"На сегодняшний момент есть два проекта, предусматривающий газификацию города Астана. Это строительство магистрального газопровода из Костанайской области "Карталы-Тобол-Кокшетау-Астана" и второй газопровод с подключением к "Бейнеу-Бозой-Шымкент" нашему казахстанскому газопроводу "Кызылорда-Жезгазган-Темиртау-Караганда-Астана".
По первому газопроводу уже проведена работа и есть проектно-сметная документация. По второму есть небольшие технико-экономические расчеты. На сегодняшний момент приняты решения о приостановлении данных проектов. Пока на неопределенный срок", - сообщил в ходе брифинга в службе центральных коммуникаций генеральный директор АО "КазТрансГаз Аймак" Серді Ибулла. Таким образом провалилась третья за последние 5 лет попытка газифицировать столицу и центральные регионы страны.
Напомним, что ноябре прошлого года в ходе заседания Казахстанско-Британской Межправительственной комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству, проходившей в рамках официального визита Нурсултана Назарбаева в Великобританию был подисан Меморандум о взаимопонимании между АО "КазТрансГаз" и Independent Power Corporation PLC. Его подписали генеральный директор АО "КазТрансГаз" Кайрат Шарипбаев и президент Independent Power Corporation PLC Питер Эрл. Документом, как сообщала пресс-служба "Казтрансгаза", предусматривается, что британские партнеры профинансируют строительство 4 газотурбинных электростанций в Астане, Караганде, Темиртау и Жезказгане с номинальной мощностью 400 МВт каждая, вдоль планируемого магистрального газопровода "Сарыарка", который предназначен для газификации столицы Казахстана Астаны, а также северного и центрального регионов республики.
Кроме того, за счет привлекаемых инвестиционных средств Independent Power Corporation PLC, построит магистральный газопровод "Сарыарка" от магистрального газопровода "Бейнеу-Бозой-Шымкент" до Астаны и обеспечит транспортировку и поставку газа для газотурбинных электростанций. При этом, все строительно-монтажные работы во время реализации проекта, будут выполняться только казахстанскими компаниями. Планируемая сумма инвестиций составляла 3 млрд. 100 млн. долларов США. Как сообщала пресс-служба КТГ, глава компании "КазТрансГаз" Кайрат Шарипбаев отмечал, что работа по проектированию и строительству магистрального газопровода "Сарыарка" для газификации столицы Казахстана города Астаны, а также северного и центрального Казахстана, исполняется по поручению Главы государства Нурсултана Назарбаева.
По его словам, были рассмотрены разные варианты и проекты газификации столицы Казахстана, а также центрального и северного регионов и в итоге были выбраны наиболее оптимальные схема и маршрут газопровода. Этот проект является одним из приоритетных для КазТрансГаза, при его разработке специалисты компании выбрали наиболее экономичный вариант строительства, планируя использование рабочих газопроводов, находящихся в данный момент на консервации. Это позволит существенно снизить себестоимость строительства газопровода, а в дальнейшем приведет к комфортным ценам и тарифам на газ для потребителей. По сути, речь шла о строительстве газопровода за счет использования труб с незадействованных в настоящее время ниток магистрального газопровода Средняя Азия-Центр. Для подготовки документов проекта КТГ провел тендер на разработку ТЭО проекта. Стоимость тендерных работ составила 760 904 450,00 тенге без НДС.
Что касается другого маршрута, то ранее министерство экономики и бюджетного планирования, (ныне министерство национальной экономики) в своем заключении отмечало, что проект строительства газопровода Карталы-Тобол-Кокшетау-Астана является затратным и дорогостоящим. Протоколом заседания межведомственной комиссии по развитию нефтегазовой и энергетической отраслей от 5 сентября 2014 года было принято решение о прекращении реализации данного проекта. Между тем, уже на этапе обсуждения проекта глава КМГ и бывший министр нефти и газа Сауат Мынбаев отмечал, что у проекта есть проблемы.
"Это не простой с точки зрения окупаемости проект, именно поэтому он первоначально рассматривался как социальный, что строительство будет осуществляться за счет бюджета или целевых трансфертов Нацфонда, потому что на коммерческой основе эта труба неокупаема", - говорил Сауат Мынбаев. Он так же сообщал, что стоимость строительства газопровода "Тобол-Кокшетау-Астана" составляла в ценах 2013 года 213 млрд тенге. Было разработано ТЭО и ПСД проекта, создана специальная компания "АстанаГаз КМГ". Что касается самих параметров газопровода, то они по словам Сауата Мынбаева предполагались следующие. "Определена мощность газопровода - 1,5 миллиарда кубометров в год, я думаю, этого точно хватит на 10-12 лет. По мере роста потребления, по мере строительства газовых сетей, по мере привыкания населения к новому виду топлива, после можно говорить о расширении объемов прокачки. Для этого не обязательно менять трубу, это делается путем строительства дополнительных компрессорных станций",- заявлял он в ходе онлайн конференции на портале Bnews.
Кроме того, по его словам, все населенные пункты, которые расположены вдоль маршрута этого газопровода "могут быть потенциально газифицированы". "Почему говорю потенциально, потому что должны быть инвестированы средства в строительство уже распределительных сетей от магистрального газопровода, это в свою очередь зависит от бюджетного финансирования".
По его данным, объем потребления будет составлять 500 миллионов кубометров в год. В населенных пунктах, вдоль которых пройдет газопровод, на Астану предполагается транспортировать до 1 миллиарда кубометров в год.
"Если говорить о структуре потребления этого газа уже собственно в Астане - ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, мы пока не предполагаем, переводить на газ, но будет строиться на левобережье парогазовая установка, которая будет производить и тепло, и электроэнергию, при этом будут решаться экологические вопросы", - заявлял Сауат Мынбаев.
Как вариант в настоящее время, по словам Серді Ибуллы, "предусматривается газификация города от метана угольных пластов из Карагандинского угольного бассейна, но после завершения геологических работ и оценки полностью данного проекта".
Александр Константинов