Несмотря на то, что Казахстан в этом году улучшил свои позиции в рейтинге мировой конкурентоспособности, поднявшись с 47 места на 32-ое, и на 9 позиций по субфактору "Образование", заняв 35 место среди всех стран, в отечественной системе образования все еще остаются большие пробелы. Казахстанские дизайнеры отмечают: в стране сохраняется дефицит специалистов легкой промышленности, в том числе швей, механиков швейного оборудования и модельеров-конструкторов. А система, по которой обучают нынешних специалистов, по их мнению, давно устарела и далека от международных стандартов.
О дефиците специалистов говорят не только дизайнеры, но и официальная статистика. На сегодняшний день по профилю "швейное производство и моделирование одежды", где обучают вышивальщиц, раскладчиков лекал, швей, раскройщиков, конструкторов одежды, портных, модельеров-закройщиков, модельеров-портных, техников-технологов, закройщиков, технологов швейного производства и модисток головных уборов, в стране обучается всего 7,8 тыс. человек, из них 7,4 тыс. женщин. В период 2016/2017 годы на эту специальность поступило 3,3 тыс. человек, а выпустилось 2,5 тыс. специалистов. Платно обучается всего 379 человек.
Не пользуются популярностью в Казахстане и такие специальности, как "обувное производство". На данный момент этой специальности по всей стране обучается всего 99 человек, из них только 10 мужчин. Чуть меньше студентов числится по специальности "технологии производств меховых и овчинно-шубных изделий" - 81 человек, из которых 57 студентов обучаются платно. Специальность "Технологии трикотажных, текстильных, галантерейных изделий", выпускающая вязальщиц и кружевниц, практически не пользуется спросом – в настоящий момент по этому направлению обучается 20 человек и все - женщины из сельской местности.
К слову, обувному искусству учат только в частных колледжах, а специальности "технология трикотажных, текстильных, галантерейных изделий" в государственных. "Швейному производству и моделированию одежды" обучают преимущественно в государственных колледжах.
Количество обучающихся по профтехспециальностям 2016/2017
К слову, в том же Кыргызстане профессия швеи считается самой популярной. По некоторым данным, на одно место претендует пять человек. Неудивительно. Помимо бесплатного обучения, студентов обеспечивают бесплатным проживанием и питанием, и дают возможность зарабатывать на действующем производстве.
Директор по стратегическому развитию одного из крупных предприятий страны "Ютария ltd" Асель Жургенова объясняет, почему крупные производители до сих пор продолжают вкладываться в легкую промышленность, покупая дорогостоящее оборудование и создавая рабочие места для тех же швей: это политическая и экономическая независимость Казахстана и казахстанского потребителя.
"По сей день мы везем сюда вещи из Китая, России и Турции. Неужели мы в своем Казахстане не можем себя обезопасить? Если вдруг что-то случится, неужели наши казахстанские дети будут ходить без носков или нижнего белья? Наверное, мы должны подумать о том, чтобы сначала себя обуть и одеть", - уверена она.
Попытки поднять профессионально-техническое образование "с колен" предпринимаются. В июне этого года отраслевикам была презентована "Дорожная карта развития легкой промышленности до 2021 года", в которой затрагиваются вопросы подготовки кадров.
Владелица бренда Aika Alemi и международный консультант Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Аяжан Жаксыбай отмечает, что вопрос не только в дефиците кадров, но и в качестве обучения. Казахстанская система профтехобразования давно устаревшая, а профессия "дизайнер" понимается образовательными учреждениями совсем неправильно, соответственно, и будущими дизайнерами. И вместо людей, которые могут и должны генерировать новые уникальные идеи, страна получает специалистов, которые занимаются "копипастом" с гугла.
Она также отметила, что большинство дизайнеров ориентированы в основном на ателье, тогда как в мировой практике там отшиваются только коллекции сегмента "от кутюр". Люксовые коллекции шьются на фабриках.
"Я всегда говорю своим ученикам, ребята если у вас ценовой сегмент "от кутюр", где клиентов 1000 человек на весь мир, у вас должен быть фабричный пошив, и образование должно быть не просто на уровне - нарисовать эскизик, где девушка летящей походкой изображена. Здесь нужна портретная экспликация, а это рисунок, технологическая карта, материаловедение. У нас не выпускают таких специалистов, у нас выпускают всех по отдельности. Это огромная проблема", - поделилась она своим мнением.
Владелица бренда "Anar London" Анар Менсиитова коллегу поддерживает. И дополняет - многие дизайнеры не имеют элементарных знаний кройки и шитья и зачастую объясняются с закройщиками картинками. Такой разговор "слепого с глухим", по ее мнению, в итоге приводит к некачественному продукту.
"Здесь может быть и не вина самого дизайнера - он показывает, что хочет на картинке, а ему закройщик говорит: "Нет, так невозможно сделать". Не исключено, что он просто не знает, как это сделать, или не хочет. А когда дизайнер сам немного закройщик, немного швея, ему легче понять и объяснить. К сожалению, многие пока зависят от мнения закройщиков, которые не хотят учиться альтернативной кройке. Да и негде им учиться – подобных курсов у нас мало. В итоге дизайнеры не креативят, им проще делать обыденные вещи, вроде платьев с рюшками книзу. Но кому они нужны, когда в тех же Zara и Mango можно купить намного дешевле вещи. Я говорю дизайнерам, которые выставляются в моем бутике, посмотрите, как итальянцы превращают полотно в искусство. Докажите, что у вас есть воображение, что оно играет. Но наши люди не хотят двигаться, то ли из-за незнания, то ли из-за непонимания, то ли им просто тяжело выходить из зоны комфорта", - констатировала она.
Но отметила при этом: на Западе некоторые дизайнеры не умеют даже рисовать, не то чтобы объяснить какой крой они хотят, зато есть закройщики, которые понимают их без слов, и способны воплотить любую идею в жизнь.
Она уверена: казахстанская fashion-индустрия, как и легкая промышленность, находятся в "глубоком кризисе" из-за профтехобразования.
Анна Терещина