Формируя будущее технического образования: IT-FEST объединяет лидеров

9929

В столице проходит форум IT-FEST 2023, на котором отечественные компании представляют свои инновационные проекты и цифровые технологии госорганам и бизнесу. 

Формируя будущее технического образования: IT-FEST объединяет лидеров Фото: Серикжан Ковланбаев

Одним из главных организаторов форума выступил Казахстанско-Британский технический университет (КБТУ). Его ректор Маратбек Габдуллин рассказал о том, что на форуме было представлено более 80 стартапов, прошедших предварительный отбор, и только 15 из них прошли в финал, передает inbusiness.kz.

Среди этих 15 стартапов участвуют два проекта от КБТУ.

Участники представляют свои проекты, которые охватывают различные сферы. Один из них недавно занял первое место на Энергетической неделе, организованной Kazenergy. Эта система разработана на основе искусственного интеллекта и машинного зрения с использованием дронов для определения мест, где возможно возникновение пожаров в лесных угодьях, а также для прогнозирования их распространения.

Маратбек Габдуллин

"Кроме того, на форуме представлены два раздела. Первая секция – это готовые инновационные решения от стартапов. Вторая секция  разработка видеоигр с казахстанским контентом. Основная цель этого направления  популяризация казахстанской культуры и национальных традиций среди молодежи. Кроме того, на выставке представлена ​​работа нейросети, которая исследовала героев популярных видеоигр, таких как Mortal Kombat, и создала их "казахстанские" версии",  рассказал Маратбек Габдуллин.

Он напомнил, что президентом страны была поставлена ​​задача подготовить 100 тысяч ИТ-специалистов. 

"Сейчас все усилия должны быть направлены на достижение успеха и вход в эту индустрию. Поэтому мы активно направляем своих студентов на специальности, связанные с направлениями искусственного интеллекта, больших данных, кибербезопасности",  продолжил ректор КБТУ. 

По его мнению, в современном мире цифровизация проникает во все сферы жизни. Президент требует создания аналитических центров во всех отраслях, которые бы оцифровывали и обрабатывали все данные, помогая руководителям принимать решения. КБТУ разработал проект аналитического диспетчерского центра, который уже четыре года сотрудничает с "КазМунайГазом". Этот проект позволяет прогнозировать и предоставлять аналитику первым лицам в компании.

Также КБТУ имеет социальную направленность. Университет ежегодно предоставляет победителям олимпиады около 300 грантов. Кроме того, внутри вуза действует финансовая комиссия, которая обеспечивает условия и льготы для студентов из различных социально уязвимых групп населения.

"Мы рассматриваем около 150 заявлений ежегодно от студентов различных категорий, которые претендуют на финансовую поддержку. Если студент не является грантодателем, мы предоставляем различные льготы для многодетных семей и детей-сирот в соответствии с нашими установленными правилами. В нашем вузе учится 6200 студентов, и мы ведем полную статистику о том, куда уходят наши выпускники после окончания обучения. Мы с гордостью заявляем, что 98% наших выпускников работают по своей специальности после окончания университета",  резюмировал ректор КБТУ Маратбек Габдуллин.

Оставить след в истории 

На IT-FEST была представлена ролевая виртуальная игра IZ, где игрок играет роль старшей сестры, потерявшей свою младшую сестренку. Ее сестренку похитило злое существо, и в ходе сюжета игрок знакомится с различными персонажами из тюркской и казахской мифологии. Как рассказала разработчик Назым Жумабаева, над созданием игры работают четыре выпускницы КБТУ. 

Назым Жумабаева

"Цель игры – распространение нашей культуры во всем мире. Мы провели небольшое исследование и заметили, что игр, основанных на нашей культуре, очень мало. Мы решили создать собственную игру, чтобы дать людям возможность узнать о казахской культуре. Игра будет трехъязычной: на казахском, русском и английском",  сообщила разработчица. 

По ее словам, лаборатория КБТУ поддерживает создателей игры в качестве резидентов программы наставничества Game Lab, которая помогает им довести игру до релиза. Они также предоставляют необходимое оборудование, так как для создания игр требуется специализированное и мощное оборудование.

"Мы опубликовали демоверсию игры на нашем сайте, где люди могут принять участие и получить подробную информацию о нашей игре. Наша цель — выпустить игру на платформе Steam, международной игровой платформе, где продаются все игры. Мы мечтаем о том, чтобы в нашей игре играло больше людей. Мы собираемся популяризировать казахскую культуру в мире и сохранить ее в истории, чтобы о ней не забывали",  резюмировала Назым. 

Учить историю играя

Предприниматель из Алматы Олжас Серикулы представил на фестивале проект "Улы Дала Елi". Он рассказал, что команда разработала исторический проект, уникальный в своем жанре – сочетание истории с использованием информационных технологий. 

Олжас Серикулы

"Мы заметили, что с каждым днем ​​все меньше детей интересуются чтением книг. Поэтому мы решили оцифровать историю Казахстана, чтобы сделать ее более доступной. Виртуальная реальность позволяет людям путешествовать по хронологической таблице и знакомиться с событиями Казахстана, начиная с сакской эпохи и до наших дней. В разработке этого проекта нам помогали студенты КБТУ. Проект имеет частичный экономический эффект и коммерческую составляющую. Официальный релиз пока не выпущен, но уже скоро мы запустим проект полностью",  рассказал предприниматель.

По его словам, суть проекта заключается в использовании виртуальной реальности для целей обучения. Школьники надевают шлемы виртуальной реальности и погружаются в разные исторические эпохи. Они должны решать задачи и отвечать на вопросы, основанные на исторических фактах, чтобы продвигаться в игре. Виртуальная среда позволяет ощутить атмосферу времени, включая музыку, иллюстрации, интерьеры и декорации.

В настоящее время проект разделяет шесть периодов истории Казахстана: сакская эпоха, тюркская эпоха, Золотая Орда, Казахское ханство, современный Казахстан и будущий Казахстан.

"Мы рассматриваем несколько вариантов масштабирования проекта. Во-первых, мы можем продавать программное обеспечение и оборудование напрямую клиентам (B2C). Или мы можем предложить услуги самой школе. Мы будем приходить в технологические учреждения с нашим оборудованием и проводить уроки, посвященные различным историческим периодам. Это обеспечит школам более интересный, геймифицированный образовательный процесс",  отметил Олжас Серикулы.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться