Финансовый рынок Казахстана слабо внедряет инструменты искусственного интеллекта в свою работу. Лишь треть (31%) компаний рынка в той или иной степени использует активно ИИ в работе. Если смотреть секторально, наибольшее вовлечение новой технологии демонстрируют банки Казахстана (60%). Таков главный месседж соцопроса, проведенного АО "Национальная платежная корпорация" Национального банка страны, передает корреспондент inbusiness.kz.
Среднемировой показатель использования ИИ среди финансовых организаций составляет 43%, следует из опроса ключевого поставщика чипов в мире для ИИ-революции – NVIDIA. Другими словами, за исключением банков, казахстанские финансовые компании не демонстрируют вовлеченность в новый технологический тренд и медленную адаптацию новых технологий. И текущие цифры показывают, что отставание растет.
"Планы развития ИИ в 2024 году имеют прямую зависимость с текущим уровнем использования данной технологии. Это может указывать на то, что первоначальные инвестиции и опыт внедрения ИИ укрепляют намерения организаций продолжать инвестировать в эту технологию. В то же время если страховые организации уступают МФО по текущему уровню использования ИИ, то процент страховых организаций, высказавших намерение использовать ИИ в 2024 году, выше уровня МФО", – подчеркнули аналитики.
Так, 45% респондентов отметили, что планируют использование ИИ в 2024 году. 37% респондентов отметили, что внедрение ИИ находится на ранней стадии, 4% – на стадии пилотного проекта, 11% – на стадии частичного внедрения и 4% полностью внедрили ИИ (в том числе 3 БВУ и 1 МФО). Наличие полного внедрения ИИ среди БВУ и МФО может отражать большую ресурсную базу и потенциально более сильное давление для автоматизации процессов и повышения эффективности.
16% респондентов используют ИИ для поддержки клиентов, 14% – для риск-менеджмента и комплаенса, 11% – для операционной деятельности и маркетинга и продаж, 6% – в целях кибербезопасности и развития продуктов и услуг. В то же время, согласно опросу NVIDIA, мировые игроки используют ИИ для: операционной деятельности – 48%, риск-менеджмента и комплаенс – 45%, маркетинга – 34%, продаж – 27%. Значительные различия казахстанских компаний с международными игроками в использовании ИИ могут указывать на потенциальные области для дальнейшего роста и внедрения ИИ, а также для улучшения и автоматизации процессов среди казахстанских организаций возможности в операционной деятельности, риск-менеджменте и комплаенс, а также в кибербезопасности.
17% респондентов отметили, что внедрение ИИ повысило уровень автоматизации внутренних процессов, 15% – повышение уровня обслуживания клиентов и улучшение управления рисками, 9% – улучшение точности обработки данных, 7% – оптимизацию принятия решений и повышение эффективности маркетинговых стратегий. В то же время, согласно опросу NVIDIA, мировые игроки отмечают, что использование ИИ повысило операционную эффективность – 43%, создало преимущества – 42%, улучшило пользовательский опыт – 27%, создало новые бизнес-возможности – 23%. Очевидно, что казахстанские игроки финансового рынка высоко оценивают потенциал данной технологии, говорится в анализе Национальной платежной корпорации Нацбанка.
Наиболее популярной технологией ИИ на казахстанском финансовом рынке названо машинное обучение – 17% и компьютерное зрение – 12%. Также игроки финсектора инвестируют в большие языковые модели – 11%, обработку естественного языка, роботизацию бизнес-процессов, распознавание и синтез речи (по 10%). Глобальные игроки используют анализ данных – 69%, дата процессинг – 57%, обработку естественного языка – 47%, большие языковые модели – 47% и генеративный ИИ – 43%.
В целом специалисты утверждают, что распределение технологий ИИ в Казахстане и в мире схоже, хотя в Казахстане оно менее выражено, что может быть связано с разными стадиями развития технологий. Роботизированная автоматизация бизнес-процессов получила одинаковую долю в Казахстане по сравнению с другими технологиями ИИ, что может указывать на стремление улучшить эффективность операционных процессов.
Большая часть респондентов используют генеративный ИИ и большие языковые модели для улучшения опыта взаимодействия с клиентами – 27% (34%, данные NVIDIA), маркетинга – 14% (32%), генерации отчетов – 11% (37%) и синтетических данных – 11% (33%). Улучшение взаимодействия с клиентами является наиболее часто упоминаемым применением генеративного ИИ и больших языковых моделей как в Казахстане, так и в мире, что подчеркивает важность в повышении качества обслуживания и удовлетворенности клиентов.
В то же время казахстанским организациям специалисты советуют сосредоточить внимание на развитии других аспектов генеративного ИИ, которые уже показывают успех для улучшения своего конкурентного положения на рынке.
Наиболее привлекательным направлением для инвестирования среди казахстанских компаний является улучшение обслуживания клиентов – 22%, управление рисками – 21%, кибербезопасность и защита информации – 17% и обнаружение мошенничества – 12%. В то же время глобальные игроки в большей степени инвестируют в направления риск-менеджмента (36%) и оптимизации портфеля (29%). Глобальные игроки также инвестируют в оптимизацию портфеля и алгоритмическую торговлю, что не выделено как ключевые направления для казахстанских компаний.
Основными препятствиями для дальнейшей интеграции, согласно опросу, являются значительные бюджетные затраты (35%), конфиденциальность и разнородность данных (20%), недостаточный объем и качество данных (19%), наем и удержание специалистов (18%). При этом крупные международные финансовые компании основной проблемой выделяют конфиденциальность и разнородность данных (38%), а проблему значительных затрат бюджета отмечает 28%.
"Качество и объем данных для обучения ИИ – значительная проблема для казахстанских компаний, наем и удержание квалифицированных специалистов по ИИ также является заметной проблемой для казахстанских и международных компаний. Это подчеркивает необходимость инвестиций в развитие кадровых ресурсов и улучшение управления данными для успешной интеграции ИИ", – отмечают аналитики.
В Казахстане меньший процент респондентов (44%) убежден в значимости ИИ для будущего их компаний по сравнению с международными компаниями (51%), что может указывать на более осторожный или консервативный подход к инновациям на казахстанском рынке. Большое количество нейтрально относящихся респондентов в Казахстане (55%) может свидетельствовать о неопределенности относительно его практической реализации в их конкретных бизнес-сценариях. Низкий процент респондентов, полностью не согласных с важностью ИИ для будущего их компаний (1% в Казахстане и 3% в мире), подчеркивает общее признание роли ИИ в современном бизнесе.
Треть опрошенных респондентов в качестве меры дальнейшего развития ИИ планируют расширить сценарии использования технологии, 26% – привлечь сторонние компании, 24% – оптимизировать процессы внедрения ИИ, 20% – обучать персонал (рисунок 20). Международные игроки планируют развивать ИИ через расширение количества кейсов использования ИИ (51%), оптимизацию процессов внедрения ИИ (37%), увеличение затрат на инфраструктуру (26%) и привлечение сторонних организаций (26%).
В анализе говорится, что казахстанские менее активно интегрируют ИИ в свои операции по сравнению с крупными мировыми игроками. Несмотря на признание важности ИИ, в Казахстане наблюдается высокая степень нейтральности относительно его влияния на будущее компаний. Это может быть связано с отсутствием ясности в понимании возможностей и преимуществ ИИ или с недостатком примеров успешного применения.
Значительным препятствием для внедрения ИИ в казахстанских компаниях, по мнению специалистов, являются бюджетные ограничения и возможно здесь требуется пересмотр финансовой стратегии для приоритизации ИИ в инвестиционных планах. Для казахстанских компаний также остается актуальным вопрос доступности качественных данных и специалистов в области ИИ, что подчеркивает необходимость инвестиций в образование и подготовку кадров.
Добавим, что в соцопросе АО "Национальная платежная корпорация" приняли участие 94 участника финансового рынка, в том числе 15 банков второго уровня, 20 микрофинансовых организаций, 20 страховых организаций, 21 профессиональный участник рынка ценных бумаг и 18 резидентов МФЦА в Казахстане.
Изображение Tung Nguyen с сайта Pixabay
Читайте по теме: