Эксперты утверждают, что бизнес, связанный с оказанием услуг населению, всегда будет держаться на плаву.
Какой бы ни был кризис, люди как водили детей в детский сад, так и водят, как пользовались услугами медиков, так и пользуются. Поэтому предпринимателям, занимающимся этой деятельностью, ничто не грозит. Такого мнения придерживается председатель правления фонда «Даму» Ляззат Ибрагимова.
- «Даму» субсидирует около 300 одних только частных детских садов. Я специально недавно просмотрела аналитику по тем предпринимателям, которые в связи с последними событиями перестали платить по субсидиям, либо сообщили о дефолте по гарантиям. Там не было ни одного частного детского сада, ни одного медицинского или образовательного центра. Несмотря на катаклизмы, они рентабельны, – сказала она на Республиканском форуме молодежного предпринимательства, организованном фондом совместно с национальным офисом Enactus Kazakhstan .
Ляззат Ибрагимова отметила, что сейчас экономика приобретает другие очертания. Креативность идей, продвижение продукта через социальные сети – вот что будет играть на его успешность.
- В Южном Казахстане один предприниматель продавал обыкновенные дыни необыкновенным образом, – рассказала она. – Вот если закрыть глаза и представить себе, как продают дыни, перед глазами возникнет следующая картинка: грузовик, из него торчит солома, внутри как попало навалена куча дынь, все они катаются, бьются… А этот креативный предприниматель поступал иначе: он снимал каждую дыню с поля и сразу клал ее в специальную гофрированную коробку, которая защищает фрукты и овощи от ударов. Если их не ударять, срок хранения возрастает в разы. И вот эти дыни уже не просто тряслись в камазе и потом распродавались на грязном базаре. Их везли в Россию и там продавали как изумительную восточную сладость, как произведение искусства, которое не стыдно подарить. Естественно, рентабельность этого бизнеса совсем другая. Вот мы закрыли глаза и увидели одну картинку в обыкновенной дыне, а предприниматель увидел совсем другую. Это и есть та креативность мышления, которая обязательно сейчас должна быть у молодых ребят. Она и может поднять их на достойный уровень. Не стоит в наши времена надеяться, что бизнес легко построить на нефтяных месторождениях или металлургии.
В свою очередь, председатель совета по конкурентоспособности Ннациональной палаты предпринимателей РК «Атамекен», глава группы «Сентрас» Ельдар Абдразаков заметил, что молодые предприниматели часто ставят телегу впереди лошади.
- Я почти не вижу «живых» проектов, в которые реально хотелось бы инвестировать деньги, – сказал бизнесмен. – Таких, где бы и идея была хорошая, и у ребят глаз горел. Вижу в большинстве своем только пиар-проекты. Молодежь еще ничего не сделала, а уже хочет в телевизор. Успеете еще туда попасть! Не надо ставить цель непременно дойти до телевизора. Это инвесторам неинтересно.
Вера Ляховская