Российские экономисты предупреждают: в нынешнем году экономика РФ может вступить в этап глубокого охлаждения, который будет сопровождаться неконтролируемым падением экономической активности, более высокой инфляцией, а также более масштабным дефицитом бюджета, передает inbusiness.kz.
В течение последних двух лет состояние российской экономики часто сравнивали с организмом, борющимся с высокой температурой. Пик сильного перегрева экономики, когда рост спроса значительно опережал возможности предложения, пройден.
Макроэкономисты обозначили главные вызовы, с которыми российская экономика может столкнуться в течение 2026 года.
Будущее: застой с перспективой свободного падения
Большинство опрошенных Forbes.ru макроэкономистов считают, что главный риск для российской экономики в 2026 году – чрезмерное замедление темпов роста. По данным Росстата и минэкономразвития, рост ВВП России в 2025 году замедлился до 1%, приближаясь к стагнации (прогнозировался рост в 2,5%).
Согласно сентябрьскому прогнозу минэкономразвития РФ, ВВП России в 2025 году должен был вырасти не более чем на 1,3%. Этот показатель существенно ниже весенних ожиданий, когда прогнозировались темпы роста экономики на уровне 2,4%.
Замедление темпов роста ВВП России – один из ключевых вызовов на 2026 год, констатирует старший научный сотрудник лаборатории структурных исследований ИПЭИ РАНХиГС Владимир Еремкин.
По его словам, сложности проявятся сразу в нескольких направлениях. Во-первых, ожидается заметное охлаждение инвестиционной активности. Причинами станут дефицит собственных и заемных средств, а также неопределенные перспективы реализации проектов в ряде отраслей. Компании столкнутся с ростом налоговой нагрузки, сокращением рыночной прибыли на фоне ослабления совокупного спроса и сохранением ограниченного доступа к кредитам из-за высоких процентных ставок.
Вторым фактором станет падение роста доходов домохозяйств (семей) и сдержанная кредитная активность населения, что неизбежно приведет к ослаблению потребительского спроса. Многие семьи с 2022 года затягивают пояса, правда, дырок на ремнях скоро не останется. Стимулирование экономики через госденьги также ослабнет, поскольку возможности бюджета уменьшаются.
Директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв соглашается с тем, что риск "неуправляемого охлаждения" экономики (так теперь в РФ называют крах экономики) действительно существует, особенно на фоне ослабления потребительского спроса, который ранее очень сильно поддерживал экономику, а также в условиях ограничения бюджетных расходов.
При этом возможности стимулирования экономической активности будут крайне ограничены, полагает директор центра исследования экономической политики экономического факультета МГУ Олег Буклемишев. Фискальных ресурсов окажется меньше, чем ожидается, а значит, не будет дополнительных средств в бюджете на то, чтобы разгонять экономический рост. Денежно-кредитная политика, в свою очередь, с высокой вероятностью тоже останется чрезмерно жесткой, что не позволит экономике выйти из фазы замедления. В результате есть "риск того, что российская экономика может войти в глубокий кризис", предупреждает Буклемишев.
Жесткие кредитные условия и давление на бизнес
Одной из ключевых интриг текущего года остается влияние роста налогов и сборов на уровень инфляции. Ставка НДС была увеличена с 20% до 22%. Повышение налогов и акцизов с 2026 года способно сформировать дополнительный проинфляционный импульс. В Рунете уже много видеообращений от малого и среднего бизнеса, где предприниматели жалуются на то, что "они разорены" и что им приходится закрыться и уволить персонал, так как новое налоговое бремя им не под силу.
Нежелание центробанка РФ опускать ключевую ставку продолжит оказывать негативное влияние на всю экономику, указывает Владимир Еремкин из РАНХиГС. При этом резкое смягчение денежной политики может спровоцировать ускорение инфляции, девальвацию рубля и другие побочные эффекты, добавляет он.
Весь прошлый год прошел под знаком борьбы с ростом цен. Инфляция оставалась главным ориентиром при принятии решений экономическим блоком правительства РФ. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина даже загадала на Новый год, чтобы в 2026-м рост цен остановился на уровне в 4%, и идет к этой цели. Собственно, ничего нового в 2025 году для снижения инфляции власти не придумали. ЦБ просто продолжал придерживаться взятого еще летом 2023-го курса на жесткую денежно-кредитную политику, то есть на сохранение высокой ключевой ставки, которая на корню рубит экономическую активность и населения, и бизнеса, поясняют "Новые Известия".
Что ж, Набиуллина может гордиться результатами: к декабрю 2025-го инфляцию "сломали" до 5,6% в годовом исчислении. Двухлетний восходящий тренд был преломлен, формально задача выполнена. А все остальное ее не интересует, продолжает газета.
Однако сопутствующие последствия оказались крайне болезненными для реального сектора. В итоге промышленность фактически ушла в стагнацию. Если за январь-ноябрь 2024 года обрабатывающий сектор демонстрировал рост на 9,2%, то в ушедшем году он увеличился лишь на 2,6%, и то в основном за счет производства металлических изделий, связанного с продолжением войны. Все остальные отрасли российской промышленности в 2025 году ушли в минус. Страдают производство продуктов питания, автопром и производство машин для сельского хозяйства, химическая промышленность и так далее. Спад производства зафиксирован в 70 отраслях обрабатывающей промышленности из 92, по которым Росстат ведет наблюдения.
Эксперт Института народно-хозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН Сергей Цухло в своем отчете указывал, что индекс прогнозов в среднегодовом исчислении опустился до 16-летнего минимума: он отмечает крайне тяжелое положение промышленности.
"Баланс инвестиционных планов не просто перешел "в минус" в 2025 году, он туда буквально рухнул, превзойдя антирекорды 2022, 2020 и 2015 годов", – говорит эксперт.
По оценке российского экономического обозревателя Екатерины Максимовой, в экономике РФ наблюдается фронтальное падение практически по всем секторам. Промышленность переживает состояние, с которым ранее не сталкивалась. 2025 год стал самым худшим периодом для России с 2022-го. Не до победных отчетов и некогда богатейшему российскому нефтегазу. Угольная промышленность вернулась в 90-е и впала в серьезный кризис. Добыча газа сокращается. Нефть уже не спасение для минфина, пишет она.
За первые 10 месяцев 2025 года сальдированный убыток компаний российского углепрома уже превысил 327,9 млрд рублей. По итогам 2025 года нефтегазовые доходы в федеральном бюджете России рухнули сразу на 24% год к году и составили всего 8,48 трлн рублей (11,131 трлн рублей за 2024 г.). Так мало на нефтянке РФ не зарабатывала.
Суммарная добыча газа в России в январе-ноябре 2025 года, по последним данным Росстата, снизилась на 3,3% в годовом сопоставлении, составив 599,9 млрд кубометров, в то время как минэкономразвития РФ прогнозировало снижение добычи до 680,2 млрд кубометров. Фактически последним крупным направлением экспорта трубопроводного газа остается Китай. За январь-октябрь КНР приобрела российского газа на 7,86 млрд долларов. По итогам года "Газпром" рассчитывал поставить в Китай 38 млрд кубометров.
Однако директор по исследованиям Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев не сомневается, что прекратившееся сотрудничество "Газпрома" с Европой восстановить уже никогда не получится. До начала войны поставки в Европу и Турцию достигали аж 180 млрд кубометров в год.
Теперь вся надежда только на КНР, которая покупает газ с такой "дружеской" скидкой, что "Газпром" работает почти за идею. После подписания соглашения между "Газпромом" и китайской CNPC поставки по действующему газопроводу "Сила Сибири" увеличатся до 44 млрд кубометров. А вопрос строительства "Силы Сибири – 2" вряд ли будет окончательно урегулирован в 2026 году, пишут "Новые Известия".
Downward trend продолжится
"Текущая оценка траектории ключевой ставки со стороны ЦБ – 13-15%. Но, если инфляция вопреки прогнозам не будет быстро замедляться, ставка может оказаться еще выше. Это станет серьезной проблемой для нескольких отраслей российской экономики и может привести к значительному росту реструктуризаций или даже банкротств", – предупреждает профессор Российской экономической школы Олег Шибанов.
Начальник отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований, к. э. н. Сергей Заверский указывает на то, что существенному снижению инфляции просто неоткуда взяться. Налоговый гнет, рост тарифов ЖКХ и розничных цен на бензин разгоняют инфляционные ожидания. И бизнес, и население не рассчитывают на улучшение ситуации.
Проблемная задолженность в корпоративном секторе продолжает расти, особенно в металлургии, добывающей промышленности, строительстве и автопроме. Из 89 крупнейших нефинансовых компаний 17 уже перестали полноценно обслуживать свои долговые обязательства. В первую очередь страдают капиталоемкие и низкомаржинальные отрасли, зависящие от банковского финансирования, говорит исполнительный директор практики бизнес-консультирования компании "Технологии Доверия" ("ТеДо") Антон Виноградов. Именно у них возможен заметный рост банкротств, также с высокой вероятностью продолжится обрушение ряда отраслей.
При высокой ставке и диких налогах банкротство станет "национальным видом спорта". Сохранение жестких условий кредитования – не единственный блок проблем, с которыми столкнулся бизнес. Изменение налоговой и тарифной нагрузки на экономику также может привести к негативным трансформациям – рост издержек бизнеса, снижение маржинальности могут приводить к ухудшению финансового положения МСБ и их уходу в тень, указывает Владимир Еремкин.
Бюджетные риски
В 2024 году минфин РФ, планируя федбюджет на следующую трехлетку, прогнозировал его дефицит в 2025 году на уровне 1,17 трлн рублей (0,5% от ВВП) и не выше 2,8 трлн в последующие годы. В действительности эти планы минфина оказались чрезмерно оптимистичными – получилась бюджетная дыра размером с Марианскую впадину. В конце прошлой недели минфин подвел итоги исполнения бюджета 2025 года. По его данным, доходы составили 37,28 трлн, расходы – 42,93 трлн, а дефицит достиг 5,65 трлн рублей. Основной причиной стал резкий спад нефтегазовых доходов. Нефтегаз стал главным разочарованием прошлого года, говорит председатель попечительского совета АНО "Агентство общественных инициатив" Вадим Сушко.
"Отечественную нефтянку сильно подкосили санкции. В 2025 году ЕС согласовал пакет санкций против России, затронув почти 200 танкеров "теневого флота", 30 компаний, вовлеченных в торговлю товарами двойного назначения, и 75 лиц и организаций. Совет Евросоюза в 2025 году сообщил, что продлил действие 19 пакетов санкций против России до 31 июля 2026-го", – подчеркнул Сушко.
В итоге, как сообщает Bloomberg, российская нефть Urals сейчас рекордно дешевая – примерно 40-45 доллара за баррель. Однако дело не только и не столько в санкциях. Абсурд в другом: теперь государство дотирует нефтянку. По данным минфина РФ, экспортная пошлина на нефть в 2025-м обнулена, к тому же, например, государство и вовсе вернуло нефтяникам пошлины на 3,4 млрд рублей. Выглядит удивительно, ведь объемы добычи нефти в 2025 году не упали и составили 516 млн тонн, недавно рассказал вице-премьер Александр Новак.
Однако тренд последнего времени – это использование нефтяниками старых месторождений, которые либо уже истощены, либо сильно обводнены. Чтобы нефть на таких месторождениях выкачивалась до последней капли, государство предлагает льготы по НДПИ. И чем дальше, тем больше льгот будут получать нефтегазовые компании – это заложено в бюджетном прогнозе правительства до 2042 года.
Сколько бы денег ни собирали с людей, без стабильных нефтегазовых поступлений – главной кормилицы бюджета – средств все равно будет недостаточно. Расходы-то постоянно растут. В 2026 году дефицит бюджета РФ, как ожидает минфин, составит примерно 3,8 трлн рублей (1,6% ВВП), то есть даже его оптимистичный прогноз больше чем на 1 трлн рублей по сравнению с его прогнозом на 2025 год (2,8 трлн).
Чтобы решать проблемы роста дефицита, минфин решил сделать ставку на непопулярную меру – увеличение налогов (рост НДС, уменьшение лимита для уплаты НДС бизнесу на упрощенке, отмена льгот по страховым взносам для МСБ и т. д.).
Многие российские эксперты полагают, что в этом году дефицит федбюджета будет намного больше, чем в 2025 году. Так как в новом трехлетнем бюджете заложено, что объемы нефтегазовых поступлений в бюджет за 2026-2028 годы должны вырасти примерно на 13%. При этом здесь не учитывается увеличивающееся давление санкций.
По мнению Олега Буклемишева, доходные предпосылки в основе бюджета слишком оптимистичны, "то есть придется дальше раздувать дефицит бюджета".
В таких условиях налоговые органы в ходе проверок будут настроены весьма профискально, то есть склонны к штрафованию и доначислению налогов, считает партнер Kept и руководитель департамента налогового и юридического консультирования Михаил Орлов. Кроме того, уже введенные изменения по налоговой нагрузке – "это не последние поправки, которые нас ждут", предполагает он.
Итог
Одним из главных рисков 2026 года остается абсолютный приоритет военных расходов над всеми остальными направлениями. Жесткая макроэкономическая политика, усиление государственного давления и рост государственного вмешательства создают условия, при которых экономика возвращается к старой советской модели жесткой фискальной и денежной политики, но уже при более высоком уровне расходов, рассуждает главный экономист "Эксперта РА" Антон Табах.
Ключевым риском для российской экономики остается геополитика, и он напрямую связан с продолжением войны в Украине, резюмирует доцент факультета экономических наук НИУ ВШЭ Владимир Бессонов.
"Проблемы, с которыми сталкивается в настоящее время наша экономика, вызваны в первую очередь нагрузкой, вызванной ведением военных действий. В какой-то мере оказывают влияние и санкции – в первую очередь на добычу полезных ископаемых, – говорит он. – Производство продукции в интересах СВО генерирует доходы, не обеспеченные потребительскими товарами и услугами. Возникающий дисбаланс имеет инфляционные последствия, борьба с которыми угнетает "гражданские" виды деятельности. Проблемы будут сохраняться до окончания СВО", – заключает экономист.
Официальный прогноз минэкономразвития предполагает рост на 1,3%. Однако оптимизм российских властей мало кто разделяет. МВФ и Всемирный банк сулят РФ несколько лет застоя с годовыми темпами роста экономики около 1%.
В свежем обзоре аналитики российского ЦМАКП считают, что РФ рецессии избежать не удастся, и спад, вероятнее всего, начнется уже в первом полугодии 2026 года.
Экономика России пока держится по инерции, но уже катится в пропасть, стагнация экономики РФ – вопрос решенный, подытоживают "Новые Известия".
Читайте по теме:
Российская экономика рухнула в 4 раза