/img/tv1.svg
RU KZ
Где и как бьется «сердце» Шелкового пути

Где и как бьется «сердце» Шелкового пути

ЮКО раскручивает себя как бренд туристического Казахстана.

13:22 10 Октябрь 2016 7580

Где и как бьется «сердце» Шелкового пути

Автор:

Клара Ларина

Главным трендом Шымкентского международного туристического форума «Ontustik Tourism-2016» стало позиционирование ЮКО как «сердца» Великого Шелкового пути. Оно отражалось как на визуальном уровне на внешней атрибутике мероприятия, так и на содержательном. Различным аспектам развития туризма, как в «сердце», так и на протяжении всего казахстанского участка Шелкового пути было посвящено большинство выступлений спикеров форума и пленарного заседания, и панельной сессии. Кроме того, участники форума во время информационных туров посетили местные объекты, расположенные на пролегающей здесь в прошлые века легендарной торговой магистрали.

Одна из целей форума как раз и состояла в продвижении Южно-Казахстанской области в качестве туристского кластера «Сердце Великого Шелкового пути». Такое позиционирование ЮКО определено концепцией развития туристической отрасли. При этом жемчужиной Шелкового пути назван туркестанский мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи, вошедший в объекты всемирного наследия ЮНЕСКО как «шедевр человеческого гения».

Он является самым известным из расположенных на территории области свыше 800 историко-культурных памятников, туробъект пользуется особым интересом туристов-паломников. Ежегодно мавзолей посещает около миллиона туристов, в прошлом году эта цифра достигла рекордной отметки - 1 млн 25 тыс. человек. Руководство города и специалисты туристической сферы связывает этот рост с появлением автомагистрали «Западная Европа – Западный Китай», а также увеличением количества прямых авиарейсов «Шымкент - Стамбул – Шымкент».

В социально-предпринимательской корпорации «Шымкент» видят потенциал роста посещений Туркестана до 5 млн человек в год и большие инвестиционные возможности для вложения капитала в развитие туристической инфраструктуры города. В частности, запланирован проект по благоустройству и строительству объектов туризма вокруг территории мавзолея Яссауи, который является одним из ведущих якорных туристских проектов области.

Он включает строительство восточного базара, гостевых домов, пунктов питания в восточном стиле, создание этногородков, при этом расположенные на территории охраняемой зоны мавзолея дома будут использовать для туристического сервиса и услуг. Рассчитывается, что возможность погрузиться в атмосферу и жизнь древнего города привлечет в город больший поток туристов и позволит местным жителям заниматься турбизнесом. Предполагаемая сумма бюджетных вложений в проект 2, 3 млрд тенге, частных - 5,4 млрд тенге.

Таким образом, Туркестан определен центром развития приоритетного для региона - историко-культурного – туризма, ключевого турпродукта для кластера «Сердце Великого Шелкового пути». Другие якорные турпроекты ЮКО - строительство горнолыжного комплекса в Толебийском районе (общая сумма планируемых инвестиций - 8 млрд тенге) и строительство нового курортного городка «Сарыагаш» (170 млн долларов) – разработаны в рамках двух других значимых для области направлений туризма – экологического и оздоровительного.

Кроме того, как рассказал заместитель акима ЮКО Сапарбек Туякбаев, перспективным для региона является вложение денег в инфраструктуру для пляжного отдыха. Речь идет о строительстве турзоны в Шардаре. «Уже есть один местный инвестор, который готов вложить 10 млн долларов», - проинформировал Туякбаев. Также, по его словам, большой интерес для туристов представляет и областной центр Шымкент – его сегодня преподносят как турпродукт «Город, цветущий 2000 лет».  

Председатель ассоциации центра развития индустрии туризма ЮКО Гульмира Ахбердиева связывает богатый туристский потенциал региона именно с его историко-географической ролью: «Юг Казахстана является перекрестком Великого Шелкового Пути, ведь именно здесь караваны расходились по разным направлениям. На участке южноказахстанского пути расположен уникальный комплекс исторических, археологических и архитектурных памятников - такие города, как Отырар, Сайрам, Сауран, Туркестан, которые являлись не только центрами торговли, но и научными, культурными центрами. Регион, который находится в самом центре Великого Шелкового пути, где древность соседствует с современностью, а восточные традиции - с западным модерном, где древняя культура, уникальная природа, минеральные источники, несомненно, вызывает интерес и восхищение туристов, оставляя массу впечатлений и ярких эмоций».

Глава Казахстанской туристской ассоциации Рашида Шайкенова отметила, что сегодня Шелковый путь является одним из ключевых и самых востребованных направлений туризма. Его развитие идет как на транснациональном уровне, так и внутристрановом. Так, советом сотрудничества Тюркоязычных государств (Турция, Кыргызстан, Азербайджан, Казахстан) разработан единый туристический маршрут под названием «Современный Шелковый Путь», куда вошли многие объекты Южного Казахстана, в первую очередь мавзолей Яссауи, был создан Консорциум туроператоров стран Тюркского совета.

Активно раскручивается бренд непосредственно в ЮКО. Практически все местные турфирмы имеют турпродукт, название которого так или иначе обыгрывает ключевое понятие «Шелковый путь». К примеру, акиматом Южно-Казахстанской области и ассоциацией «Центр развития индустрии туризма ЮКО» был разработан турмаршрут по достопримечательностям Южного Казахстана под названием «1001 ночь на Шелковом пути». Как пояснял ранее его главный инициатор Олжас Шинтаев, название – своего рода маркетинговый завлекательный ход: «Людям, никогда не видевшим нашу страну и ничего не знающим о Казахстане, вряд ли что-то скажет слово Туркестан, Сауран. А вот приглашение посетить один из отрезков Великого Шелкового пути, очутиться в антураже знаменитых восточных легенд и сказок, уверен, привлечет многих иностранных путешественников».

Продвижением турпродуктов ЮКО, в том числе в качестве «сердца» Шелкового пути целенаправленно занимается открывшийся в мае этого года туристско-информационный центр (ТИЦ) - «Ontustik Tourism Center», который обслуживает туристов по принципу «одного окна». Посетители центра бесплатно получают в одном месте все необходимые услуги, информацию о достопримечательностях и туробъектах региона, а также сопровождение.

Как сообщил директор ТИЦ Жасулан Тулебеков, на «ЭКСПО» от ЮКО подготовлены два турпакета - трех и пятидневный, с охватом различных направлений туризма региона, в том числе посещением Туркестана.

По мнению зарубежных европейских экспертов, ставка казахстанского туризма на Шелковый путь себя оправдает. Так, декан факультета обществознания и науки Видземского Университета (Латвия) Аигарс Андерсон, одновременно представляющий одну из бизнес-структур Германии поделился с abctv.kz , что с детства мечтал побывать на Великом Шелковом пути, и он ассоциировался у него именно с Казахстаном.

«Шелковый путь как бренд хорошо подходит для развития туризма – о нем знают во всем мире. Вы нашли ту отправную точку, которая привлекает как туристов, так и специалистов турбизнеса. На такой «крючок» могут клюнуть и уже клюют», - уверен он.

Недавно побывавший в ЮКО итальянский эксперт Густаво Панкальди, менеджер «Alessandro Rosso Group» - одной из крупнейших туркомпаний Милана, партнера ЭКСПО с 2010 года, также оценил имиджевую «идентификацию» региона позитивно. «Для западного туриста юг Казахстана привлекателен в первую очередь своей славной историей - как важнейший участок Великого Шелкового пути. На это и надо делать главный акцент при составлении турпакетов. Лично мне удалось ощутить атмосферу Шелкового пути именно в мавзолее Туркестана», - сказал он порталу.

Клара Ларина, Шымкент

Материалы по теме: