В настоящее время местные власти решают, как снизить риск ЧП из-за возможных неполадок газовых систем.
По данным Управления государственного архитектурно-технического контроля Костанайской области, отсутствие технического обслуживания газопотребляющих систем фиксируют в удаленных селах, куда действующим сервисным организациям невыгодно ездить из-за малочисленности клиентов. В ведомстве отмечают, что, по данным на 25 декабря 2018 года, в области 172,2 тысячи потребителей природного газа. Из них договоры на техническое обслуживание газопотребляющих систем заключили 156,4 тысячи абонентов. Почти 80 тысяч из них – жители Костаная. При этом без договоров на техобслуживание пользуются природным газом более 15,6 тысячи абонентов. Львиная доля – жители удаленных сел области. В частности, речь идет о Карабалыкском, Тарановском, Алтынсаринском и Денисовском районах. Проблему обсудили на совещании в костанайском областном акимате с участием госорганов и сервисных компаний региона.
По закону АО "КазТрансГаз Аймак" ("КТГА") имеет право отключить газоснабжение тем, у кого нет договора на техническое обслуживание. Это право компании прописано в статье 30 Закона РК "О газе и газоснабжении". В 2015 году, когда в области проводили массовую компанию по заключению договоров, "КТГА" прекращало подачу газа в тех многоэтажных жилых домах, жители которых отказывались платить за техобслуживание внутридомовых и внутриквартиных сетей, а также газовых плит. Проведенная тогда работа дала свои плоды. Сегодня, по официальным данным, охват договорами на техническое обслуживание газопотребляющих систем в области составляет 90%.
Сельский вопрос
В Костанайской области восемь предприятий имеют аттестацию на проведение работ в области промышленной безопасности в части проведения технического обслуживания газопотребляющих систем. Активными можно назвать половину: ТОО "РЦКУ-Костанай", ТОО "СЕКО+", ТОО "Ремгазсервис" и ТОО "Энергия KZ". Наибольшую долю рынка области занимает "РЦКУ-Костанай", у которого, по словам директора предприятия, заключено около 70 тысяч договоров на техобслуживание. Для этой компании департаментом Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции был установлен тариф на услуги как крупнейшему игроку рынка. Именно экономика тарифа, по словам директора предприятия Азамата Узакпаева, не позволяет им сегодня работать в дальних селах.
В компании пояснили: для того чтобы содержать в отдаленном населенном пункте слесаря, необходим определенный объем работ. В качестве примера рассказали, что для получения зарплаты в размере 89 тысяч тенге слесарю необходимо в день осматривать 16 газовых приборов, или почти 3700 приборов в год. Такой объем работы можно "набрать" в райцентрах. Но если говорить об обычных поселках, то один слесарь должен будет обслуживать сразу несколько сел, расстояние между которыми нередко исчисляется десятками километров.
Это было бы возможным, если бы в газифицированных селах было стопроцентное заключение договоров, желательно с одной компанией. На деле сервисные компании говорят о том, что получают отказы потребителей от заключения договоров, нередки случаи отсутствия оплаты услуг, также есть сложности с доступом слесарей к газовым приборам. Есть и другая сторона проблемы.
"Не всегда присутствуют прозрачность в работе (сервисных компаний. – Прим. авт.), оперативность обслуживания вызовов, квалифицированные специалисты по обслуживанию в районах. Также проблем добавляет то, что потребитель, даже заключив договор, не может быть уверен в своей безопасности, так как данные организации осуществляют деятельность бесконтрольно и основной задачей считают получение прибыли", – отметил руководитель управления ГАСК Костанайской области Берик Танжарыков.
По закону…
Вместе с тем наказания за нарушения требований закона никто не несет. Причем эта проблема касается привлечения к ответственности как сервисных организаций, так и потребителей.
Директор костанайского производственного филиала АО "КазТрансГаз Аймак" ("КТГА") Ескендир Каибжанов отмечает, что для них пока единственный выход – отключать газ конкретным потребителям, не заключившим договор на техобслуживание. Но попасть в квартиры или дома сотрудники компании зачастую не могут. Более того, по словам г-на Каибжанова, участились случаи, когда потребитель договор заключил, а саму процедуру технического обслуживания не проводил и не оплачивал. По факту нарушение есть, но по закону отключить квартиру или дом от газоснабжения нельзя, потому что закон требует наличия именно договора, а не акта о проведении техобслуживания.
Есть среди нарушителей и юрлица.
"Есть в настоящее время распределительные газопроводы, которые имеют владельцев, но договоры на их техническое обслуживание не заключены. В частности, газопроводы низкого давления, принадлежащие ТОО "Тобольское-1" в Денисовском районе, газопровод низкого давления до Тогузакского механического завода – собственником является г-н Корнев, а также распределительные газопроводы ИП Макишева в поселке Карабалык. К этим газопроводам подключены объекты социальной инфраструктуры, коммунально-бытовые и бытовые потребители газа", – рассказал первый заместитель директора управления магистральных газопроводов "Костанай" АО "Интергаз Центральная Азия" Серик Ешманов.
Предприятие производит обслуживание этих газопроводов за собственный счет. Затраты эти не учтены в тарифе компании. На такой шаг, по словам г-на Ешманова, АО идет еще и потому, что приостановка газоснабжения может привести к социальной напряженности. Однако специалисты отрасли газоснабжения отмечают, что повальное отключение нарушителей приведет к значительному сокращению потребления газа, а значит, и к экономическим потерям предприятий, работающих в газовой отрасли.
В ГАСК признают, что функции по контролю за безопасной эксплуатацией газопотребляющих систем местным исполнительным органам передали. Но акиматы не могут наказывать нарушителей, потому что есть разногласия в законодательстве.
"Мы только профилактическую работу проводим по разъяснению необходимости заключения договоров. В законодательство внесены изменения, которые находятся в сенате на рассмотрении. По итогам полугодия будут внесены коррективы, и тогда местные исполнительные органы получат возможность применять административные санкции при выявлении нарушений в сфере безопасной эксплуатации газопотребляющих систем", – резюмировал Берик Танжариков.
В ведомстве считают, что сегодня необходимо вернуть практику организации технического обслуживания внутридомового газового оборудования по примеру ГКП "Костанай газ". Предприятие, учредителем которого был акимат Костанайской области, до 2013 года обслуживало всех потребителей природного газа, включая удаленные села. Причем осуществляло работы на высоком уровне благодаря в том числе жесткому производственному контролю. Сегодня власти области изучают возможность создания штатной единицы специалистов на базе газовых хозяйств "КТГА" в дальних районах. Это позволит снизить риск ЧП из-за неполадок газовых систем.
Баллонный вопрос
В части использования жителями Костанайской области сжиженного газа с контролем безопасности примерно та же картина, что и в случае с природным газом. По информации, озвученной первым заместителем акима Костанайской области Гауезом Нурмухамбетовым, ежемесячно в регион поступает около 3,6-3,9 тысячи тонн сжиженного газа. Поставщики, а это три компании, по закону должны проводить и техническое обслуживание своих потребителей. Однако в Житикаринском районе отмечают наличие проблем. Здесь сжиженным газом пользуются в 11 селах. В департаменте ГАСК подтверждают, что в данном случае вновь идет вопрос некачественного оказания услуги, но опять же наказать нарушителей они пока не могут.
Справка abctv.kz:
Согласно Закону РК от 9 января 2012 года "О газе и газоснабжении" запрещается эксплуатация газопотребляющих систем и газового оборудования коммунально-бытовых и бытовых потребителей без заключения договора на их техническое обслуживание.
До мая 2013 года техническое обслуживание внутридомового газового оборудования (ВДГО) включалось в тариф поставки газа потребителю, что для последнего было практически бесплатно. Эксплуатацию систем газоснабжения в то время осуществляло ГКП "Костанайгаз".
С мая 2013 года эксплуатацию систем газоснабжения осуществляет Костанайский производственный филиал АО "КазТрансГаз Аймак". Согласно п. 3 ст. 19 Закона Республики Казахстан "О газе и газоснабжении" компания исключила из тарифа на поставку газа услугу по техническому обслуживанию. Это привело к созданию в регионе ряда специализированных сервисных организаций. Соответственно, оплату за техническое обслуживание газопотребляющих систем с потребителей стали взимать отдельно согласно договору на их техническое обслуживание, что привело к сопротивлению со стороны потребителей в части заключения договоров на техническое обслуживание газораспределительных систем.
Татьяна Шестакова