В Казахстане нет субсидирования дизельного топлива для фермеров. Об этом сегодня на брифинге в Службе центральных коммуникаций напомнил вице-министр энергетики Болат Акчулаков.
"На сегодняшний день государственное регулирование цен на нефтепродукты, дизельное топливо отсутствуют законодательно. Цена складывается на рынке. В отношении сельхозтоваропроизводителей никакого государственного субсидирования цен, в том числе на дизельное топливо, нет сегодня. Поэтому цены сегодня складываются рыночным характером, и, если по каким-то более удешевленным ценам сельхозтоваропроизводителям отпускается дизель, это чистое волеизъявление представителей бизнеса. Государственного регулирования цен нет и государственного субсидирования сегодня тоже нет", – заявил представитель энергетического ведомства в ходе пресс-конференций.
Стоит отметить, что за последние дни со стороны представителей Союза фермеров Казахстана была в очередной раз озвучена жалоба о необходимости предоставления аграриям удешевленного дизтоплива из-за недавнего сравнительного подорожания солярки в сезон уборочных работ. В целом в фермерской ассоциации считают, что ежегодно сельхозтоваропроизводителям должно выделяться около 1 млн тонн дешевого дизтоплива в год. Похожая риторика со стороны Союза фермеров уже звучала весной во время полевых работ, когда небольшие по размеру крестьянские хозяйства уже в который раз за последние десять лет пожаловались на удорожание посевных ГСМ.
Тогда представители поставщиков нефтепродуктов подняли вопрос о том, что механизмы распределения ГСМ по льготной цене непрозрачны, сообщал abctv.kz. Притом что за дешевое дизтопливо, не всегда достигающее фермеров, расплачиваются остальные потребители: железная дорога, горно-металлургический сектор и владельцы дизельных авто. Однако очевидно, что фермеры продолжают сохранять иждивенческие настроения в отношении других потребителей и участников рынка.
В МСХ предлагают подтверждать прозрачность распределения удешевленного дизтоплива через космический мониторинг убранных полей, хотя эта технология только начинает запускаться в действие. Публиковать списки получателей льготного ГСМ, судя по всему, в министерстве не готовы.
В Министерстве энергетики поддерживают инициативу Минсельхоза по мониторингу за фермерами из космоса, заявил Акчулаков на пресс-конференции, отвечая на вопрос abctv.kz. По его информации, поставщики ГСМ готовы предоставить дизтопливо крестьянам с дисконтом с июля по октябрь в объеме 394,4 тыс. тонн. Напомним, в ходе весенних работ государство выделяло по льготным расценкам солярку аграриям в размере 375 тыс. тонн. Но, чтобы обеспечивать дизель со скидкой сельхозтоваропроизводителям в объеме до 1 млн, как просят представители Союза фермеров Казахстана, им необходимо доказать увеличение посевов.
"Чтобы с нынешних 760-770 тысяч тонн до миллиона тонн потребление выросло, должны вырасти посевные площади примерно в треть. Поэтому если сельхозтоваропроизводители докажут, что они намерены в треть увеличить свои посевные площади, то мы такие вопросы готовы рассмотреть", – отметил он в ходе пресс-конференции.
По его данным, по дизтопливу с завершением модернизации казахстанские НПЗ обеспечивают страну на 90% потребностей годовым производством в более 4,5 млн тонн. В следующем году с выходом заводов на полную мощность внутренний выпуск солярки сможет закрыть весь казахстанский рынок без помощи российского импорта. Сейчас в стране, по информации Акчулакова, есть в запасе более 250 тыс. тонн, что достаточно для обеспечения бесперебойного проведения уборочных работ.
Сезонное повышение цен на дизтопливо, по словам вице-министра, связанно с пиком спроса на него со стороны предприятий различных отраслей.
"На сегодняшний день наблюдается увеличение уровня цен на дизельное топливо на АЗС, что связано с несколькими факторами. Основным фактором повышения потребления дизельного топлива является направление значительного объема от общей выработки на обеспечение сельскохозяйственной и железнодорожной отраслей. Кроме того, повышение спроса связано с сезонным повышением транзитных грузоперевозок через Казахстан и связанные с ним перетоки топлива в связи с диспаритетом цен на внутреннем рынке и в приграничных регионах соседних стран", – пояснил он.
В Казахстане цены формируются на рыночных принципах, стабилизация цен и их коридор зависят от уровня спроса и предложения. Главная задача состоит в полном удовлетворении спроса, а ценовой фактор имеет второстепенное значение, убежден Акчулаков. При этом он напомнил, что на ценообразование дизтоплива также влияет повышенный акциз, который применяется с июня по ноябрь – это 9 тыс. тенге с тонны, или 7,5 тенге на литр.
Согласно графику, согласованному МСХ и Минэнерго, в каждой области акиматы проводят конкурсы, где определяются операторы объемов дизтоплива с дисконтом, далее распределяющие солярку по спискам аграриев, пояснил схему на брифинге генеральный директор компании "ҚазМұнайГаз Өнімдері" Куандык Кулмурзин. Компания также участвует в таких тендерах, отметил он.
"Мы сейчас являемся операторами в Костанайской, Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской областях. При этом если отпускная цена на заводе была примерно на уровне 148-149 тенге на литр, то с учетом доставки на нефтебазах она у нас, "ҚазМұнайГаз Өнімдері", мы на конкурс подавали, специально в акимате озвучили эту цену и эту цену удерживаем и не подымаем", – проинформировал Кулмурзин.
"Наша цена в Костанайской области 165-166 тенге, в Акмолинской – 166-167 тенге, в Восточно-Казахстанской – 169-170 тенге, в Северо-Казахстанской области – 168-169 тенге за литр", – добавил он.
По информации Кулмурзина, из 138,5 тыс. тонн дизтоплива, поставляемых "КазМунайГазом" с заводов, "ҚазМұнайГаз Өнімдері" в качестве оператора размещает на рынке 28,6 тыс. тонн наряду с другими операторами.
Представитель "Петролиум Оперейтинг" Асхат Калиакпаров рассказал на брифинге, что отпускная цена с НПЗ у компании получается на уровне 150 тенге на литр.
"Мы понимаем всю социальную ответственность по обеспечению дизельным топливом сельхозтоваропроизводителей, но мы отгружаем операторам, которые формируются на региональном уровне, это, возможно, компании, которые имеют нефтебазы в регионе – они у нас забирают с завода. Это все взаимоотношения хозяйствующих субъектов – они нам заплатили деньги, мы им отгрузили по 150 тенге за литр с завода, дальше этот продукт ушел в область. Куда он ушел, как ушел – мы не можем его отследить. Хотя у нас, возможно, и были бы вопросы, куда отгружается дизельное топливо, которое мы отпускаем с дисконтом от рынка. На сегодняшний день цена на пистолете колеблется в 182-187 тенге. Но мы этим не задаемся, мы выполняем свои обязательства, которые закрепили министерства, выгружаем продукт полностью", – пояснил он.
В компании "Петросан" также участвуют в социальных программах, которые предлагает Минэнерго, отметил ее представитель Нуржан Сатбаев. Компания тоже отпускает дизтопливо в районе 150 тенге за литр на заводе и в период осенних полевых работ закрывает почти 60% из 390 тыс. тонн дизтоплива, выделенного для аграриев, примерно 230 тыс. тонн.
"Если мы продаем с завода по 150 тенге за литр, то в среднем мы посчитали расходы до места доставки по регионам, и эта цена получилась на местах порядка 161 тенге за литр. Соответственно, вы сами можете сравнить с тем уровнем цен, который есть на пистолете, на АЗС, и разницу мы видим примерно в 26 тенге за литр от розницы – то, что получают на сегодняшний день местные операторы. Учитывая социальную важность посевных и уборочных работ, естественно, мы идем на дисконт, который на сегодняшний день составляет примерно 15 процентов от рынка", – указал Сатбаев в своем выступлении.
Данияр Сериков