ГЧП: пассивное развитие отношений

ГЧП: пассивное развитие отношений

16:17 30 Ноябрь 2016 9555

ГЧП: пассивное развитие отношений

Автор:

Константин Ким

Несмотря на принимаемые со стороны государства меры, интерес бизнеса к ГЧП остается невысоким. 

Спустя год с момента принятия Закона "О государственно-частном партнерстве" бизнес по-прежнему проявляет невысокий интерес к данной форме сотрудничества с государством. Принятый в октябре прошлого года, он значительно расширил возможности ГЧП, усовершенствовал механизм распределения рисков, адаптировал меры государственной поддержки к условиям рынка, снял ограничения на допуск по сферам деятельности. Теперь ГЧП можно применять абсолютно во всех отраслях экономики. Существуют даже проекты в сфере обороны, нацбезопасности.

Вместе с тем, как отмечают инвесторы и предприниматели, реализация проектов ГЧП все равно существенно затруднена. Это связано со сложностью процессов согласования проектов, длительными сроками прохождения процедур и их крайней забюрократизированностью, непокрытыми инвесторскими рисками, отсутствием гарантированного заказа со стороны государства. Кроме того экономический кризис, нестабильный курс национальный валюты – увеличивают риски.

КПД реализуемых проектов остается низким – значительная их часть не сдается в срок. По данным АО  "Казахстанский центр государственно-частного партнерства" Министерства национальной экономики, в прошлом году из запланированных 417 были завершены  только 303 бюджетных инвестиционных проекта. То есть около 27% проектов не сданы и перенесены на этот год. Основные проблемы, возникающие при сдаче объектов – срыв сроков и удорожание стоимости.

И если раньше основная ставка делалась на крупные инфраструктурные проекты, через вовлечение субъектов квазигосударственного сектора, то сегодня проводится активная работа по привлечению МСБ с помощью проведения конкурсов по упрощенным процедурам. Подводя итоги работ в текущем году, аналитики Центра развития ГЧП отмечают увеличение количества обращений со стороны именно малого бизнеса за разъяснением основных механизмов ГЧП. На текущий момент количество встреч с субъектами малых форм предпринимательства составило более 600.

По словам аналитика Центра ГЧП Нурлана Шайкенова, если в феврале текущего года на различных стадиях готовности находилось 102 проекта, то на текущую дату количество увеличилось до 303, из которых 282 -региональные и 21 - республиканского значении, на сумму свыше одного триллиона тенге.

Однако, если обратиться к статистике проектов, которые находятся в работе, то их значительно меньше. Так, по данным Национальной палаты предпринимателей "Атамекен", в разрезе регионов таковых на сегодняшний день порядка 163. В том числе 63 проекта в рамках закона "О ГЧП". Большинство из них относятся к сфере здравоохранения, образования, сельского хозяйства, культуры и спорта, есть и другие. При этом практическая реализации проектов еще не начата.

По словам заместителя Председателя Правления НПП "Атамекен" Юлии Якупбаевой, реализация проектов ГЧП продвигается низкими темпами. По оперативной информации регионов в настоящее время заключены договоры лишь по 10 проектам ГЧП (это семь проектов в Алматинской области по предоставлению в финансовый лизинг сельскохозяйственной техники и три проекта в Актюбинской области в области физической культуры и спорта).

Для эффективной реализации проектов на региональном уровне, по словам Юлии Якупбаевой, необходимо решить ряд имеющихся на сегодняшний день вопросов. В числе которых – оптимизация перечня документов и сокращение сроков экспертизы, четкое определение механизмов финансирования проектов (в настоящее время существуют бюджетные ограничения, как по привлечению услуг по разработке и сопровождению проектов ГЧП, так и по оказанию финансовых мер государственной поддержки концессионеров), внедрение работающих механизмов возмещения затрат частного инвестора государством и прочее.

Как отмечает спикер, реализация проектов затруднена и на условиях доверительного управления, поскольку местные исполнительные органы выдвигают свои требования в каждом регионе. И НПП "Атамекен" неоднократно озвучивала конкретные предложения, позволяющие привести данные требования к единому стандарту. В частности, речь идет о необходимости структурировать проекты ГЧП по категориям: малые (до 470 тыс. МРП -1 млрд. тенге), средние (470 тыс. – 4 млн МРП) и крупные проекты (свыше 4 млн МРП), и определить для каждой категории свой срок согласования, экспертизы и утверждения концепции проекта и конкурсной документации ГЧП. Также предлагается рассмотрение и согласование проекта договора ГЧП проводить параллельно с процедурой рассмотрения концепции проекта ГЧП. Исключить требование о наличии типовой конкурсной документации при прохождении упрощенных конкурсных процедур, так как она зачастую является несовершенной и в ней используются устаревшие типовые решения, не учитывающие состояние рынка и имеющиеся инновации, в связи с чем стоимость проектов завышается либо занижается.

И одна из значимых проблем, упоминаемых инвесторами - это риски, связанные со строительством объектов ГЧП. В ряде случаев планирование строительства объектов ведется на неподготовленных участках, без наличия инфраструктурных коммуникаций. Мало того, срок компенсации затрат достигает 15 лет.

Кроме того, как считает депутат мажилиса парламента  Роман Ким, являвшийся  руководителем рабочей группы по проектам Законов "О государственно-частном партнерстве", необходимо проводить с бизнесом более широкую информационно-разъяснительную работу. Недостаточно только говорить о перспективах ГЧП, необходимо доносить до предпринимателей, как в реалии работают те или иные механизмы, как достичь наибольшего синергетического эффекта при взаимодействии государства и бизнеса. Это является задачей Казахстанского центра ГЧП и исполнительной власти на местах. В регионах необходимо формировать пулы проектов и привлекать для участия в них частных инвесторов.

Помимо всего прочего, со вступлением в силу закона о ГЧП у бизнеса появилась возможность выступать с собственными инициативами. Новый механизм определения частного партнера позволяет заключать договора ГЧП путем прямых переговоров. То есть предприниматель вправе самостоятельно инициировать переговорный процесс с государством и заключить соответствующий договор. И здесь, по мнению депутата, предприниматели не должны проявлять пассивность, а искать всевозможные формы кооперации с государством.

В  настоящее время Министерство здравоохранения и социального развития совместно с НПП "Атамекен" определяются пилотные проекты, опыт успешной реализации которых будет транслироваться в регионах страны и придаст импульс внедрению механизмов ГЧП.

По данным Всемирного банка ГЧП успешно используется более чем в 130 странах мира. На сегодняшний день в Казахстане государственно-частное партнерство получило законодательную, институциональную,  инфраструктурную поддержку. Кроме того, нестабильная экономическая ситуация, острый дефицит оборотных средств, уже не позволяющие рассчитывать на быстрое получение прибыли, заставляют бизнес обращать внимание на стабильные, долгосрочные проекты. И теперь все будет зависеть от того, насколько эффективно удастся выстроить отношения между государством и бизнесом с учетом интересов всех сторон.

Константин Ким

Материалы по теме:

chto-eaes-mozhet-dat-vstuplenie-moldovy-v-soyuz

ekonomika-smerti

v-kazahstane-projdet-ocherednaya-amnistiya

bilety-air-astana-reshili-schitat-nedorogimi

kazakhstan-fashion-week-triumfalnoe-vozvrashenie-ili-metani

загрузка

×