Планирование бюджета по курсу 300 тенге за доллар при 40 долларов за баррель нефти – некорректно, считает экономист.
«Адекватный и правильный бюджетный план – всегда залог успеха выполнения тех или иных задач. И чем точнее бюджет, не важно, в какой отрасли или на каком уровне, тем выше уровень правильности принятия решений», – пишет он на своей странице в социальной сети Facebook.
И тут же задает вопросы Министерству нацэкономики, на которые сам же и отвечает.
«Если сейчас цена за нефть была бы на уровне 40 долларов за баррель, то какой бы был курс тенге? Мой ответ – выше 350 тенге, так как будет не сбалансирован платежный баланс, а курс рубля уйдет за 70. Очевидно, что на практике при цене нефти в 40 долларов со свободным плавающим тенге курс не может быть 300, а значит это уже заведомо неверно», – уверен Хусаинов.
Кроме этого, по его мнению, при 40 долларах за баррель, рост экономики на 2,1% маловероятен:
«В этом году при средней цене выше 45 долларов за баррель экономика еле как один процент показывает. О чем тогда можно говорить на следующий год? К тому же давеча Минэнерго говорило, что при 40 долларах за баррель добыча нефти будет снижаться, а нефтедобыча – основа экономики. Снова не сбалансированность в показателях».
И тут же добавляет, что важные, влияющие друг друга показатели рассматриваются отдельно.
«Никто не смотрит на корреляцию между ценами на нефть, курсом тенге и ростом ВВП, а надо бы. Как ни крути, мы еще лет двадцать будем зависеть от цен на нефть, вопрос только, в какой пропорции. По моему мнению, при цене в 40 долларов за баррель курс, как минимум, нужно ставить на уровне 350 тенге за доллар, а рост экономики – 0,1 процента. Это более реалистично», – заключает Галим Хусаинов.
Алина Альбекова