Три крупнейших автобусных предприятия – ТОО "АТЦ БЭСТ", ТОО "Вебас" и ТОО "Воска" публично заявили, что вследствие тяжелой финансовой ситуации вынуждены ввести ограничения движения на популярных городских маршрутах и работать только в пиковые часы нагрузки. К таким мерам они вынуждены прибегнуть в результате затяжного конфликта с Департаментом государственных доходов Восточно-Казахстанской области (ДГД по ВКО). По их информации, каждое из предприятий, попавших под работу фискалов, ежедневно несет убытки в 200 тысяч тенге. Эти суммы прибавляются к основному долгу. Сейчас он составляет без малого 5 млрд тенге.
Проверили только "избранных"
Еще с 2000 года все автоперевозчики, организовавшие ТОО, работают по такой схеме: они участвуют в конкурсах, где разыгрываются маршруты, а в случае выигрыша заключают договоры о совместной деятельности с ИП по обслуживанию маршрутов. Организация же перевозок остается за ТОО. По словам автоперевозчиков, ИП получают доход от реализации рулонных билетов, оказания услуг по обслуживанию городских маршрутов. ТОО имеет доходы от реализации проездных билетов. Оплата налогов, зарплата водителям и кондукторам, обслуживание транспорта идет за счет средств ИП.
Такая система работы, по словам директора ТОО "АТЦ БЭСТ" Елены Рядинских, предполагает оптимизацию расходов, которые у автоперевозчиков якобы очень велики.
"Эта схема никогда не вызывала у налоговых органов нареканий и претензий, у них не было вопросов по нашим договорам с ИП, хотя нас всех проверяли несколько раз, – рассказала Елена Рядинских. – ИП проще содержать два автобуса, чем 40. Они владельцы автобусов, следят за ними. Это их собственность, они не заинтересованы в том, чтобы техника простаивала. Если автобус сломался, то они в минимальные сроки стараются его отремонтировать".
Но в конце 2016 года ДГД по ВКО провел тематические налоговые проверки за период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2015 года у четырех из одиннадцати перевозчиков Усть-Каменогорска. По итогам проверок в адрес предприятий выставили четыре уведомления на доначисление налогов и выплату пени. По мнению налоговых органов, автоперевозчики нарушили прямой запрет на передачу работ индивидуальным предпринимателям, регламентированный правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом № 767 от 2 июля 2011 года, правилами перевозок пассажиров и багажа автотранспортом от 26 марта 2015 года. В результате произошла минимизация налоговой нагрузки. Для ИП налог составляет 3% от дохода, для юрлиц – 12% НДС и 20% КПН. По данным ДГД по ВКО, в совокупный годовой доход автоперевозчики не включили доходы от реализации билетов, предусмотренные ст. 226 Налогового кодекса РК от 25 декабря 2017 года, ст. 85 в редакции от 12 декабря 2008 года.
"Сумма налогов и пени начислены в результате проведенных налоговых проверок в соответствии сведений, предоставленных уполномоченным органом по результатам реализованных билетов перевозчиками", – уточнили в ДГД по ВКО.
К слову, четыре проверенных налоговиками перевозчика – ТОО "Воска", ТОО "РОСТ", ТОО "Вебас" и ТОО "АТЦ БЭСТ" осуществляют 90% всех автоперевозок по Усть-Каменогорску. Ежедневно все автобусные парки без учета маршрутных такси перевозят около 100 тысяч пассажиров. Сейчас от введения ограничений движения автобусов отказалось только ТОО "РОСТ", у которого, как говорят автоперевозчики, финансовые дела чуть получше.
Не в свои сани
Автоперевозчики стали бить в колокола сразу после проверок. На их сторону встали уполномоченный по защите прав предпринимателей Республики Казахстан Болат Палымбетов, Палата предпринимателей ВКО, прокуратура Усть-Каменогорска, Профсоюз предпринимательства ВКО.
"Налоги были доначислены только путем включения доходов ИП от продажи билетов в прибыль ТОО, при этом расходная часть во внимание не принята", – сказано в исковом заявлении прокуратуры Усть-Каменогорска о признании незаконными и отмене уведомлений органов госдоходов.
Общественники и прокуроры отмечают, что налоговики вышли за пределы своей компетенции. В соответствии с Законом РК "Об автомобильном транспорте", контроль за соблюдением перевозчиками правил и условий договоров относится к компетенции Департамента пассажирского транспорта и автодорог ВКО, отдела ЖКХ, автодорог и пассажирского транспорта Усть-Каменогорска. Эти структуры никаких претензий в адрес перевозчиков не выставляли. Заключение договоров о совместной деятельности между ИП и ТОО разрешено Гражданским кодексом РК, который по рангу выше Налогового кодекса. В конце прошлого года тема налогообложения автоперевозчиков обсуждалась на заседании регионального совета Палаты предпринимателей ВКО с участием главы НПП "Атамекен" Тимуром Кулибаевым.
"Комитет государственных доходов должен принять однозначное решение: либо разрешить эту процедуру, либо нет. Но, поскольку комитет не принимает ни первого, ни второго решения, я считаю, сотрудники Департамента госдоходов ВКО не должны трогать бизнес до внесения изменений в существующий Налоговый кодекс", – отметил тогда аким ВКО Даниал Ахметов.
По словам председателя профсоюза предпринимательства ВКО Галины Казанцевой, она вместе с директором Палаты предпринимателей ВКО Игорем Шацким и главой областной Ассоциации автоперевозчиков Николаем Масичем 23 августа 2017 года обратилась к акиму ВКО Даниалу Ахметову с просьбой о личной встрече с автоперевозчиками.
"Встреча произошла только 15 января 2018 года. Он сказал, что в течение десяти дней решит проблему. Аким ее решил, активизируя работу по созданию муниципального парка", – отметила Галина Казанцева.
Многие автоперевозчики в кулуарах говорят о том, что жесткий прессинг фискальных органов напрямую связан с желанием властей создать муниципальный автобусный парк.
"Есть решение акима Усть-Каменогорска, подписанное в мае 2017 года, о решении организовать муниципальный парк. Есть решение акимата ВКО работать с ЕБРР по его созданию. К нам в парки приезжали представители ЕБРР, интересовались, как лучше это сделать", – рассказали автоперевозчики.
"Создание муниципального парка противозаконно и не предусмотрено действующим законодательством, по которому нельзя создавать государственное предприятие в той сфере, где есть представители бизнеса. Мы сейчас делаем запрос в Антимонопольный комитет, на каком основании они дали положительное заключение на его создание", – говорит г-жа Казанцева.
По данным автоперевозчиков, для создания муниципального парка необходимо более 3 млрд тенге бюджетных средств. На его содержание государству придется тратить ежегодно свыше 5 млрд тенге. Впрочем, говорят автоперевозчики, муниципальный парк может забрать себе только самые рентабельные перевозки. А те, что приносят прибыль намного меньше, отдать частникам.
Автоперевозчикам не до жиру
"Сейчас на конкурсах по организации перевозок разыгрываются лоты, в каждый из которых входит по одному убыточному, рентабельному маршруту, а также маршруту с нулевой рентабельностью, – рассказал директор ТОО "Вебас" Евгений Бутримов. – Мы так работаем, "разбавляем" доходы от прибыльных маршрутов с убыточными. Помимо этого, мы за свой счет возим льготников, у которых проезд либо бесплатный, либо составляет 50% от стоимости билета: школьники, ветераны ВОВ, пенсионеры старше 70 лет, инвалиды по зрению первой и второй групп".
По словам предпринимателей, в ближайшее время должен проводиться конкурс на перевозки. Учитывая, что у них такие проблемы с налогами, они не будут допущены до участия в тендере.
Сейчас автоперевозчики, по их информации, несут очень большие расходы. Стоимость проезда в автобусе – 90 тенге. Но тариф, просчитанный комиссией по специальной методике, на октябрь 2017 года составлял 176,5 тенге. Предприниматели подчеркивают, что его высчитывали, опираясь на цены 2015 года, когда цены на ГСМ были по 115 тенге за литр. В тарифе не были заложены размеры НДС и КПН, уплату которых требуют налоговики, а также недавнее повышение стоимости дизтоплива до 160-165 тенге за литр. Сейчас реальный тариф, по данным автоперевозчиков, с учетом всех затрат составляет около 210 тенге.
"Автоперевозчики никогда не просили повышения тарифов, – говорит директор ТОО "Воска" Канат Калелов. – В Законе "Об автомобильном транспорте" четко написано, что тариф может устанавливать местный исполнительный орган. Если тариф не соответствует реальному, то он обязан субсидировать. Во всем мире городской пассажирский транспорт субсидируется. И мы до сих пор просим, что не надо пересматривать тариф в сторону увеличения. Выплатите нам положенные субсидии, не нарушайте законодательство о транспорте!"
Кстати, в суде иск прокуратуры к ДГД по ВКО отменили, посчитав, что орган надзора является ненадлежащим истцом. Сами автоперевозчики к служителям Фемиды не обращались из-за высоких госпошлин. Но от их имени в суд исковое заявление подал бизнес-омбудсмен Болат Палымбетов. Для этого он специально в конце прошлой недели посетил Усть-Каменогорск. На встрече в Палате предпринимателей г-н Палымбетов подчеркнул, что проблема автоперевозчиков актуальна для всех регионов Казахстана. А автоперевозчики и Галина Казанцева решили публично обратиться по защите прав автобусников к премьер-министру РК Бакытжану Сагинтаеву о незаконности создания муниципального парка.
Ольга Ушакова, ВКО