Делегация комитета гражданской авиации министерства по инвестициям и развитию РК в рамках работы переговорной площадки международной организации гражданской авиации (ICAN-2017) провела встречу с авиационными властями Финляндии и руководством авиакомпании FINNAIR.
По результатам встречи председателя комитета гражданской авиации МИР РК Талгата Ластаева и генерального менеджера по вопросам предоставления прав на перевозку и политическим вопросам авиакомпании FINNAIR Лаури Тиерали достигнута договоренность о продолжении прямых авиарейсов между Астаной и Хельсинки.
Данный авиамаршрут был открыт в преддверии специализированной международной выставки ЕХРО 2017 и показал очень хорошие результаты. За период проведения выставки загрузка рейсов по данному направлению составила свыше 90%.
"В связи с этим начиная с лета следующего года полеты по авиамаршруту Астана – Хельсинки будут продолжены. Данное решение будет способствовать развитию международного финансового центра "Астана", – сообщили в КГА.
Пилотный режим открытого неба был введен для Астаны на период проведения международной специализированной выставки ЕХРО 2017, которая прошла с 10 июня по 10 сентября 2017 года. Режим позволял любой иностранной авиакомпании подать заявку на осуществление ежедневных прямых полетов из иностранного города в столицу Казахстана с частотой семь рейсов в неделю. Данная мера вкупе с либерализацией визового режима в отношении стран – крупных инвесторов, а также стран – членов Организации экономического сотрудничества и развития должна была стимулировать приток туристов в Астану.
"Итоги изучения результатов внедрения данного проекта показали, что с июня было открыто 10 новых международных маршрутов, в том числе иностранными перевозчиками, по направлению в Варшаву, Будапешт, Хельсинки, Пекин и Батуми и казахстанскими авиакомпаниями по направлению в Сиань, Киев, Минводы, Ереван, Дели, также были увеличены частоты на действующих направлениях. На период проведения выставки рост авиапассажиропотока в сравнении с аналогичным периодом 2016 года по внутренним маршрутам составил 88%, по международным – 30%. Исходя из положительных результатов проекта, в настоящее время было принято решение о продлении использования политики открытого неба по направлению в Астану с частотой не более семи рейсов для одного перевозчика", – сообщили 24 октября в комитете гражданской авиации министерства по инвестициям и развитию РК (КГА МИР).
Ранее глава МИР Женис Касымбек уже предлагал сохранить режим открытого неба над Астаной до конца 2018 года. Режимом открытого неба воспользовались, в частности, ряд авиакомпаний, в том числе финская Finnair (Хельсинки – Астана), польская LOT Polish Airlines (Варшава – Астана), венгерский лоукостер Wizz Air, прикормивший первых клиентов билетами по маршруту Будапешт – Астана от 39,99 евро, но затем постепенно поднявший минимальный тариф, китайская Air China (Пекин – Астана).
"На период ЕХРО пилотно введен режим открытого неба для города Астаны, сняты все ограничения на полеты иностранных компаний до семи рейсов в неделю. С начала года открыто девять новых международных маршрутов из Астаны и, кроме того, значительно увеличилось количество рейсов по существующим маршрутам. Бакытжан Абдирович (премьер РК Сагинтаев. – Прим. автора), мы здесь предлагаем по завершении ЕХРО этот эксперимент продолжить и принцип открытого неба для Астаны сохранить и на следующий год", – сказал Женис Касымбек, обращаясь к премьер-министру РК Бакытжану Сагинтаеву, на заседании правительства во вторник, 27 июня.
На какой период был продлен режим открытого неба в результате, в министерстве по инвестициям и развитию РК abctv.kz уточнили: соответствующий режим продлен "бессрочно".
В результате принятых мер с 1 января по 28 ноября 2017 года АО "Международный аэропорт Астана" увеличило пассажиропоток на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 3 миллионов 922 тысяч 347 человек. Для обслуживания возрастающего потока в июне был запущен новый международный терминал.
Успешным опытом столицы заинтересовались и в Алматы, где и находится пока крупнейший по пассажиропотоку аэропорт страны.
Заместитель председателя правления АО "НК Kazakh Tourism" Тимур Дуйсенгалиев на пресс-конференции 4 декабря сообщил о переговорах, которые компания ведет с правительством РК, чтобы ввести режим открытого неба и над Алматы.
"Мы будем предлагать, чтобы этот эксперимент был, во-первых, продолжен, во-вторых, мы сейчас ведем переговоры с правительством (РК. – Прим. автора), чтобы режим открытого неба ввести и в аэропорту города Алматы. Говоря о том, что мы хотим развивать туризм в Казахстане, в первую очередь надо понимать, что есть так называемые точки роста, которые станут местом старта для путешествия в Казахстане. Вот на сегодняшний день у нас, по сути, есть две точки старта – это Алматы и Астана", – сказал он.
Вместе с тем он признал, что при введении открытого неба и над Алматы могут пострадать интересы национального авиаперевозчика – рейсы в Астану и Алматы входят в число наиболее прибыльных.
"В последующем, конечно, есть вопрос, связанный с национальным перевозчиком, потому что есть вопросы конкуренции. Есть негативные примеры из зарубежного опыта, когда с введением режима открытого неба национальные перевозчики банкротились, то есть переставали существовать", – сказал Тимур Дуйсенгалиев. В связи с этим он предлагает найти "определенный баланс", чтобы Air Astana сохранила свою конкурентоспособность.
"Мы сейчас планируем отработать вместе с IATA (международная ассоциация воздушного транспорта – International air transport association), программу до 2030 года: в каком году открывать открытое небо, в какой степени это надо делать, какие меры необходимо предпринять для развития региональной авиации", – отметил г-н Дуйсенгалиев.
"Очень важно научиться делать Казахстан доступным в плане авиасообщения, прогнозировать потенциальные потоки, которые позволят получить определенную долю "пирога", который представляет из себя сегодня мировой туризм. Мы, в принципе, договорились о том, что IATA будет готовить для Kazakh Tourism этот аналитический обзор, который позволит нам выстраивать долгосрочную политику в плане развития авиасообщения", – добавил зампред Kazakh Tourism.
При этом речь идет не только о международных авиаперелетах, но и внутренних.
"Чтобы добраться до Казахстана, нужно достаточно долго и опять-таки дорого лететь, но внутри Казахстана, с учетом больших расстояний, также необходимо наладить сеть региональной авиации. Во времена Союза (СССР. – Прим. автора) в Казахстане находилось более 100 наземных аэродромов, которые принимали самолеты малой авиации, легкой авиации. И это позволяло решать вопросы жизнеобеспечения и деятельности практически самых удаленных уголков нашей страны", – напомнил Тимур Дуйсенгалиев.
Он отметил, что в последние годы региональная авиация отстает от развития большой авиации.
"Когда мы говорим о том, что турист выбирает сегодня в первую очередь фактор доступности, для нас именно транспортная и авиатранспортная доступность являются критически важным элементом формирования того туристского продукта, которым мы сегодня заняты", – сказал Тимур Дуйсенгалиев.
Жанболат Мамышев