RU KZ
ГАТОБ им. Абая осуществил новую постановку оперы «Кыз-Жибек»

ГАТОБ им. Абая осуществил новую постановку оперы «Кыз-Жибек»

13:48 27 Декабрь 2020 15812

ГАТОБ им. Абая осуществил новую постановку оперы «Кыз-Жибек»

Автор:

Ольга Власенко

Премьера приурочена к 115-летию композитора Евгения Брусиловского.

Также ею чествуют юбилеи первого режиссера спектакля Курманбека Джандарбекова и исполнителя главной партии Канабека Байсеитова, которым в этом году тоже исполнилось 115 лет.

Опера Брусиловского «Кыз-Жибек» шла в оригинальной версии на большой сцене театра 86 лет. Теперь трагичная история любви, верности и страсти получила первое перерождение. Благодаря неординарным решениям и находкам в режиссуре и сценографии постановщиков в лице приглашенного российского режиссёра Михаила Панджавидзе (Москва), дирижера Каната Омарова, художникам Софьи Тасмагамбетовой и Павла Драгунова, хореографам Гульжан Туткибаевой и Айгуль Тати, опера зазвучала по-новому, а новые приемы в видеографии и декорациях создали иной объем и масштаб спектакля.

Михаилу Панджавидзе удалось превратить казахский эпос, прочитанный в советское время больше в социально-политическом ключе критики традиционализма и противостояния отцов и детей, в романтическую средневековую легенду с рыцарями-батырами на белом и черном конях, черном вороне и даме сердца, белой деве-лебеди.

По его мнению, это история о лебединой верности, чистой любви и коварном предательстве, плоде непреодолимой темной страсти. Трагедия, пронизанная злым роком, мифологией предзнаменования, провидения и проклятия. Это и лирическая песнь готовности героев встретить свою судьбу и умереть ради любви, пойдя наперекор традициям и родительскому благословению.

Как и полагается, режиссер поделил традиционный мир сказочного эпоса на бинарные оппозиции женского и мужского, света и тьмы, добра и зла, преданности и вероломства. Это ярко и полно передано в эстетике сценографии спектакля, новых декорациях и костюмах. Противостояние пар нашло отражение не только в визуальном контенте, но и в звучании музыки – это контраст тревоги и покоя, нежности и брутальности, парения и тяготения.

Новая постановка еще интересна и тем, что воссоздана в оригинальном, первоначальном варианте – жанре разговорной оперы. Как отметил Михаил Панджавидзе, изначально опера была написана композитором для помещения, позволяющего работу с диалоговым, драматургическим материалом. Этим алматинская постановка «Кыз-Жибек», осуществленная в театре Абая, отличается от спектакля, поставленного в сценическом пространстве «Астана Опера», предназначенном скорее для музыкально-вокального исполнения.

Вот что авторы новой постановки говорят о своем спектакле:

«В работе над музыкальным материалом для дирижера очень важно ухватится за те эмоциональные нити, фразы, сцену, которые позволяют полностью погрузиться в партитуру. В опере «Кыз-Жибек» для меня такими нитями стали женские образы. Например, главная тема «Гәкку», которая ассоциируется с Жибек и проходит через всю оперу, в разные моменты звучит по-разному. Исходя из эмоционального состояния героини то чистое и красивое, то трагическое, тревожное. Не смотря на более, чем 80-летнюю историю, музыка «Кыз-Жибек» звучит свежо и современно» – поясняет Канат Омаров.

«Опера «Кыз-Жибек» – сокровищница мирового наследия. Помимо истории Ромео и Джульетты литературоведы усматривают в этом произведении несколько сюжетных линий из всей мировой литературы. Она близка и понятна мне, поскольку я родился в Средней Азии, в Туркменистане и хорошо знаком с народными традициями. В процессе подготовки я очень многое узнал о культуре казахского народа и прекрасно понимаю необходимость соблюдения традиций. Но, так же понимаю, что полностью оставаться в русле традиций не имеет смысла, так как спектакль может получиться скучным, не отвечающим духу времени. Для меня в работе очень важно соблюдение «принципа разумной достаточности». Мне хотелось бы сделать так, чтобы на сцене люди жили, любили, ненавидели, что бы люди в зале сопереживали им, искренне смеялись и плакали. Опера называется «Кыз-Жибек» и при всей яркости образов Тулегена и Бекежана, остаётся историей её любви и лебединой верности. Это история женского самопожертвования» – уверен Михаил Панджавидзе.

«Новая постановка «Кыз-Жибек» – это большой, полноценный спектакль, в котором открыты многие музыкальные купюры. Благодаря этому в спектакль возвратилась сцена «Сон Кыз-Жибек». В новой постановке легендарной оперы нашей основной задачей было сохранить дух спектакля, наши традиции, менталитет, те образы, которые были заложены композитором и автором либретто, предав ему новый взгляд, новое видение посредствам современных технологий, сценографии, интересных режиссерских решений. В опере замечательная музыка, много танцевальных фрагментов, которые несут, как самостоятельную роль, так и вспомогательную. Танцевальные номера позволяют придать спектаклю динамику, усилить образность и эмоциональное состояние персонажей» – рассказывает Гульжан Туткибаева.

Творчество создателей оперы, Брусиловского, Джандарбекова и Байсеитова, неразрывно связанно с развитием казахского национального оперного искусства и профессиональной музыкальной культуры. Лирико-эпическая опера «Кыз-Жибек» – первая казахская опера, составляющая Золотой фонд национального музыкального искусства.

Ольга Власенко


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Материалы по теме:

×