Президент КМК "Астана Моторс" Нурлан Смагулов неоднократно говорил о том, что за всю историю существования компании постоянно слышит вопросы о том, почему не производит автомобили. Шесть лет назад у компании появился первый завод, где собираются грузовики и автобусы Hyundai. Хотя о развитии отечественного автопрома глава компании задумался довольно давно. К чему приведет эволюция автобизнеса Смагулова?
Завод – казахстанский, с прицелом на соседей
В начале прошлого года компания анонсировала строительство завода по производству легковых автомобилей Hyundai. Завод будет стоять на площади 25 га в индустриальной зоне Алматы и будет иметь около 30 тыс. кв. м производственных площадей.
Сейчас цех сборки и склад компонентов завершены на 100%, до 19 января планируется закончить цеха сварки и окраски пластиковых деталей, до марта – лакокрасочный цех.
В декабре 2019 года проведен тест линии крупноузловой сборки: на заводе собрали первый автомобиль. "Крупноузловая сборка – самый примитивный этап, за него казахстанский автопром и критикуют, но это первая ступень, и мы ее даже не афишируем. Самое главное, что мы сделаем на заводе, – это цеха сварки и покраски, катафорезные ванны. Будем из штампа варить кузов, потом из самого кузова делать машину и таким образом добьемся локализации более 50%", – пояснил Нурлан Смагулов.
По его словам, в сентябре этого года будет выпущен первый автомобиль с большой долей локализации. "Получать автокомпоненты будем из России, штамп тоже из России – с санкт-петербургского завода Hyundai. Для производства собственного штампа необходимо, чтобы объем выпуска был 250-300 тыс. автомобилей в год, что в условиях Казахстана пока невозможно, потому что рынок не такой большой. Hyundai Motor Company дала нам инженерную группу. Мы также будем красить для них пластиковые изделия и посылать для сборки российских машин в Санкт-Петербург", – рассказал спикер.
Основатель "Астана Моторс" Нурлан Смагулов и генеральный директор "Астана Моторс" Бекнур Несипбаев
На первом этапе на заводе планируется производить 30 тыс. автомобилей, в последующем – 45 тыс., в том числе за счет возможностей экспорта. Будет создано 700 рабочих мест, стоимость каждого из них составит 35,7 млн тенге, производительность на одного человека достигнет 249,6 млн тенге.
"Мы уже получили обновленные расчеты стоимости автомобилей, которые будут производиться на заводе по мелкоузловой сборке. Нам удастся снизить цену на 3-4%, это будет реально: высокая доля локализации позволит это сделать", – поделился цифрами генеральный директор КМК "Астана Моторс" Бекнур Несипбаев.
Завод легковых автомобилей в Алматы, январь 2020 г.
Компания видит большие перспективы в развитии производства автокомпонентов – для собственных целей (увеличение локализации) и продажи их на рынок России (в частности, на завод в Санкт-Петербурге).
"Завод автокомпонентов планируем строить в 2021-2022 годах, будем производить сами сиденья, стекла, пластиковые изделия. Завод будет работать как технопарк: мы построим цеха и пригласим к производству автокомпонентов малый и средний бизнес Казахстана. Так делается во всем мире – когда заводы создают вокруг себя синергию, кластер малых предприятий", – говорит Нурлан Смагулов.
Он пояснил, что в строительство завода будут вложены собственные средства компании и также привлеченные. "Компания развивается не на деньги ЕНПФ или государственных институтов, мы все берем под коммерческие проценты. На завод еще не взяли, но возьмем в БРК – тоже под коммерческий процент на общих основаниях. Особых преференций от государства не просим, все получаем в рамках законодательства РК", – отметил глава компании.
"25 млрд тенге – это сумма, которая необходима для того, чтобы сделать крупноузловую и мелкоузловую сборку. В 2021-2022 годах хотим потратить более 10 млрд тенге на завод автокомпонентов, земля и инфраструктура уже есть. Сейчас формируем четкий заказ и перейдем в следующем году к строительству завода автокомпонентов", – пояснил глава Astana Group.
Продукцию завода планируется поставлять в Узбекистан. В этой стране у компании уже имеются два дилерских центра, и в 2019 году там было продано 244 автомобиля (пока немного, но рынок представляется многообещающим). В 2020 году планируется открыть еще два центра в Ташкенте и привлечь партнеров в Бухаре и Самарканде.
Также в настоящее время обсуждается возможность поставок в Украину. Туда запрещены поставки двух марок – Hyundai Accent и Hyundai Creta – с российского рынка, из-за этого объемы продаж упали в два раза (с 10-12 тыс. примерно до 5 тыс. единиц).
"Поэтому украинский дистрибьютор и Hyundai Motor Company заинтересованы покупать эти две марки у казахстанского производителя и поставлять на Украину", – объясняет перспективы и заинтересованность самой компании в этом направлении Бекнур Несипбаев.
Автобарахолка переедет в автохаб
В 2016 году Astana Motors начала осваивать новый для себя вид бизнеса – продажу автомобилей с пробегом по программе Trade-in. "Сейчас мы выкупаем подержанные автомобили, готовим их и продаем, не обязательно меняем на новые. В 2019 продали 3600 машин с пробегом, и это был рост на 60%. Открыли специализированный центр – Next Car. В 2020 году планируем увеличить продажи еще на 60%, до 6 тыс. автомобилей", – рассказал Нурлан Смагулов.
По его словам, это "один из очень интересных и доходных видов бизнеса", которым компания будет заниматься и видит в нем перспективы. В этом году КМК "Астана Моторс" построит в Нур-Султане и Алматы автохабы – большие современные автоцентры для продажи подержанных машин.
"Рынок новых автомобилей в Казахстане составляет 70 тыс. единиц в год, рынок подержанных автомобилей – 700 тыс. единиц в год, то есть в 10 раз больше. Исторически эта сфера контролировалась "серыми" продавцами на автобарахолках. Но мы видим, как во всем мире хаотичная торговля рано или поздно переходит в цивилизованный формат, и на вторичный рынок приходят официальные дилеры", – говорит Нурлан Смагулов.
В компании изучили опыт России на примере Казани и Москвы, где созданы большие хабы и под одной крышей стоят по несколько тысяч подержанных автомобилей. Автодилеры их выкупили, провели юридическую очистку, технически подготовили.
"То есть вы покупаете не сюрприз, а машину, на которую дилер дает свою гарантию, что она не имеет криминального прошлого и готова к эксплуатации. Более того, вам сразу оказывают все финансовые услуги: дают кредит на доплату разницы стоимости вашего автомобиля и того, который вы выбираете, выписывают страховку, номера вешают. И все это происходит в хорошем автоцентре, с входной группой, кафе и рестораном внутри. Вот этим бизнесом мы сейчас занимаемся и хотим продавать одинаковое количество новых и подержанных автомобилей", – рассказал президент Astana Group.
В Нур-Султане для этих целей уже приобретен участок, в Алматы идет процесс покупки участков. Строительство завершится до конца этого года. Каждый автохаб вместит до 500 автомобилей, посетители получат соответствующие финансовые услуги, смогут пользоваться мобильным приложением.
"Мы хотим поломать стереотип у казахстанцев о процессе покупки подержанного автомобиля. Большой добавочной стоимости на автомобили не будет, потому что "улица", рынок остаются. Нам предстоит работать в жесткой конкуренции. Другие автодилеры тоже будут строить хабы, многие идут в этом направлении", – поделился Нурлан Смагулов.
Итоги оказались рекордными
Подводя итоги 2019 года, Нурлан Смагулов отмечает, что прошлый год стал для компании самым успешным с периода, когда казахстанский авторынок просел. Это произошло в 2015 году на фоне девальвации национальной валюты и падения мировых цен на нефть. Тогда продажи упали в три раза: если в урожайные 2013-2014 годы продавалось по 150 тыс. автомобилей в год, то в 2016 году, после описанных событий, – 46 тыс. единиц.
"В 2016 году наши продажи составляли 8 тыс. единиц. После того как рынок нащупал дно и начался подъем, в 2017-2019 годах мы ощутили динамику. В 2019 году весь рынок продал 74 тыс. автомобилей (на 21,5% больше, чем в 2018 году), "Астана Моторс" – 21,6 тыс. единиц, что на 48% больше, чем в 2018 году. По итогам прошлого года наша доля составила 29%, и это рекорд за всю историю существования компании", – говорит Нурлан Смагулов, отмечая, что даже в 2013-2014 годах, когда весь рынок был на пике, доля компании не была такой большой, как сейчас (20-21 тыс. автомобилей из 150 тыс.).
Компания ставит перед собой и амбициозные цели на 2020 год – рост объема продаж на 26%, что составит более 27 000 автомобилей.
Елена Тумашова