Форма железнодорожника как путевка в жизнь

897

​2025 год в Казахстане объявлен президентом Касым-Жомартом Токаевым Годом рабочих профессий. Это не просто формальность — это признание ключевой роли квалифицированного труда в развитии экономики страны. 

Форма железнодорожника как путевка в жизнь Фото: ТОО "Ертыс Сервис"

Повышение престижа рабочих специальностей, развитие профобразования и уважение к людям дела становятся приоритетами государственной повестки. История Жарылхасына Кульбаева — яркое подтверждение тому, как преданность профессии, дисциплина и личная ответственность формируют настоящую производственную культуру, передает inbusiness.kz.

В северной части Павлодара расположено ТОО "Ертыс Сервис" — предприятие, созданное на базе Павлодарской промывочно-пропарочной станции. Компания специализируется на подготовке цистерн и битумных полувагонов к наливу нефтепродуктов и нефтебитума.

Среди 150 сотрудников, чей труд играет важную роль в экономике Казахстана, уже более 20 лет работает старший мастер Жарылхасын Кульбаев. В преддверии Дня железнодорожника он был удостоен ордена "Еңбек даңқы" III степени — "Трудовая слава".

О том, что значит для него работа и почему он горд быть частью отрасли, Жарылхасын Кульбаев рассказал изданию inbusiness.kz.

— Вы спрашиваете, как я с дипломом строителя оказался в железнодорожной отрасли? Честно скажу — меня покорила форма. После окончания строительного вуза я недолго проработал мастером на стройке, но довольно быстро понял, что это не мое. В то время мой хороший друг работал на железной дороге, и мне настолько нравилась его форма, что я попросил помочь с трудоустройством. Так и оказался в этой "стальной артерии".

— Форму-то Вам выдали?

— Да, и даже успел поносить еще советского образца.

— Жарылхасын Таутаевич, я правильно понимаю, что в нынешнюю компанию Вы пришли не сразу?

— Верно. До этого работал в разных подразделениях железной дороги. А в ТОО "Ертыс Сервис" пришел в 2002 году — с самого низа, обычным рабочим на промывочно-пропарочной станции. Потом стал сменным мастером, позже — начальником смены по обслуживанию битумных полувагонов. А затем снова вернулся на прежний участок, но уже в качестве старшего мастера. Именно здесь мы занимаемся обработкой вагонов по заявке Павлодарского нефтехимического завода.

— Объясните, что такое промывочно-пропарочная станция и чем здесь занимаются люди?

— Работа на промывочно-пропарочной станции специфическая. Основной коллектив здесь — это промывальщики-пропарщики цистерн. Если коротко, их задача — подготовка цистерн под налив нефти, нефтепродуктов и других жидких грузов.

В их обязанности входят промывка цистерн технической водой или специальными растворами с заданной температурой, предварительная пропарка для разогрева и удаления остатков. Работа требует аккуратности, знания оборудования и понимания технологических процессов. Обязательным условием является строгое соблюдение техники безопасности.

Это физически непростой труд, но, как говорят сами работники, к нему прикипаешь душой.

— Сколько времени уходит на обработку одного вагона?

— Все зависит от типа вагона. Например, при работе со светлыми нефтепродуктами процесс включает в себя пропарку, промывку, дегазацию, а затем уже спускаются пропарщики. В среднем на один вагон уходит до двух часов.

— Вы, наверное, помните, как сами спускались внутрь цистерны, чтобы завершить работу. Не возникало мысли: "А нужно ли мне все это?"?

— Спускаться в котел цистерны — пожалуй, самая тяжелая и опасная часть нашей работы. Когда поднимаешься обратно, с тебя буквально стекает пот. Но при этом не возникает ни брезгливости, ни желания отказаться от этой работы. Нет. Это моя профессия, и она мне по-настоящему нравится.

— Когда приходят молодые ребята, за ними закрепляется наставник?

— Обязательно. На целый месяц, или примерно на десять смен. Бригадир сопровождает новичка повсюду, объясняет, показывает. А затем тот сдает внутренний экзамен. Только после этого его допускают к самостоятельной работе.

— Любое производство — это зона риска. Человеческий фактор никуда не денешь. Вам удается избегать ЧП?

— За все время моей работы серьезных происшествий не было. Чтобы этого не допустить, процесс контролируют и сменный мастер, и бригадир. Перед тем как пропарщики спускаются внутрь котла, лаборант обязательно проверяет газовоздушную среду — на предмет содержания взрывоопасных газов. Это обязательная процедура. Никаких "на глаз" — все строго по правилам.

— Жарылхасын Таутаевич, сколько у Вас сейчас в подчинении человек?

— Около 50. Если быть точным — 48.

— Сложно быть руководителем?

— Знаете, не так важно, сколько у тебя в подчинении людей. Главное — у каждого свой взгляд на жизнь, свое восприятие. И моя задача — найти подход к каждому. Это действительно необходимо.

Каждое утро после планерки я разговариваю с каждым индивидуально. Как раз в это время одна смена заканчивает работу, а другая заступает — получается своего рода "стыковочная" планерка. Обсуждаем, что сделала ночная смена и какие задачи стоят перед дневной.

Ситуации бывают разные — это ведь производство, к тому же технически сложное и потенциально опасное. Поэтому я несу ответственность за каждого.

Иногда, конечно, приходится говорить на повышенных тонах. Но, думаю, никто не обижается. Все понимают: просто так голос поднимать я не стану.

— Кто в вашей команде? Каков средний возраст сотрудников?

— Сегодня основной костяк коллектива составляет молодежь до 35 лет. Обучение новых сотрудников проходит прямо в цеху — специального учебного заведения для пропарщиков нет. Все на практике.

Работа требует подвижности и выносливости: труд физически непростой, но достойно оплачиваемый. К тому же профессия пропарщика приравнивается к работе в горячем цеху.

Хочу отметить, что от нас люди уходят только на пенсию — условия труда на предприятии достойные: развозка, бесплатное питание, спецодежда и обувь — все предоставляется. Да что уж там, кроме зубной пасты, мы работникам выдаем все.

— Говорят, в свое время Вы добирались на работу на велосипеде?

— Было дело. Молодость! Гуляли допоздна, и если не успел на автобус — значит, опоздаешь. Так что надежнее было сесть на велосипед.

— И сколько километров "накручивали" педалями?

— От города — 18 километров. Но мы этого даже не замечали. Я ведь был не один — немало таких, кто "двухколесному автобусу" отдавал предпочтение.

— У вашего коллектива есть какие-то традиции?

— Обязательно. Наш профессиональный праздник всегда отмечаем всем коллективом — выезжаем на природу, конечно, кроме тех, кто в этот день на смене. Есть и ещё одна тёплая традиция: обязательно делаем общий подарок тем, кто уходит на пенсию. Чтобы у человека осталась память о коллективе, о годах, проведённых вместе.

— Что можете рассказать о своём семейном положении?

— Жена, двое сыновей — и все мы трудимся на железной дороге. Старший работает в столице, занимает руководящую должность. А младший, наоборот, ушёл с руководящей позиции и пришёл ко мне — работает пропарщиком. Его устраивают и график, и заработная плата.

— Не отговаривали? Всё-таки труд тяжёлый — вы это знаете не понаслышке.

— Наоборот. Я дома много рассказывал о работе, о предприятии, об условиях — и в какой-то момент он решился. Ни разу не пожалел. Мне и самому моя работа очень нравится. Можно сказать, я здесь живу. Видимо, и сына этим "заразил".

Я стараюсь прививать молодым в коллективе бережное отношение ко всему: к инструменту, к материалам. Всё должно быть на своём месте, не валяться где попало. По-другому я не могу. Это не просто работа — это моя жизнь.

— Через год вы выходите на пенсию. Уже строите планы на новую жизнь?

— Конечно. А как иначе? Это будет совершенно новый этап в моей жизни. Пока не хочу раскрывать все детали, скажу лишь одно — мои планы связаны с социальным бизнесом.

— Заинтриговали. Ну что ж, пусть останется интригой. А как вы поддерживаете форму?

— Со спортом я дружу с детства. Долгое время занимался боксом, сейчас хожу в спортзал — четыре раза в неделю стабильно. Тем более, у нас на работе есть все условия, никуда ездить не нужно — очень удобно. Форму нужно держать. Привлекаю к спорту и детей, и внуков.

— Павлодар — ваша родина?

— Нет, я родом с юга — из Тараза. Там родился и учился. А сразу после окончания вуза приехал работать на стройку в Павлодар. Город мне сразу приглянулся, а со временем и люди стали родными.

— Не появлялась мысль всё бросить и вернуться домой?

— Возможно, поначалу такие мысли и были. Однажды с женой даже решили переехать — съездили в отпуск в Тараз. Но уже через пятнадцать дней поняли: нет, это не наш путь. Я, всё-таки, человек прямой, люблю порядок и пунктуальность. А на юге менталитет другой — спокойнее, размереннее. Я просто отвык. Маму, конечно, навещаю — это обязательно.

Жарылхасын Кульбаев — человек, на котором держится производственная культура. А без неё невозможно выстроить эффективный и безопасный трудовой процесс. Личная дисциплина, внутренняя культура, профессионализм — всё это он не только демонстрирует сам, но и передаёт молодому поколению. Даже в сложных ситуациях он твёрдо стоит на своём: "Буду делать так, как требует документация, как велит моя квалификация и моя рабочая совесть". И именно такие люди формируют основу достойной смены.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться