Генпрокуратура требует проводить психиатрическое обследование педофилов

3146

Заместитель генерального прокурора Казахстана Андрей Кравченко в четверг предложил ввести обязательное психиатрическое обследование лиц, совершивших насилие в отношении несовершеннолетних. 

Генпрокуратура требует проводить психиатрическое обследование педофилов

По словам заместителя главы высшего надзорного органа страны, на сегодняшний день в казахстанских исправительных учреждениях содержится 1229 человек, осужденных за насильственные действия в отношении несовершеннолетних, причем только в этом году их стало на 111 человек больше. "Рано или поздно они выйдут на свободу, но с ними какая-либо понятная осмысленная профилактическая работа не проводится, - утверждает Андрей Кравченко. - Поэтому мы предлагаем, во-первых, в отношении каждого совершившего такое преступление проводить специальное психиатрическое обследование на предмет выявления сексуальных отклонений", - заявил он.

По его мнению, такая работа позволит снизить рецидивы подобных преступлений, поскольку по результатам этих обследований должна составляться программа лечения каждого насильника и вырабатываться индивидуальные рекомендации на период отбывания наказания. "Фактически требуется совершенно новая модель взаимоотношений между специалистами криминальной психиатрии и следователями", - заметил замгенпрокурора. По его словам, эта новая модель заключается в том, что следователи обязаны передавать специалистам криминальной психиатрии все сведения о таких осужденных, включая сведения об их взаимоотношениях с родителями и со сверстниками в школе.

Сами же специалисты криминальной психиатрии, по мнению Андрея Кравченко, "должны стать активными игроками в процессе расследования преступлений". "Не сидеть в кабинетах, а всеми путями собирать критически важную информацию об осужденных за такие преступления, - расшифровал представитель генпрокуратуры, в чем должна заключаться эта активность. - Такое же обследование должно проводиться в отношении освобождаемых лиц для определения степени их опасности, необходимости продолжения медикаментозной профилактики и выбора режима административного надзора", - добавил он.

Еще одной проблемой является качество следствия по такого рода делам: по сведениям Андрея Кравченко, на сегодня имеется 238 отмен прокурорами решений о прекращении и 80 прерываний сроков расследований уголовных дел данной категории. "По нашему мнению, это слишком много, при расследовании таких преступлений нужен опыт следователя, а еще лучше – специализация, наличие специальных познаний психологии, тактики и методики ведения таких дел", - считает он. В связи с чем заместитель генпрокурора предложил МВД с учетом международного опыта рассмотреть вопрос создания специализированных подразделений или групп по расследованию половых преступлений.

Одновременно представитель надзорного ведомства отметил, что в стране до сих пор нет специализированных центров по реабилитации несовершеннолетних, подвергшихся сексуальному насилию. Нет и кадров, способных работать в таких центрах: обучение и подготовка специалистов такого профиля в стране не ведется. "В таких условиях жертвы сами могут столкнуться с серьезными психологическими и психическими проблемами в обретении друзей, создании семьи, воспитании собственных детей", - заметил Андрей Кравченко. По его мнению, необходимо создание целостной системы реабилитации, которая должна включать медицинскую, психологическую и социальную, правовую помощь, подготовку и переподготовку специалистов. 

"Мы посоветовались с ЮНИСЕФ и решили в проект плана действий заложить проработку создания центра поддержки и реабилитации детей – жертв сексуального насилия, - продолжает он. - Мы думаем: почему бы минздраву с акиматом Астаны не сделать этого в качестве пилота в столице? ЮНИСЕФ готов оказать консультативную помощь. Только подумайте, такой центр даст нам новые возможности для выявления слабых мест, новые идеи - куда идти и как помогать. Он мог бы стать базой для работы команды специалистов, которую мы никогда еще не видели в Казахстане. Мы обращаемся и к другим акимам, кто, возможно, захочет стать пионером в столь благородном деле", - сказал заместитель генпрокурора.

Андрей Кравченко заострил внимание на том, что создание таких центров помогло бы решить проблему латентности таких преступлений: сейчас их выявлять крайне сложно, поскольку зачастую насильник и его жертва являются близкими родственниками, а семьи зачастую предпочитают "не выносить сор из избы". По его данным, преступниками, совершившими насилие над детьми, в 69% выявленных в республике случаев являлись знакомые жертвы, в том числе в 27% случаев – близкие родственники:  отцы, отчимы, братья.

"К примеру, прокурорами Западного Казахстана в ходе доверительной беседы со школьницей шестого класса выяснилось, что она неоднократно ранее подвергалась насилию, в том числе сексуальному, со стороны отца, - сказал замгенпрокурора. - Девочка решилась рассказать об этом только потому, что она уже жила вне семьи, в интернате. В Алматинской области 14-летняя девочка рассказала прокурорам, что ее длительное время неоднократно насиловал супруг ее сестры. Эти и другие случаи, которых немало показали, что жертвы и их семьи предпочитают не выносить сор из избы, боясь остаться без кормильца, средств к существованию, без крыши над головой", - констатировал он.

Также выявлению таких преступлений препятствует опасения людей относительно осуждения со стороны окружающих: зачастую подобные преступления скрывают сами дети, которые "подвержены страхам, стыду и не в состоянии давать произошедшему объективную оценку". В связи с чем генпрокуратуры предлагает процесс ежегодных медосмотров школьников дополнить "визитами к гинекологам и хирургам". "Цель - выявление признаков насилия. Плюс - это сдерживающий фактор для насильников из близкого окружения. Они будут знать, что в сомнительных случаях врачи не будут молчать", - пояснил Андрей Кравченко.

По сведениям же Генерального прокурора Казахстана Жакипа Асанова, только в этом году в стране от рук насильников пострадало 183 ребенка. "Это намного меньше, чем в прошлом году, но нельзя оценивать эту ситуацию сухими цифрами. Каждое происшествие - это трагедия для семьи, всего общества, незаживающая рана для ребёнка", - подчеркнул Жакип Асанов. Он также отметил, что его ведомству было довольно сложно сравнивать эти данные с ситуацией в других странах.

"Мы хотели посмотреть ситуацию в других странах, но оказалось, что мало кто открыто ведет такую статистику. У нас возникают вопросы, как эти страны изучают данную проблему, не имея всей картины. У нас же ведется полный учет всех сексуальных преступлений и лиц, их совершивших", - пояснил генпрокурор. Тем не менее, по его словам, есть данные, что в мире каждые две минуты один ребенок подвергается сексуальному насилию, "каждая третья девочка до 18 лет терпит сексуальное домогательство", каждый четвертый ребенок подвергается домогательствам в сети Интернет, а 80% потерпевших ранее были знакомы с насильниками. Как правило, жертвами насильственных преступлений являются девочки в возрасте от 7 до 14 лет, проживающие в сельской местности, а также учащиеся школ, воспитывающиеся в неполных семьях.

Игорь Воротной, Астана 

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться