Фискальная политика в АПК должна перейти к стимулированию агробизнеса

14168

Альянс ассоциаций сельхозотрасли страны и партия "Ауыл" объединяют усилия в разработке концепции развития агропромышленного комплекса на ближайшие пять лет.

Фискальная политика в АПК должна перейти к стимулированию агробизнеса

Ассоциации в сфере АПК и партия "Ауыл" во вторник в ходе круглого стола на тему "Топ-100 проблем АПК и пути их решения" обсудили общие контуры реформирования отрасли. По итогам мероприятия стороны подписали совместный меморандум о сотрудничестве в его разработке, а сам документ появится в ближайшее время, передает inbusiness.kz.

Основной задачей альянса является решение проблемных вопросов отрасли и совместная с министерством сельского хозяйства разработка новой госпрограммы развития АПК на ближайшие пять лет через консолидированное мнение отраслевых бизнес-ассоциаций, подчеркнул председатель Союза картофелеводов и овощеводов Казахстана Кайрат Бисетаев. Напомним, ранее президентом Казахстана  Касым-Жомартом Токаевым было поручено написание соответствующего плана.

Концепция вберет в себя шесть ключевых направлений, куда войдут в том числе вопросы налогообложения субъектов сельского хозяйства, оценка эффективности мер господдержки и развитие сельских территорий. Также агробизнес предлагает отойти от административных методов госрегулирования отрасли, заменив их рыночными инструментами.

Сельскому хозяйству базовую рентабельность!

Текущая система мер господдержки не гарантирует рентабельности для отраслевого бизнеса, заявил председатель Ассоциации яичных производителей Максим Божко. Концепция предлагает комплекс мер, которые будут стимулировать рентабельность в долгосрочном периоде, что привлечет приток капитала, уберет риски кредитования и привлечет новое фондирование за счет роста кредитоспособности сельхозпроизводителей.

"Если у бизнеса есть рентабельность, то он работает, туда вкладываются деньги, и он развивается. Если рентабельности нет, бизнес умирает, люди теряют рабочие места, государство теряет поступления налогов и продукция не производится. Поэтому мы хотели, чтобы наша госпрограмма исходила из того, бизнес в сельском хозяйстве должен стать рентабельным. Как ее можно повысить? В первую очередь через снижение затрат. Есть два способа – снижение качества, чего мы не рассматриваем, и новые технологии. Здесь подразумеваются новые технологии, инновации, и здесь мы полностью поддерживаем этот механизм через инструмент инвестсубсидий. Второй способ повысить рентабельность – это повысить выручку предприятия или рост цены на его продукцию. Здесь опять конфликт. Государство хочет, чтобы продукты были дешевыми, бизнес – дорогими. И здесь можно включить инструмент прямых субсидий на эту продукцию. (…) Нужно, чтобы был механизм гарантированной рентабельности, чтобы банки выдавали кредиты и не переживали за возвратность", – подчеркнул Божко.

При этом государство должно отойти от административного регулирования отрасли и переходить на рыночные инструменты, заявил со своей стороны президент Союза зернопереработчиков Казахстана Евгений Ган. Расходы на адресную соцподдержку уязвимых слоев населения составляют около 25 млрд тенге, что позволит поддержать рыночный характер отрасли, будет стимулировать выход из тени и увеличивать налоговую нагрузку.

"Назрела необходимость перехода от декларативной заботы о социально уязвимых слоях населения к реальной заботе через внедрение адресной помощи. Такая реформа – прекращение контролирования цен для всех категорий граждан, в том числе и обеспеченных, позволит только в хлебопечении и зернопереработке получить 60-80 млрд тенге ежегодно, а также избежать потерь от административных запретов, как, например, при ограничении на экспорт зерна (в 2020 году порядка 11 млрд тенге) или шкур (потери порядка 10 млрд тенге) в прошлом году", – пояснил г-н Ган свою позицию.

Текущий налоговый режим не стимулирует рост бизнеса

Фискальная политика в сфере АПК также неэффективна, заявил гендиректор Мясного союза РК Максут Бактибаев. По его словам, необходимо внедрение единого аграрного налога, привязанного к площади земли и типу производства, что позволит выровнять текущие перекосы в налоговых режимах, сделает нерентабельными удержания активов в виде неиспользуемых земель для перепродажи и их перетоку в руки эффективных собственников.

Более того, это будет стимулировать эволюционный рост бизнеса от мелкого к крупному, а получателем таких сборов сделать местные бюджеты. Таким образом, продолжает он, будет выравниваться бюджетная обеспеченность в пересчете на человека на селе. По словам главы Зернового союза Казахстана Нурлана Оспанова, необходимо проработать вопрос стимулирования социальных инвестиций бизнеса в поддержку развития сельских территорий.

Другим ключевым пунктом является рост эффективности отрасли через масштабную механизацию сельского хозяйства. По оценкам главы Мясного союза, ежегодно в страну завозится сельхозтехники на сумму в 200 млрд тенге. При этом порядка 40% стоимости одной единицы техники приходится на фискальную нагрузку через налоги, НДС, пошлины и утилизационный сбор. Анализ регуляторного воздействия показал, что внедрение утильсбора с сельхозтехники повысит объем взимаемых платежей с фермеров на 56 млрд тенге ежегодно, или пятую часть всех госсубсидий отрасли.

"Учитывая бедственное положение машинного парка сельского хозяйства, мы предлагаем полностью на 5-10 лет отменить все пошлины, налоги и сборы на завозимую технику, чтобы максимально повысить темпы обновления машинно-тракторного парка", – предлагает Бактибаев.

Данный шаг позволит удешевить технику, повысит темпы обновления парка сельхозмашин на 40% от текущего уровня. К слову, порядка 70-85% парка тракторов и комбайнов имеют сроки эксплуатации свыше 10 лет, что является сверхнормативным показателем. Более того, необходимо распространить практику применения инвестсубсидий на вторичную сельхозтехнику не старше пяти лет, что уберет монополию дилеров, которые таким образом диктуют цены.

Финансовый блок

Объемы субсидирования АПК всегда будут недостаточны в масштабах отрасли, и государство должно стимулировать приход в отрасль кредитных ресурсов от банков, заявил председатель Зернового союза Казахстана Нурлан Оспанов. Для этого необходимо на системном уровне нивелировать риски кредитования.

Доля АПК в совокупном кредите экономики за прошлый год упала более чем в два раза, со своей стороны отметила глава Ассоциации кредитных товариществ Альмира Сагатова. Так, по ее словам, на начало текущего года доля сельского хозяйства в общем объеме кредитного портфеля банков упала до 1,8% против 3,7% на начало 2019 года, что говорит о существенных рисках и нежелании кредитовать большинство проектов.

"Свыше 73% капитальных вложений внутри отрасли осуществляется за счет собственных средств, а низкая стоимость залогов в виде земель, оборудования и прочих активов является непреодолимым барьером для доступа к банковским кредитам", – подчеркивает г-жа Сагатова.

Решить проблему за счет четкого определения предмета риска и экономической доступности инструментов страхования для аграриев предлагает председатель Ассоциации агрострахования, Серик Ибраев. Среднегодовая потребность в страховании базовых рисков не превышает 40 млрд тенге в год, подсчитал он. Таким образом, увеличив норматив субсидирования страховой премии с 50% до 80%, это активизировало бы кредитную активность банков в сфере АПК, что существенно повлияло бы на эффективность отрасли в целом.

В части цифровизации целесообразно сделать открытыми реестры землевладельцев сельхозземель, что позволит увидеть всех тех собственников, которые не используют земельные ресурсы в развитии отрасли, подчеркнул Ибраев.

Султан Биманов

Подписывайтесь на телеграм-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться