Казахстан постепенно улучшает свои позиции в рейтинге Всемирного банка – легкость ведения бизнеса. Однако число ежегодно принимаемых в республике нормативно-правовых актов, касающихся деятельности предпринимателей, продолжает расти. Фактически правительство одной рукой пытается улучшить бизнес-климат в Казахстане, а другой бюрократизирует поле для предпринимателей.
"Бизнес-климат. В течение нескольких лет мы говорим, что работа проводится, однако результатов нет. Мы говорим, что наш рейтинг Всемирного банка по легкости ведения бизнеса – на 35-м месте: аплодисменты, хвала и честь! Хороший показатель, однако серьезных улучшений бизнеса в этом плане пока не видим. По итогам 9 месяцев прошлого года выпуск товаров и услуг малым и средним предпринимательством сократился на 7%, – сказал на расширенном заседании правительства президент РК Нурсултан Назарбаев. – Количество действующих субъектов малого и среднего бизнеса снизилось на 7%, а численность занятых увеличилась на 3%. Вот. Есть такая присказка: гора родила мышь. Конечно, колебания курса – все это повлияло, но эти цифры характеризуют совсем по-другому. Как они будут расти, если все время увеличивается регуляторная нагрузка на бизнес? За последние 10 лет количество ежегодно принимаемых нормативно-правовых актов возросло более чем в 4 раза. Кто их создает?"
При этом за 2016 год принято 6 тыс. различных актов, которые регламентируют бизнес. В целом по республике контрольно-надзорные функции осуществляет 61 ведомство: 45 – центральных и 16 – на местах.
"Недавно разговаривали с Бакытжаном Абдировичем (премьер-министром Сагинтаевым – прим. автора). Если подумать, по лечению зубов есть частные клиники, каждый к ним обращается, а почему по другим заболеваниям они не работают? Травматология, гинекология? Невозможно открыть частную клинику? Почему, это же в наших руках? Кто это делает? Где сидит пятая колонна внутри правительства? Мы говорим одно, принимаем решение, делается по-другому. По данным "Атамекен", предпринимателям предъявляется более 28 тыс. требований. Тимур Муратович (министр национальной экономики Сулейменов – прим. автора), ты же пришел, может, ты разберешься?" – обратился президент к главе МНЭ.
Глава государства отметил, что правительство рапортует, что отменены плановые проверки, внедрены новые системы управления рисками, госуслуги переводятся в электронный формат, однако фактического сокращения численности сотрудников и проверяющих органов не происходит.
"Мы же сократили, почему чиновники сидят там же, где мы сократили? Это просто удивительно, какое-то удивительное саморазмножение. Проверяющих сокращаем, количество чиновников остается. Чудо какое-то вообще!" – сказал г-н Назарбаев.
В связи с этим глава государства поручил правительству совместно с национальной палатой предпринимателей "Атамекен" и генеральной прокуратурой провести масштабную ревизию количества контрольно-надзорных функций и доложить ровно через месяц.
"Кто чем занимается? Почему, несмотря на принятые законы и указания президента, все это остается там же?" – сказал Нурсултан Назарбаев, отметив, что на основе результатов ревизии "надо сократить избыточные требования и барьеры, не связанные с безопасностью и охраной здоровья граждан".
При этом он подчеркнул, что это не праздный вопрос, а вопрос роста экономики и занятости.
Кроме того, президент возмутился продолжающимся в республике давлением на бизнес.
"Продолжает оставаться жесткость законодательства к бизнесу. Сегодня предприниматели зачастую необоснованно находятся в орбите уголовного преследования. Сколько мы ни говорим: гуманизация, к экономике и бизнесу другой подход должен быть, надо бить штрафами и так далее. Нет, продолжается", – сказал он.
За последние два года в Казахстане было возбуждено 17 тыс. уголовных дел в отношении предпринимателей, из которых по 9 тыс. производство прекращено ввиду отсутствия состава преступления.
"Кто это сделал?" – спросил глава государства у министра финансов Бахыта Султанова.
Бахыт Султанов подтвердил массовые факты прекращения уголовных дел в отношении предпринимателей.
"Мы эту проблему очень детально с генеральной прокуратурой обсуждали. По результатам четвертого квартала. Вы правильно ставите вопрос, 30% возбужденных до этого уголовных дел потом по реабилитирующим основаниям отменялись. Это означает, что было давление. Но мы до 10% сократили, работу продолжаем", – заверил министр финансов.
"Почему больше половины людей зря привлекли к уголовным делам? Каждый год следственные мероприятия проводят, каждый год их вызывали на допросы?" – спросил Нурсултан Назарбаев.
"В первом полугодии прошлого года было возбуждено в 10 раз больше (уголовных дел в отношении предпринимателей – прим. автора), чем во втором. В первом полугодии было возбуждено 6 тыс. уголовных дел, во втором – менее 600", – сообщил генеральный прокурор Жакип Асанов.
"Откуда это возникает? Скажи", – спросил его президент.
"В этой части, во-первых, там были возможности для того, чтобы завести уголовное дело на любого предпринимателя. Сейчас мы там фильтры выставили – в 10 раз меньше становится", – ответил генпрокурор.
"Это скрытый рэкет к бизнесменам – напугать, завести уголовное дело, потом он бегает и готов на что хочешь. Кто это сделал из правоохранительных органов, налоговых – он не должен оставаться на работе. Почему 9 тыс. дел, которые завели, оказались напрасными? Проверь, кто такие!" – обратился глава государства к министру финансов Бахыту Султанову.
"Задается вопрос: кто у нас сидит на налогах? Ты отвечаешь персонально, министр финансов, за эти доходы. Сколько раз мы говорили, что если нет серьезных уголовных преступлений, то пусть штрафуют. Но зачем заводить уголовные дела как на преступника? Я убежден, что среди 9 тыс. есть напраслина", – сказал Нурсултан Назарбаев.
Президент считает, что к предпринимателям не стоит относиться как к закоренелым преступникам.
"Надо совместно рассмотреть, как гуманизировать, чтобы бизнесменов оградить от таких дел. Надо наказывать, я не говорю, если нарушают. Но к ним, как мы договорились, другой подход должен быть, а не как к закоренелым преступникам. (…) То есть в законодательстве предусмотреть, чтобы это включало санкцию за нарушение в предпринимательской сфере, декриминализацию экономических составов с невысокой степенью общественной опасности", – сказал глава государства,
При этом бизнес тонет и в сложной системе налогообложения. В частности, 72 статьи Налогового кодекса касаются НДС. В свою очередь эти статьи имеют 268 ссылок, из которых 206 имеют дальнейшие ссылки.
"Какие условия мы создали? Вы просто работаете против правительства таким образом! Надо работать, что-то создавать, или в этих бумагах сидеть?" – отметил президент.
"Действительно, по Налоговому кодексу у нас есть проблемы. Из года в год мы вносим", –- поспешил согласиться Бахыт Султанов.
"Вот посмотрите Налоговый кодекс, который кто-то создал с вражеской целью для нас всех. Упростить администрирование! Сделать максимально простым!" -– сказал Нурсултан Назарбаев.
"Такая задача поставлена – мы сделаем упрощенный Налоговый кодекс с разъяснениями", – пообещал министр финансов.
"Простым и понятным – весь мир этим занимается. Налоги должны быть простыми и понятными, и общая налоговая нагрузка при этом не должна увеличиваться. Надо провести ревизию. Отменить все налоговые льготы и преференции (…) Налоговое законодательство должно стимулировать деловую активность, снижать долю теневой экономики", – поручил Нурсултан Назарбаев.
Казсодержание увеличат
Глава государства также поручил поручил правительству и акимам установить целевые индикаторы по увеличению доли местного содержания для крупных предприятий республики.
"Поручаю правительству, всем акимам совместно с бизнесом установить конкретные целевые индикаторы по увеличению местного содержания по каждому крупному предприятию. Если надо, премьер-министр должен собрать хозяев и руководителей этих крупных предприятий и поставить конкретную задачу от себя и от моего имени. Пусть попробует не сделает", – сказал он.
По мнению главы государства, отечественные производители могли бы заместить иностранных поставщиков в закупках государства и недропользователей. При этом импортозамещение может дать прирост ВВП в 5%.
"В прошлом году общий объем госзакупок составил 3,3 трлн тенге. Плюс "Самрук-Казына" 4,4 трлн тенге. Недропользователи – 4,9 трлн тенге. Всего 12,6 трлн тенге! Задумайтесь, это огромная сумма для ежегодных госзакупок. Надо создать условия, чтобы эти закупки обеспечивали импортозамещение, развитие отечественного производства. Это должно быть под личным контролем премьер-министра страны как резерв, который лежит на поверхности", – сказал г-н Назарбаев.
Нурсултан Назарбаев констатировал, что доля местного содержания по строительным материалам при возведении объектов в Казахстане составляет порядка 60%.
"Мы даем деньги, строим предприятие, жилье строим, коммунальное хозяйство строим – везде идут государственные деньги. Вообще мы плохо приучили все делать за государственные деньги. Вы даете мне цифру доли местного содержания в этом строительстве 60%, однако бизнес-сообщество мне сообщает, что это не превышает 40%. Оборудование, мебель и так далее, как правило, импортное", – сказал он, предложив закупать отечественную мебель.
"Я всем иностранным инвесторам, которые приходят сюда, заявляю: отныне такого не будет! Только в том случае, если нет такого изделия в Казахстане, мы будем разрешать закупать по импорту. Вы представляете, сколько мы теряем возможностей для бизнеса и рабочих мест и для того, чтобы наши компании заработали?" – сказал глава государства.
В свою очередь председатель национальной палаты предпринимателей "Атамекен" Аблай Мырзахметов сообщил, что реальная цифра местного содержания при строительстве составляет всего 26%.
"Там имеется оборудование, кровля, мебель. Если все это складывать, то фактическая цифра составляет только 26%", – сказал Аблай Мырзахметов.
В связи с этим глава государства поручил акиматам совместно с НПП проконтролировать ситуацию, чтобы необходимые для закупок товары приобретались у отечественных предпринимателей.
"Акимы, куда вы смотрите? Если вы начнете эту работу – мы будем иметь немедленный эффект", – резюмировал Нурсултан Назарбаев.
Жанболат Мамышев