Как рассказал корреспонденту inbusiness.kz председатель крестьянского хозяйства "Исамаддин" Жанарбек Нурымбетов, за купленный в прошлом году рисоуборочный комбайн стоимостью 230 млн тенге он получил 29,5 млн тенге, тогда как ему должны были выплатить примерно 57,5 млн тенге.
По факту получается, что фермер получил немного больше 10% от реальной стоимости техники. Хотя по бумагам проходит 25%
"Инвестиционные субсидии на приобретение сельскохозяйственной техники – это компенсация 25% стоимости купленных фермерами машин и оборудования. Но цены, по которым мы получаем компенсацию, были утверждены 7 лет назад", – объясняет Жанарбек Нурымбетов.
По словам фермера, цены на технику и оборудование растут каждый год. Так, первый комбайн он купил за 70 млн тенге, потом за 119 млн, в прошлом году за 230 млн тенге.
"Мы получили 25% от 119 млн тенге, хотя комбайн в прошлом году стоил 230 млн тенге. Также нам выплатили 25% от 45 млн тенге утвержденной цены за жатку MacDon. Сейчас эта жатка стоит 80-90 млн тенге. Купил трактор за 60 млн тенге, выплатили только 10 млн тенге. Соху – за 14 млн тенге, вернули 500 тыс. тенге. Фронтальный погрузчик обошелся в 13 млн – утвержденная цена 5 млн тенге, от нее и получил 25%", – рассказывает Нурымбетов.
Он признается, что хотел бы купить еще технику, но нет возможностей.
"В этом году нет возможностей для покупки. Мы же берем все в кредит. Конечно, нам нужен еще один комбайн, жатка. Уборочная страда длится один месяц. И за это время нужно собрать урожай. Комбайн стоимостью 230 млн тенге работает только один месяц в году. Поэтому техники должно быть достаточно, чтобы не потерять урожай. Мы 7 лет поднимаем эту проблему, но нас никто не слышит. Теперь все надежды на "новый Казахстан", – говорит фермер.
Нужно актуализировать цены на технику
Начальник отдела агропромышленного комплекса РПП "Атамекен" Жасулан Сериков также отметил, что необходимо актуализировать утвержденные МСХ РК цены на сельхозтехнику, принятые 5-7 лет назад.
"Пусть установят хотя бы приблизительные цены на технику и оборудование. Цены растут каждый год. Кроме того, мы переживаем пандемию КВИ, январские события, растет курс доллара, еще ввели антироссийские санкции. Большая часть сельхозтехники и оборудования импортируется из Европы и США. Хотя Россия предлагает нам свою технику, но она неконкурентноспособная. Мы покупаем машины всемирно известных брендов – Jonh Deere, Claas, Case, итальянского, германского, американского производства" – говорит представитель РПП.
Объясняется причина покупки техники из дальнего зарубежья просто. По словам Жасулана Серикова, российская техника приходит в негодность уже через год, тогда как американскую, европейскую технику даже б/у можно спокойно эксплуатировать.
"Многие фермеры, почти 99%, стараются не покупать технику российского производства. Ну, кроме мелких хозяйств, которые не могут себе позволить покупку иномарок".
Жасулан Сериков просит дать фермерам реальные 25% субсидий, отталкиваясь от реальных цен на технику и оборудование.
Он отметил, что в этом году финансовое бремя фермеров увеличилось с вводом утильсбора и НДС на приобретаемую технику. Что не добавляет позитива фермерам. Выросла процентная ставка лизинга. Эти проблемы сильно бьют по крестьянским хозяйствам и, конечно же, отражаются на росте устаревания машинно-тракторного парка.
Вместе с этим, рассказывает спикер, появились проблемы с выплатами субсидий вообще.
"Изменили процедуру получения субсидий. Так, раньше, если ты поздно подавал заявку на получение субсидий, то твою очередь переносили на следующий год. И ты получал ее. Теперь же, если ты опоздал, то в следующем году должен снова подавать заявку. Если так опоздаешь несколько лет подряд, то у тебя исчезает возможность вообще оформлять заявки. Это, конечно, негативно отражается на фермерах, на обновлении машинно-тракторного парка страны и, как следствие, на продовольственной безопасности страны", – говорит Сериков.
Доля устаревшей сельхозтехники в регионе – 75,6%
Между тем, по данным управления сельского хозяйства Кызылординской области, по направлению "инвестиционное субсидирование" в 2020 году было выплачено 3,6 млрд тенге – по 1070 заявкам сельхозпроизводителей. В 2021 году – 2,1 млрд тенге по 388 заявкам. За первый квартал 2022 года – более 200 млн тенге по 40 заявкам.
На 1 января 2022 года на балансе сельхозпроизводителей области имеется 6148 единиц сельхозтехники. Из них 1914 тракторов, 889 комбайнов, 436 жаток и 1336 единиц прочей техники (322 грузовика, 784 тракторных прицепа, 433 плуга и т. д.).
Отмечается, что благодаря оказываемой государственной поддержке машинно-тракторный парк области постоянно обновляется.
Так, хозяйства за счет собственных средств и через АО "КазАгроФинанс" и другие лизинговые компании за последние 3 года приобрели в лизинг 600 единиц техники на 19,2 млрд тенге (в 2019-м – на 4,4 млрд тенге, в 2020-м – 6,9 млрд тенге, в 2021-м – 7,9 млрд тенге). В текущем году планируется закуп 150 единиц техники на 5 млрд тенге. Это позволило обновить сельхозтехнику в регионе почти на 15%.
"Учитывая, что средний срок эксплуатации сельскохозяйственной техники составляет 8-10 лет, доля устаревшей, закупленной до 2011 года техники в области составляет 75,6%, или 4679 единиц техники", – сообщили в управлении, при этом отметив, что в целом ситуация в регионе по субсидированию стабильная, проблем с нехваткой средств нет.
По всей видимости, госструктуры устраивает, что казахстанские фермеры вынуждены пользоваться устаревшей техникой.
Махмуд Байходжаев