Буквально на днях в действующем цеху карагандинского завода ТОО "Казпласт" прошел первый отборочный fashion-показ казахстанских модельеров-дизайнеров. Организаторы и представители проекта в Казахстане и Азии Станислав Мельников и Камила Калиева говорят, что намерены сломать стереотипы в проведении подобных мероприятий, перенеся их из пафосных ресторанов и больших городов в места необычные и интересные. Поэтому выбор индустриальной и шахтерской Караганды был не случайным, а продуманным ходом, равно как и дата мероприятия. Отметим, показ прошел 27 августа – в профессиональный праздник шахтера.
Станислав:
– Проведение показов в местах общественного питания или в выставочных павильонах, как это обычно принято, – прошлый век. Новое время требует новых подходов. Мы хотим сломать сложившиеся стереотипы, поменять отношение потребителя к подобным мероприятиям, показать им что-то новое. Мы даже хотели вначале провести модный показ возле шахт. Потом все-таки решили отказаться от этой затеи из соображений безопасности. Отказались мы и от местных ресторанов, предпочли им работающий цех завода "Казпласт". Во-первых, потому что собственник – творческий активист, ему нравится, когда организовывается что-то интересное, и он любит в этом принимать участие. А во-вторых, мы захотели продемонстрировать всем умение и профессионализм в организации подобных мероприятий с акцентом на industrial.
Камила:
– Нам не было смысла проводить показ в Астане. В рамках "Экспо" модных мероприятий было столько, что они успели порядком наскучить столичной публике, да и сами модельеры частично не верят в астанинские мероприятия, коих было слишком много за это лето, а полезности для дизайнеров никто не наблюдал. Мы организовали шоу не ради шоу. Для нас главный гость на показе – дизайнер.
– Что это за проект такой новый? Чем он отличается от всевозможных недель моды и многочисленных показов?
Станислав:
– Вы знаете, в Казахстане есть такая нехорошая тенденция – движение ради движения, без каких-либо результатов. Да, fashion week нас радуют из года в год, мы все ходим туда, обнимаемся, пьем шампанское. Но это просто модная тусовка, без больших перспектив для дизайнеров. Механизм простой: человек платит определенную сумму за возможность показать себя. Показ длится около пяти минут. Если повезет, его заметят и пригласят на другую Неделю моды или поучаствовать в другом проекте либо напишут о нем в прессе. Но на этом все, как правило, заканчивается.
Follow The Fabrika умудрилась совместить в себе все. Это и модная тусовка, и интересные показы, но самое главное – это огромные возможности для участников. Некий механизм, позволяющий дизайнерам одежды получать грандиозный опыт и множество необходимых контактов для дальнейшей работы. Поверьте, подобного проекта нет на всем постсоветском пространстве, это крутой бизнес-акселератор. Наша задача – не устраивать шоу ради шоу, мы делаем ставку на желание дизайнера расти, развиваться, коммерциализировать свое дело, выйти на международные рынки. Практически каждый участник, начиная с отборочных смотров, может получить внимание наших партнеров-грантодателей. Список грантов, я их называю "вкусные плюшечки", огромный. Это и бесплатное продвижение бренда в Интернете, и предоставление торгового места в шоу-руме партнера, и бесплатные фотосессии, создание лукбука, интервью в модных изданиях, и многое-многое другое. Количество грантов, которые может получить один участник, не ограничено. Здесь все зависит от грантодателей, в ком они увидят потенциал. А победитель гранд-финала, помимо этого, получает еще возможность участвовать в Moscow Fashion Week в 2018 году и стажироваться во Франции.
Камила:
– Мы встречались со многими дизайнерами, и они нам показывали огромные списки недель мод и показов, в которых они участвовали. А потом спрашивали нас: "И что нам даст ваша фабрика?" А мы в ответ спрашиваем их: "А что вам дало участие во всех этих неделях моды, если вы продолжаете оставаться на том же уровне?" Потом показываем им списки грантов, которые получили участники нашего проекта. Никто из них не получал ничего из того, что предлагает им сейчас наш проект. Понимаете, мы смотрим на это не как деятели искусства, а как пиарщики.
– Насколько дорого обходится участие в этом проекте и кто может стать участником?
Станислав:
– Плата за участие, я считаю, чисто символическая – всего тысяча евро. У нашего московского оргкомитета принципиальная позиция по поводу оплаты – это для них показатель деловой активности модельера. Но, заплатив как за участие в Неделе моды, вы получите полный пакет услуг, необходимый вам для показа. Однако деньги – это не гарантия участия. Из десяти готовых заплатить на отборочные смотры допускают только одного, самого талантливого и креативного. Но не все из них смогут дойти до финала.
Первые отборы проводятся удаленно. Участник присылает заполненный бриф, фотографии своих работ и видеобуки с максимальной информацией о себе и коллекции, которую он хочет продемонстрировать. Отобранных приглашают участвовать в полуфинальном смотре, который состоит из нескольких этапов. Прошедшим дизайнерам дается два месяца для подготовки конкурсного задания от жюри, чтобы побороться за главный приз. Победители каждого четвертьфинала продолжают борьбу за возможность выйти в финал. Финалисты проходят в гранд-финал, который в этом году запланирован на ноябрь.
Примечательно то, что в этом году, минуя все отборочные туры, сразу на гранд-финал в Москву поедет дизайнер, который был выбран на отборочном смотре в Караганде.
– Ему тоже нужно будет заплатить тысячу евро?
Станислав:
– Для участников данного отборочного тура участие абсолютно бесплатное. У многих дизайнеров сформировалось неверие, скептическое отношение к подобным мероприятиям, поэтому мы хотим сделать этот год показательным. С другой стороны, мне кажется, если бы мы были каким-то казахстанским подбрендом и сказали: "Заплатите нам, но мы ничего вам не сделаем", они бы точно подписались.
Камила:
– Хочу напомнить, что в Казахстане уже есть яркий пример участия в нашем проекте. Вспомните молодого дизайнера из Алматы – Сункара Есмуханова. Он поехал в Москву вне отбора. Все получилось нечаянно. Основатель проекта Мария Резникова посетила весеннюю Kazakhstan Fashion Week в Алматы, увидела его коллекцию и пригласила поучаствовать в проекте. Хоть он и не стал победителем, зато получил сразу несколько увесистых грантов.
Станислав:
– И это притом, что его коллекция очень специфичная – времена НЭП – urban. Если рассматривать с точки зрения простого, массового потребителя – покупателя из торгового центра, то он вряд ли приобрел что-то из этой коллекции. Но грантодатели считают иначе. Они видят не поверхностное креативное решение модельера, они точно знают: если уж выделяют от себя грант – эта коллекция должна выйти в массы. Он получил хороший пиар, у него хорошая цитируемость в Сети, также он получил заказы на свои изделия. Это уже показатель эффективности проекта.
– Станислав, когда Вы говорили о некоем скептицизме дизайнеров, Вы хотели сказать, что они не видят возможностей, которые Вы им предлагаете?
Станислав:
– Если честно, здесь картина вообще странная складывается. Есть деятели, имена которых называть не хочу, потому что я, как пиарщик, уважаю, которые собрали возле себя огромное количество модельеров и как бы позволили им находиться в своих шоу-румах, при этом рубят на них бабло. Само собой, модельеры тоже зарабатывают… Но наши модельеры почему-то не понимают, это все равно что упереться в стену, они не будут двигаться дальше, развиваться. Они уверены, что это их потолок. Мы так не думаем, предлагаем проломить стену и пойти дальше с нами. Но все наши попытки встречают отпор в виде сомнений, неверия и тому подобного. Да и слово "конкуренция" в нашем лице от коллег по цеху… Как раз мы вне конкуренции!
– Сколько в итоге человек участвовало в вашем первом смотре?
Камила:
– В конкурсе приняли участие пять дизайнеров. Среди них Валерия с брендом HAYRA (Узбекистан) – стиль одежды андеграунд под лозунгом "Никаких стандартов!", а также Ирина Нейбрат с брендом Neibart (Атырау), которая представила женскую и детскую одежду в стиле family look. Коллекцию стильной и удобной женской одежды и аксессуаров с национальными элементами представили две сестры из Астаны – Анеля Мейербекова и Ляззат Сагнаева под брендом Hunnu. Еще мы увидели винтажные платья из льна, шелка и шерсти от коллаборации столичных и семипалатинских дизайнеров: Джамили Умбетовой, Ляйли Джанасовой, Нурлы Кудабаевой, Арайлым Нормухановой (Семей, бренд JEMKO). Ну и последней участницей стала Фатима из Караганды с брендом Flourish, которая представила коллекцию с собственным почерком и охарактеризовала ее так: "сексуальность, роскошь сдержанности и комфорта".
Помимо этого, в рамках смотра прошло несколько премьерных показов: коллекции Whiteinspiration от Ирины Нечаевой (бренд IRRADesign), коллекции RICHWoman от модного дома ANNABell, и показ от Лаборатории моды AnnaBell.
– В чем интерес Москвы, зачем им интегрировать проект в Казахстан?
Станислав:
– Москва, да и вся европейская часть, нуждается в азиатских представлениях моды. И как бы мне ни доказывали, что наши модельеры везде ездят, на самом деле в мире их мало кто знает. Массовых имен нет. Если есть возможность за счет проекта, пусть даже московского, открыть новые имена в казахстанском сегменте fashion-индустрии, почему бы этим шансом не воспользоваться. Мы хотим помочь нашим талантливым ребятам выйти в коммерцию. Если они действительно творят, если они талантливые модельеры, у них есть знания – они должны продаваться во всем мире, а не в одном казахстанском шоу-руме.
Вообще, организаторы проекта Follow The Fabrika намерены выходить на азиатский рынок, работать с азиатскими дизайнерами. А мы, как представители этого проекта в Азии, хотим, чтобы Казахстан стал центром азиатской франшизы, чтобы дизайнеры Узбекистана, Кыргызстана, Туркменистана, Китая или Малайзии съезжались сюда для участия в проекте.
– Думаете, китайцы или малазийцы приедут сюда ради участия в этом проекте?
Станислав:
– Поверьте мне, приедут. Мы со многими разговаривали, все хотят. Самое поразительное, с чем мы сейчас столкнулись, что сам Казахстан не хочет. Дизайнеры боятся и не понимают пока, что мы им предлагаем. И это понятно: очень много обещаний им было дано, но в итоге мало что реализовалось.
– С дизайнерами картина ясна. Вы говорили про московских грантодателей, а вот что насчет казахстанских? С их стороны интерес был?
Камила:
– Список наших грантодателей довольно большой. Да, может быть, если сравнивать с партнерами московских показов или fashion-week, он не такой внушительный. Но мероприятие было организовано в буквальном смысле за две недели. Мы принципиально отказались от коммерческого участия партнеров, а просто попросили помощи. С миру по нитке. К примеру, модельное агентство A-one предложило понравившимся им участникам бесплатное сопровождение в показах, а также подборку образов с услугами визажистов и фотографов. А бюро стиля "Найко" создаст своему фавориту персональный имидж и "вкусно" подаст дизайнера в соцсетях, а также предоставит дизайнеру возможность участвовать в профессиональных тренингах с возможностью реализации изделия. Евразийская ассоциация дизайнеров обещала разместить на своем сайте информацию о дизайнерах, продвигать их, приглашать на различные конкурсы. К нашему проекту подключились казахстанские шоу-румы и модные пространства. К примеру, бутик казахстанских дизайнеров SVOE предоставил всем участникам проекта возможность бесплатного размещения своей продукции сроком на месяц и обещал специальную скидку, как участникам проекта, в будущем. Еще один интересный грантодатель – это первая казахстанская продакшн-студия "Город КИНО". Они будут использовать некоторые готовые коллекции модельеров в кинопроизводстве, с обязательным упоминанием имени (бренда) модельера. Список грантодателей с казахстанской стороны очень большой, я думаю, что к гранд-финалу он увеличится в разы.
Станислав:
– Нас поддержали многие. Но самым удивительным для нас стало, когда нашим партнером захотел стать колбасный цех. Они хотели нам дать колбасы, попросили приехать и забрать, им даже реклама не нужна была. Мы, конечно, сильно удивились и одновременно обрадовались, что люди, которые никакого отношения не имеют к моде, понимают важность проекта. Активность среди желающих спонсировать мероприятие и стать грантодателями была просто бешеная. Жаль, что мы не увидели этого среди дизайнеров, ради кого это все и делается.
Анна Терещина