Инновационные технологии, которые сегодня активно применяются во многих отраслях, сельское хозяйство обходят стороной. Из 70 млрд тенге, выделяемых на научные исследования в Казахстане, лишь 7 млрд (10% от общей суммы финансирования) направляют на сельскохозяйственную науку. По данным МСХ РК, в отрасли лишь 8% результатов научно-технической деятельности внедряются в производство.
В интервью inbusiness.kz председатель правления Qaztech Ventures Жандос Шаймарданов рассказал, почему отрасль сельского хозяйства не привлекательна для стартапов и стоит ли фермерам отказываться от господдержки.
– Раньше мы занимались внедрением инноваций в разных областях, в первую очередь это была обрабатывающая промышленность. Сейчас одним из приоритетов для себя определили сельское хозяйство, потому что у нас производительность сельхозтруда одна из самых низких – в 5-10 раз ниже в сравнении с развитыми странами.
В Казахстане очень мало стартапов, работающих в агротехе, мы пытаемся увеличить их число. Хорошие решения мы нашли в Израиле, США, Австралии. По условиям, предоставляя венчурное финансирование для стартапов, решения должны быть реализованы у фермеров.
Сами фермеры не могут идентифицировать свои проблемы – они заняты текущей работой. Инновациям уделяется мало времени, к тому же для них это не основная деятельность. Хотя, внедрив инновации, они могли бы значительно оптимизировать свои расходы и увеличить доходную часть, тем самым повысить производительность труда.
– Какие инновационные тренды уже применяются в сельском хозяйстве?
– В декабре прошлого года мы отправились в Костанайскую область и опросили 13 предприятий. Смотрели, чем можем им помочь. Имеющаяся обширная сеть экспертов помогает нам подобрать стоящее решение для фермеров. Для этих 13 предприятий были сформулированы технологические карты и задачи. Фермеры уже думают над предложенными решениями и скоро начнут их внедрять.
Решения абсолютно разные. Если говорить о выращивании рапса, то есть проблемы с капустной молью, она уничтожает до 30% всего урожая. Наши аграрии пользуются химией и пестицидами для борьбы с вредителем, но есть органические решения, как можно с помощью других насекомых нивелировать риск распространения моли. Мы хотим это решение внедрить. Другой пример – это выпуск пищевой продукции. Одна из проблем – пайка пакетов. Наверное, обращали внимание: в супермаркетах пакеты бывают с потеками, и такой продукт не хочется покупать, кажется, что он с дефектом. Из-за некачественной пайки предприятия допускают до 20-30% брака. Мы нашли хорошее решение в Израиле. На этапе пайки можно ректифицировать, насколько качественно или некачественно был запаян пакет, тем самым устранив брак.
– Почему отрасль сельского хозяйства не очень привлекательна для стартапов?
– Стартапы пытаются придумать решения через мобильные приложения, маркетплейсы. Это другой мир, очень далекий от сельского хозяйства. Поэтому они не понимают проблем сельхозотрасли. Для того чтобы они поняли, фермерам нужно сформулировать конкретную проблему. Тут необходима синергия, решение будет, если стартапы объединятся с отраслевиками.
С другой стороны, у фермеров часто проблемы с перекредитованностью, и они не могут себе позволить капиталоемкие инновации. Предприниматели живут в селах, и зачастую у них нет даже доступа в Интернет. А если есть, они начинают искать решения на русскоязычных сайтах, притом что большая часть платформ, на которых можно найти что-то стоящее, англоязычные. Простые, апробированные решения тех же США и Израиля можно внедрять и у нас. К тому же нужно правильно сформулировать задачу, текущую проблему на техническом языке. Конечно, речь не идет о предприятиях крупных, у которых есть соответствующие ресурсы для инноваций.
Обычно продукция стартапов малоизвестна и они не особо рекламируют ее. А так как бренд неизвестный, многие фермеры боятся его использовать. Мы хотим выступать в качестве медиатора, соединяя фермеров с поставщиками инноваций.
– Но все же некоторые инновации в секторе уже применяются.
– Сейчас в АПК больше применяются процессные инновации, то есть происходит оцифровка текущих процессов. На основе открытых аэро-, космических или снимков с зондов можно проводить анализ эффективности используемых земель, определять индекс влажности, знать, когда нужно применять химию или производить очередной полив. Это процессные инновации.
Продуктовые инновации представлены в меньшей степени. Это применение новых культур или химикатов, разработанных учеными. Они делают некую разработку, затем ее патентуют, коммерциализируют и выводят на рынок. Процесс очень сложный, требует больших усилий и временных затрат. У нас сейчас не так много подобных разработок.
А между тем можно повысить урожайность за счет внедрения новых решений. Способов, как это сделать, много, даже без больших денежных затрат. Государство выделяет ресурсы для решения текущих проблем в отрасли, возможно, нужно пересмотреть оказываемый принцип господдержки, чтобы она была более эффективна.
– Может, сельскохозяйственная отрасль должна отойти от поддержки государства?
– С тем, что должна быть больше частная инициатива, я полностью согласен. По моему мнению, государство должно оказывать меры поддержки на этапе экспорта готовой продукции, тем самым оно будет стимулировать предприятие становиться более конкурентным. Если предприятие экспортирует продукцию, значит, оно может конкурировать с соседними странами. Если государство будет поддерживать экспорт готовой продукции, то предприятия будут думать над тем, как им снизить себестоимость, работать над качеством продукции, ее маркетингом на соседних рынках. Тогда рынок начнет меняться.
У нас в стране доля сельского хозяйства не такая большая по сравнению со странами с похожими экономиками либо по территории или структуре. За прошлый год сельское хозяйство в Казахстане выросло менее чем на 1%. Все говорят, что отрасль может стать драйвером экономики, но для этого вклад в нее должен становиться больше. Внедрение инноваций и новых технологических решений позволит повысить выпуск продукции сельского хозяйства, тем самым увеличить вклад в ВВП.
Сегодня отдельную культуру можно выращивать на чердаке или в квартире с применением аквапоники. Есть целые фермы, которые устанавливают в городах. Логистика доставки сокращается. В течение 10 лет мы можем отойти от традиционного выездного фермерства, и больше не придется ехать в село, для того чтобы вырастить урожай. Уже существуют стартапы, производящие продукцию внутри крупных супермаркетов. Возможно, по себестоимости это пока немного затратно, но в ближайшей перспективе станет более доступно. Также на Западе происходит большое смещение в сторону фудтека. Там активно выращивают искусственный белок, который со временем может в большей степени заменить мясо. Таких производств становится все больше и больше. И Казахстан глобальные тренды никак не обойдут.
Мария Галушко