправным гражданином родной страны, – это то, чем мы гордимся. Изучать историю Казахстана и государственный язык, уважать казахскую культуру и обычаи для меня является абсолютно естественным. А выступая на спортивных соревнованиях, всегда старался достойно представлять нашу страну, не важно, будь это Берлинский марафон, старт Ironman в Эстонии или заплыв через пролив Босфор.
– 14 января прошли выборы в сенат, а они прошли достаточно конкурентно, и сейчас для формирования нового сената остались места, которые заполняются по президентскому списку, и в том числе по новой модели пять мест от Ассамблеи народа Казахстана. Вы входите в Совет ассамблеи, почему, на Ваш взгляд, АНК должна быть представлена в законодательном органе?
– Регионы выдвинули своих представителей в верхнюю палату парламента. На мой взгляд, очень важно, что Ассамблея народа Казахстана сохранила свою представленность в парламенте, но уже на уровне сената. Это еще раз подчеркивает тезис нашего президента о том, что “мы разные – но мы равные”, а наша сила в единстве. Для нашего большого многонационального Казахстана вопрос межэтнического согласия, доступность социальных “лифтов” для всех категорий граждан являются очень чувствительными и важными. В случае поддержки кандидатов от АНК главой государства в сенат войдут представители этнокультурных объединений, являющиеся не просто активными членами ассамблеи, но имеющие проактивную гражданскую позицию, достаточный опыт, ежедневно занимающиеся, помимо профессиональной, также и общественной деятельностью.
– Расскажите немного подробнее, какова сегодня роль ассамблеи в развитии гражданского общества? Какие задачи решает АНК с этнокультурными объединениями и насколько ее миссия актуальна на сегодняшний день?
– Погрузившись в деятельность ассамблеи более пяти лет назад, я почувствовал и увидел, какую разноплановую и нужную работу ведет данная организация. Сам стал частью этого процесса, ведь немцы Казахстана традиционно были интегрированы и вовлечены в жизнь ассамблеи. Часто многое делается силами волонтеров, активистов, молодых людей, многое делается на общественных началах, делается без “пафоса” и не напоказ. Но, как это нередко бывает, не вся работа видна и заметна, и мы иногда можем лишь догадываться о ней. Но стоит только прекратить, прервать, как сразу становится очевидно, какое значение эта работа имела на самом деле. Поддержка молодежи и развитие молодежных лидеров, советы матерей, межэтническая медиация, культурный обмен, поддержка предпринимателей, продолжать могу очень долго. Образно говоря, широкой аудитории видна лишь верхушка айсберга, а вся непростая рутинная работа остается "под водой".
– Политические реформы выходят на завершающую стадию, объявлена дата досрочных выборов в мажилис и маслихаты. Каково Ваше отношение к этим политическим изменениям?
– Мы все были свидетелями того, как на протяжении последних месяцев широко и активно в обществе и средствах массовой информации обсуждалась Программа политической модернизации президента Токаева. Обратная связь, которую мы получаем через наши региональные общества, говорит о полной поддержке казахстанскими немцами предложенных реформ. И не просто поддержки, а готовности принять самое непосредственное участие в ее реализации. Это вполне ожидаемо, так как изменения направлены на улучшение жизни населения, укрепление политической системы, соблюдение и защиту прав и свобод граждан.
Новый Казахстан открывает и новые возможности для участия граждан в политической жизни страны, создает условия для реализации своих политических взглядов представителей всех без исключения этносов, как на республиканском, так и на местном уровне.
Реформа придала импульс для развития политического плюрализма, созданы дополнительные возможности для появления новых политических партий, представляющих различные категории электората в конкурентном поле. Это мы с Вами уже можем наблюдать, процесс запущен, и уже в марте этого года мы увидим много новых лиц в мажилисе.
Укрепление системы сдержек и противовесов, четкое разделение и независимость ветвей власти, создание Конституционного суда формирует благоприятную среду для привлечения иностранных инвестиций в республику. Об этом свидетельствует растущий интерес германского бизнеса к развитию деловых отношений с казахскими деловыми кругами. И наш фонд обязательно продолжит данную работу.
– Евгений, Вы являетесь членом Делового совета, казахстанско-германского, который после нескольких лет паузы возобновил свою деятельность. Какие планы и насколько активно, потому что Германия в первой пятерке по инвестициям в Казахстан, но не в лидерах. Каково отношение немецкого бизнеса к Казахстану, насколько активно работают, как много здесь совместных предприятий, какие сферы интересов немецкого бизнеса здесь?
– Германия традиционно и стабильно присутствует в качестве инвестора в Казахстане. Пусть эта позиция и не является лидирующей, но в Германии business as usual предполагает, прежде всего, устойчивость или, если другими словами, надежность, долгосрочный характер и предсказуемость. За последние 15 лет объем немецких инвестиций в экономику Казахстана составил порядка 5 млрд долларов, а число компаний с участием немецкого капитала превысило 600. Среди них крупнейшие игроки, такие как Siemens, Knauf, Linde, Heidelberg и еще целый ряд технологичных компаний. Сегодня наблюдается и релокация немецких компаний из России.
– Приезжала большая группа немецких бизнесменов недавно. О каких проектах речь шла, в каких сферах?
– Прошлый год, особенно его вторая половина, выдалась очень насыщенной на международные события и визиты. В том числе со стороны наших германских партнеров. Это и упомянутый вами Казахстанско-Германский деловой совет, который успешно прошел в Берлине, это и Дни германской экономики в Алматы, а также визит в Астану министра иностранных дел ФРГ Анналены Бербок с внушительной делегацией официальных лиц, депутатов Бундестага и капитанов немецкого бизнеса. Налицо интенсификация политических и экономических отношений между нашими странами. Причем заявлены масштабные проекты, аналогов которым сложно найти в мире. В частности, строительство завода по производству “зеленого” водорода и электростанции на 20 ГВт в Мангистауской области. Это будущий драйвер экономического развития региона, трансфер технологий, современные компетенции, квалифицированные рабочие места, а также развитие смежных секторов, прежде всего возобновляемой энергетики.
Сельское хозяйство представляет также большой интерес для Германии. С приходом в нашу страну мирового лидера по производству сельхозтехники – компании Claas, с открытием завода и локализацией производства в Северо-Казахстанской области, начал постепенно формироваться новый технологический кластер, следом потянулись производители комплектующих, моментально возросла потребность в квалифицированных технических кадрах в регионе.
Мы наблюдаем новый виток интереса к сектору недропользования, “второе дыхание” может получить соглашение о технологическом и сырьевом сотрудничестве. Кроме того, Германия – признанный лидер в сфере транспорта и логистики. Это направление также находится в short list двустороннего сотрудничества, преимущественно в пассажирских перевозках.
– Мы говорим о немецких инвестициях Казахстана, есть обратная сторона медали, то есть ряд казахстанских компаний рассматривают Германию как свой рынок сбыта, и в общем хотел бы выходить на рынок ЕС. Какова здесь роль Казахстанско-Немецкого совета, поддержка казахстанского экспорта?
– Вы правы, площадка Делового совета создавалась, как “дорога с двусторонним движением”. Как вы знаете, сопредседателем с казахстанской стороны в ДС является глава президиума НПП "Атамекен" Раимбек Баталов, головной организации казахстанского бизнеса. В вопросах экспорта помогает то, что в правление Делового совета входит руководитель холдинга "Байтерек", институты развития холдинга готовы поддерживать совместные проекты бизнесменов. Казахстанские компании имеют возможность обратиться за поддержкой к нам в секретариат Делового совета, чтобы получить содействие в поиске партнеров, инвесторов, поставщиков современного технологического оборудования, решения возникающих сложностей в работе с зарубежными партнерами. Это стало особенно актуально в контексте санкционных ограничений и разрыва привычных цепочек поставок. В тесном контакте с посольством РК в ФРГ, нашими германскими коллегами – Восточным комитетом германской экономики, мы содействуем развитию сотрудничества между предпринимателями наших стран. Могу заверить, этот год обещает быть не менее продуктивным для двусторонних отношений, как в политической, так и экономической сферах.
– Раньше были программы стажировок, обучения казахстанских бизнесменов в Германии. Есть ли какие-то программы?
– Да, действительно такая программа долгое время существовала. В Германии всегда есть чему поучиться, узнать о новинках, ознакомиться с деловой практикой, управленческими подходами, системой подготовки технических кадров для экономики. Для этого в рамках Казахстанско-Немецкого бизнес-клуба, который функционирует при нашем фонде, мы активно поддерживаем развитие в Казахстане дуального обучения, вовлекая наших предпринимателей, ведем работу с колледжами и университетами. На этот год планируем встречи с несколькими бизнес-делегациями из разных регионов Германии, а также готовим деловые поездки на крупнейшие германские выставки.
– Евгений, Вы работали в НПП "Атамекен". Сейчас возглавляете одну из отраслевых ассоциаций. Насколько, на Ваш взгляд, законодательная база Казахстана соответствует нынешним потребностям бизнеса? В чем причина, что принятые законы, допустим, о саморегулируемых организациях, не работают? Что можно сделать на законодательном уровне, чтобы улучшить работу?
– Сложилось так, что нескольких пары лет работы в Национальной палате предпринимателей “Атамекен”, фактически с момента ее основания, я перешел в реальный сектор, в конкурентную сферу, и у меня появилась уникальная возможность взглянуть на ситуацию со стороны бизнеса, а не из кабинета и не через красивые презентации, ощутить все прелести бюрократии, чрезмерного, а часто нелогичного регулирования, жесткой конкуренции, дефицита квалифицированных кадров и т. д. Возможно, именно поэтому, вернувшись через три года в НПП “Атамекен” уже в качестве члена правления, я на многое взглянул совсем другими глазами. Это изменило и мои подходы к работе. Не зря говорят, что опыт работы "на земле", в регионе или в реальном секторе, необходим всем, кто занимает ответственные посты в государстве.
А законы у нас, как это справедливо отмечают, вполне грамотно написаны, вопрос скорее в том, как они реализуются. Тот же пример с саморегулированием весьма показателен. Я уже неоднократно говорил, что бизнес-среда у нас в стране во многих сферах деятельности вполне зрелая и сложившаяся. Есть все основания для перехода от повсеместного госрегулирования к саморегулированию. За примерами далеко ходить не нужно, взять хотя бы то, как ответственно бизнес подошел к выработке алгоритмов работы в условиях ковидных ограничений. Добросовестные коллеги “по цеху” сами следили за их строгим соблюдением всеми участниками рынка.
Мне, в принципе, очевидно, что глава государства куда больше доверяет отечественному бизнесу, нежели многочисленные регуляторы. Подтверждение этому – мораторий на проверки МСБ. И да, обратите внимание, что за весь период действия моратория никакого коллапса не произошло, все вполне нормально продолжает функционировать. Именно поэтому я, как член президиума НПП "Атамекен", активно выступаю за дальнейшее и более динамичное развитие института саморегулирования в отраслях и различных видах профессиональной деятельности.