Гани Касымов: «Мы на пороге великих социальных изменений»

Гани Касымов: "Мы на пороге великих социальных изменений"

16:01 11 Январь 2016 2773

Автор:

Алексей Банцикин

Защита прав предпринимателей – одно из приоритетных направлений деятельности Национальной палаты предпринимателей "Атамекен"

Защита прав предпринимателей – одно из приоритетных направлений деятельности Национальной палаты предпринимателей "Атамекен".

О системности в этой работе, ее скрытых смыслах и сверхзадаче мы беседуем с председателем Совета по защите прав предпринимателей НПП РК "Атамекен" Гани Касымовым.

- Гани Есенгельдинович, наши читатели уже привыкли к тому, что война за свободу предпринимательства становится "вечной категорией бытия". И 10, и 20, и 30 лет назад бизнесмены жаловались на чинимые бюрократами препятствия. Что изменилось сегодня?

- Думаю, не будет преувеличением, если скажу, что до передачи этих функций Палате никто не занимался защитой прав предпринимателей так глубоко и масштабно. Только в НПП защита интересов бизнеса приобрела системный характер. Мы начали с того, что определили индикаторы базовых явлений, которые не дают развиваться предпринимательству. За два года к нам поступило более 9 тысяч обращений бизнесменов: 2 600 в центральный аппарат НПП, и около 7 тысяч в региональные палаты.

Главная проблема - это административные и иные барьеры, обусловленные несовершенством законодательства. Когда законодательство не дает возможности максимально полно охватить какие-то виды деятельности и четко расписать правила поведения всех участников, начинается "игра в понятия". На этом уровне обычно и проявляются различные коррупционные схемы, вымогательство и т.д.ч, ему немало способствует широкий спектр полномочий различных государственных органов, особенно на уровне местной исполнительной власти.

Вообще же это вопрос вопросов: как найти "золотую середину" между объективной необходимостью государственного контроля и свободой предпринимательства? Мне представляется, что чрезмерная зарегламентированность некоторых сфер экономической деятельности порождает чиновничий произвол.

- А в каких именно сферах деятельности это чувствуется наиболее остро?

- Есть несколько проблемных зон. В первую очередь, это вопросы, связанные с выделением земли, землеустроительными и архитектурно-планировочными работами и так далее. Сегодня стало практически невозможно получить землю под строительство завода, ресторана или просто газетного киоска. И это при том, что Казахстан обладает обширными земельными ресурсами в городах и селах.

Второй, наиболее болезненный вопрос - получение разрешений на строительство. Вся эта процедура донельзя забюрократизирована. Время, потраченное на сбор всех документов на строительство дома, составляет вдвое больше, чем само строительство. А, главное, прямые контакты с чиновниками создают питательную среду для коррупции.

Еще одна проблемная зона - таможенное оформление. Многие предприниматели жалуются на необоснованное применение таможенными органами различных норм при экспортно-импортных операциях, или непонятных методик определения стоимости товаров, приводящих к дополнительным расходам. Немало споров по процедурам въезда и выезда, ввоза и вывоза товара…  Двоякость толкований дает возможность сотруднику таможни манипулировать предпринимателем, принуждать его к неправомерным действиям. Однако и здесь я хотел бы сделать одну оговорку. Ежегодно в бюджет государства, а он у нас более 6 триллионов, от таможенных органов поступает 1 трлн 300 млрд тенге за счет сборов от экспортных операций. Поэтому, ставя вопрос о ревизии полномочий таможни, это обстоятельство тоже нужно брать во внимание. Нужно искать баланс между интересами бизнеса и интересами бюджета.

И, наконец, самое большое количество обращений приходит с жалобами на неправомерные действия местных исполнительных органов. У нас акиматы обросли различными учреждениями, фактически торгующими всяческими разрешениями, лицензиями и прочими "индульгенциями".

- Подобные учреждения напоминают сказочную гидру: на месте оторванного щупальца вырастают десять.  С ними вообще возможно бороться или это категория "неизбежного зла"?

- Бороться с этим можно и нужно! И мы боремся. Могу сказать, что по представлению НПП и региональных палат возбуждено 19 уголовных дел. 39 должностных лиц привлечены к административной и дисциплинарной ответственности. 8 чиновников по нашему требованию освобождены от занимаемой должности.

В целом, я могу сказать, что примерно 40 процентов от всех находящихся в производстве НПП обращений мы привели к положительному результату. Около 10 млрд тенге возвращено в оборот предпринимателей только в 2015 году. Я хотел бы акцентировать ваше внимание на этом - это прямой экономический эффект нашей деятельности!

К сожалению, мы не всегда находим понимание у некоторых правительственных структур. Вот вам живой пример. Приказ №242 министра национальной экономики об увеличении цен на аренду помещений в школах, больницах, поликлиниках, воинских частях. Документ, который, кстати, не был согласован с НПП, в одночасье поставил предпринимателей-арендаторов столовых на грань разорения. Ставки арендной платы по приказу министра подняли с 240 тыс. тенге до 9 млн. тенге в год! После нашего вмешательства ставки пересчитали и "снизили" … до 5 млн. тенге.

Другой пример. Таможенная служба самолично отменила предоставленные государством квоты на поставку ряда дефицитных товаров для 40 компаний, и заставила их доначислить недоимку за все три года действия квот. И это несмотря на аксиому казахстанского права: "закон обратной силы не имеет".

Эти и другие образцы чиновничьего своеволия также рассматривались на 9-ом заседании Совета по защите прав предпринимателей, проводившегося совместно с Генпрокуратурой.

- Не могли бы вы подробнее рассказать о взаимодействии НПП "Атамекен" и Генеральной прокуратуры?

- Не покривлю душой, если скажу, что именно партнерские отношения с прокуратурой помогли поставить работу по защите прав предпринимателей на системную основу. Еще в 2013 году НПП и Генпрокуратура подписали меморандум о сотрудничестве, на базе которого выработаны планы мероприятий, включающие работу по темам, которые я выше перечислил. Только за 2014 год мы провели 8 заседаний Совета по защите прав предпринимателей, из которых два на площадке Генеральной прокуратуры и в формате видеоселектора с РПП, региональными структурами Генпрокуратуры, а одно выездное заседание - на площадке Штаба по защите прав предпринимателей прокуратуры Актюбинской области

Надо сказать, что сегодня вся основная работа ведется на уровне региональных палат, областных прокуратур и их территориальных подразделений. Это дает совершенно иной, колоссальный эффект! Ведь, помимо систематизации всех обращений, идет обратная связь с бизнесменами. И жалобы предпринимателей из региональных палат напрямую поступают на реагирование к прокурорам. Неслучайно на недавнем заседании Совета 9 декабря 2015 года мы к основным докладам подготовили небольшие видеосюжеты, в которых реально существующие предприниматели из регионов рассказывали о своих мытарствах. Когда ты видишь лицо конкретного пострадавшего, ты уже совершенно по-другому подходишь к рассмотрению его проблемы. Это уже не персонаж сухого, канцелярского доклада, это живой человек. Кроме того, видео транслируется по селектору на всю страну, а, следовательно, и прокуратуры областей тоже видят это и уже вынуждены реагировать.

- Вы говорите о системной работе с обращениями. Что вы вкладываете в понятие "системность"?

- Ранее рассматривались отдельные жалобы. Причем рассматривались различными государственными органами. Не хочу никого критиковать, но такая работа носила дежурный характер. Никто не сводил обращения в единое целое, не подвергал их анализу.

Мы не понимали, какие процессы, происходящие в стране на уровне ее регионов, вызывают реакцию предпринимательства. С момента своего создания НПП стала не просто фиксировать случаи попрания прав бизнеса, но и определять тенденции. Сегодня система защиты прав предпринимателей позволяет нам выявлять пробелы в законодательстве или иные причины, благодаря которым стало возможным явление, ущемляющее свободу бизнеса. Это дает нам возможность задействовать свой законотворческий потенциал: вносить через Правительство или через депутатов Парламента изменения и дополнения в законодательные акты, либо ставить вопрос о новых законах, затрагивающих тот или иной вид деятельности. Таким образом, НПП закладывает законодательную основу для снижения уровня правонарушений по отношению к бизнесу.

Сейчас, анализируя накопленный опыт, мы, я имею в виду НПП "Атамекен", приходим к пониманию необходимости ревизии всех законодательных актов, включая подзаконные, так или иначе затрагивающих предпринимательство. Эта работа будет вестись в общенациональном масштабе. Мы будем настаивать на том, что ряд законодательных актов необходимо поставить на утрату, как несоответствующих реалиям сегодняшнего дня. Есть в законодательстве статьи законов и отдельные положения, несущие сугубо декларативный характер или откровенно архаичные - это наследство 90-ых годов прошлого века. Кроме того, существует ряд норм, противоречащих друг другу, недостаточно полно освещающие некоторые отношения, не отвечающие рыночному характеру экономики и ее структуре. Отдельно предстоит ревизовать нормы о широких полномочиях правоохранительных органов с тем, чтобы привести их в соответствие с уровнем цивилизованных требований. Новые экономические реалии требуют нового взгляда, новых подходов и новых оценок. При этом мы понимаем, что для носителей полномочий это будет очень болезненный процесс. Но мы готовы к аргументированной дискуссии. Нам есть что сказать и по системе проверок. На наш взгляд, сегодня надо переходить на мониторинг, отслеживать новые тенденции и принимать упреждающие, а не репрессивные меры. Акцент на строгости административных мер уже изжил себя. 

- Какова конечная цель этой работы?

- Надо понять, что Национальная палата предпринимателей "Атамекен" - это не дежурный адвокат. Наша глобальная сверхцель - создание атмосферы свободы предпринимательства, то есть условий, обеспечивающих подъем экономики и рост числа предпринимателей всех уровней. Напомню о задаче, поставленной перед нами Главой государства: увеличить долю малого и среднего бизнеса в формировании ВВП с 18-20 до 40-45 процентов. За этим стоит занятость наших граждан, новые рабочие места, расширение налоговой базы. Но, главное, чтобы предпринимательство носило устойчивый характер и создавало особую социальную среду. Формирование обширного слоя населения, который обеспечивал себя и свою семью, генерировал новые рабочие места, новые производства на основе выпускаемой продукции - вот стратегическая цель нашей деятельности. Вовлекая граждан в предпринимательство, предоставляя им возможность работать без оглядки на госструктуры, мы меняем психологию общества, уходим от патерналистской модели.

Сегодня мы находимся на пороге великих социальных изменений: на арену общественной жизни выходит новый класс зажиточных буржуа, самостоятельных в принятии решений, независимых от государственных финансовых ресурсов. И мы должны обеспечить ему свободу предпринимательской инициативы. А этого мы сможем добиться только через создание эффективной системы защиты прав предпринимателя.

 

Алексей Банцикин

prezident_turkmenii_podpisal_postanovlenie_o_sozdanii_turkmenskoy_nacionalnoy_neftegazovoy_kompanii

brk_vydelyaet_11_mlrd_tenge_na_podderzhku_kazahstanskogo_av

strahovoy_rynok_kazahstana_krizis_nastupaet_na_pyatki

na_baykonure_vozobnovlena_podgotovka_k_pusku_rakety_proton_so_sputnikom_eutelsat_9b

minekonomiki_utverdilo_povyshenie_tarifov_ktzh

загрузка

×