Фермеры Юга заговорили о ГМО

Алия Ахмедиева Алия Ахмедиева
45124

Крестьяне Алматинской области подозревают птицефабрики в покупке дешевого импортного соевого ГМО-шрота. 

Фермеры Юга заговорили о ГМО

Десятки соеводов Алматинской области грядущей осенью могут лишиться рынков сбыта для своей продукции. По их сведениям, в регионе появился неизвестный поставщик, который завозит на местные птицефабрики дешевый ГМО шрот по бросовым ценам. Как известно, урожайность генно-модифицированной сои в три раза превышает урожайность органической сои. Если казахстанские аграрии с одного гектара получают 25-30 центнеров, то производители ГМО почти 70. Отсюда и низкая цена на ее производные, в том числе и шрот. 

"У нас резко упала цена сои – со 140-150 тенге за кг до 90. Это из-за завоза шрота. Какая-то организация в Калининградской области базируется, она завезла из Аргентины шрот. Мы знаем, что шрот аргентинский, бразильский и США 90% ГМО. У нас такого обвала никогда не случалось. Мы начали расследование вести, разговаривали с птицефабриками. Вне протокола, так сказать, по телефону они говорят: да, ГМО соя, я не буду сейчас говорить, потому что среди них поднимется скандал, кого-то уволят. Понятно, что закон рынка, что дешевле. Но здесь присутствуют национальные интересы. Что такое ГМО соя? Это запрет на размножение. Мы же не яма какая-то, чтобы все, что негоже, сюда скидывали, уничтожали нашу нацию. Кому от этого будет польза, я не знаю", – жалуется глава крестьянского хозяйства из Талдыкоргана Александр Авдеев.

Опасения фермеров разделяют специалисты научно-исследовательских лабораторий. Ученые говорят: несмотря на то, что в Казахстане запрещено выращивать ГМО культуры, продукция растениеводства с генными вставками беспрепятственно попадает к нам в страну из-за границы. Причина – отсутствие нормативных документов, регулирующих их перемещение через приграничные пропускные пункты. Специалисты говорят, у нас в стране ГМО продукты не проходят государственную регистрацию.

"На таможенных границах чтобы был контроль ввозимой продукции, чтобы обязательно данная продукция маркировалась, как того требует технический регламент Таможенного союза по пищевой продукции. Этого у нас, к сожалению, не ведется. И однозначно говорить, что у нас на территории Казахстана нет продукции ГМО, мы не можем", – утверждает сотрудник научно-исследовательской лаборатории ТОО "Нутритест" Айгуль Шарипиева.

Вдобавок, сетуют ученые, генная инженерия развивается семимильными шагами, и, чтобы за ней поспеть, необходимо своевременно менять нормативную базу и вводить новые стандарты исследований. Но даже в этом случае, уверены специалисты, поток ГМО новинок будет беспрепятственно попадать в нашу страну и на столы потребителей.

"На территории РК действуют три стандарта, которые используют ПЦР (полимеразная цепная реакция. – Прим. автора), и все они направлены на определение таких мишеней, как промотор 35-С и терминатор – О. Это самые распространенные элементы и широко используемые регуляторные элементы. Но развитие генной инженерии ушло далеко вперед, и в настоящее время в мире используется много регуляторных элементов, и в связи с этим необходимо каждый раз внедрять новые стандарты для полного контроля ГМО продуктов на территории страны", – считает сотрудник научно-исследовательской лаборатории ТОО "Нутритест" Жамила Серикова.

Казахстан в 2008 году ратифицировал Картахенский протокол. Страны, подписавшие документ, обязаны соблюдать международные обязательства по биобезопасности и следить за трансграничным перемещением ГМО организмов. Для реализации норм Картахенского протокола Казахстан сформулировал ряд правовых актов. Однако до настоящего времени не принят Закон РК "О государственном регулировании генноинженерной деятельности".  В прокуратуре Алматинской области констатируют: этот закон позволил бы привести местное законодательство в соответствие с международными стандартами.

"Эта проблема является актуальной в настоящее время для всех стран развитого мира. Хотелось бы отметить, что способствует такому бесконтрольному попаданию и проникновению на территорию нашей страны ГМО организмов несовершенство нашего законодательства. Отсутствие единого координирующего центра и соответствующих нормативных актов", – сообщает сотрудник надзорного органа региона Таир Важитов.

Вникать в премудрости юриспруденции фермеры Алматинской области не намерены. Они подготовили коллективную жалобу и направили ее в областной филиал национальной палаты предпринимателей "Атамекен". В своем обращении аграрии просят правозащитников провести расследование и выяснить реальные причины падения цен на сою.

"По этому вопросу к нам поступило обращение руководителя областного филиала Союза фермеров Акшабая Керимбекова. На следующей неделе мы планируем провести круглый стол, пригласим соеводов, руководителей птицефабрик, управление сельского хозяйства и будем выяснять. Понятно, что крестьяне хотят продать дороже свой урожай, но нужно учитывать законы рынка. Постараемся за круглым столом решить проблему", – обещает директор Алматинского областного филиала НПП "Атамекен" Лаззат Чинкисбаева.

Соевый шрот получают в процессе производства масла из семян сои. Он содержит богатый комплекс минеральных, аминокислот и белков. Используется для приготовления комбикормов и является одним из самых качественных продуктов растительного происхождения для кормления сельскохозяйственных животных. Соевый шрот хорошо усваивается, а по своей биологической ценности близок к белкам животного происхождения. В Казахстане соевый шрот широко используется на птицефабриках. Куры, индюшки и другая пернатая живность, питаясь шротом, растет как на дрожжах.

"У нас сегодня поголовье птицы достигло 49 миллионов, с каждым годом предприятия наращивают производство. А соевый завод у нас только один – "Вита-Соя", я имею в виду самый крупный. Он занимает монопольное положение и нередко диктует свои условия, завышая цены. Поэтому, естественно, наши птицефабрики завозят шрот из-за границы. Сами понимаете, себестоимость продукции на 70-80% зависит от кормов. Будут дешевые корма – и продукция будет дешевой, и потребителям легче", – резюмирует руководитель Союза птицеводов Казахстана Руслан Шарипов.

По словам господина Шарипова, на каждой птицефабрике имеется своя лаборатория, там проверяют корма на содержание вредных примесей и ГМО. Пока, заявляет он, нарушений не было.

В Алматинской области сою выращивают 65 тысяч крестьянских хозяйств, а площадь ее посевов занимает 125 тысяч гектаров земли. Ежегодно государство выделяет соеводам из бюджета субсидии в расчете 3000 тенге на один гектар.

Алия Ахмедиева

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться