/img/tv1.svg
RU KZ
"Герман Греф понял, что банк это уже не банк, а больше IT-компания".

"Герман Греф понял, что банк это уже не банк, а больше IT-компания".

Поэтому в новом  офисном здании Сбербанка нет ни одного кабинета. 

17:40 08 Октябрь 2016 4283

"Герман Греф понял, что банк это уже не банк, а больше IT-компания".

Автор:

Айя Тагирова

Своим видением организации офисных пространств и новыми тенденциями в дизайне с abctv.kz поделился российский архитектор, директор студии IND Architects Амир Идиатулин.

В портфолио студии  более 42 тысяч квадратных метров офисных пространств, 18 реализованных проектов. Среди клиентов студии – «ВТБ24», «Альфа-Банк», «Сбербанк», компания Incanto.

- В последнее время очень много говорят о важности перемен с учетом новых глобальных вызовов. Компании, которые задают тренды в современном мире, вроде Google или Facebook, как известно, начали с организации рабочих мест. Их успех тому подтверждение. Как новые тенденции воспринимаются традиционными компаниями? И какие сейчас тренды в дизайне офисов?

- Сейчас, я думаю, это общая тенденция - уход от каких-то банальных решений. Люди все больше предпочитают работать в разной обстановке, например, на природе. И офис постепенно преобразовывается в пространство, где очень комфортно и интересно находиться. То есть современный офис должен предоставлять разные возможности для работы: не только за рабочим местом, но и в зоне ожидания, в игровой комнате или на террасе.

В последнее время популярностью пользуются террасы, где по утрам сотрудник может начать трудовой день за чашкой кофе на открытом воздухе: это комфортно и людям хочется идти офис. Думаю, будущее за такими креативными пространствами, которые помогают развиваться и работать вместе.

- В Астане вы были в каких-либо офисах? Видели что-то подобное?

- Офисы не видел, но архитектурные решения очень качественные и интересные. Нравится «Пирамида» Нормана Фостера, силуэт «Хан-Шатыра» очень мягкий, но при этом внушительный. Нравится эспланада Водно-зеленого бульвара, просматриваемые композиционные оси… Это, правда, красиво!

- Если вернуться к офисным композициям. Насколько работодатель сегодня готов тратиться на креативный и недешевый дизайн комфортной среды, чтобы повысить KPI наемных сотрудников?

- Работодатель как раз таки готов. Потому что офис - это в том числе инструмент привлечения грамотных и эффективных специалистов X-поколения, которых не вдохновляет работать в банальных пространствах. Например, «Альфа-Банк» создал для такого поколения сотрудников специальную альфа-лабораторию, где занимаются разработкой IT-решений. То есть сама среда обитания людей подталкивает их мыслить чуть-чуть иначе. Конечно, для этого нужно время.

- Какие компании идут на такие решения чаще всего?

- Начали IT-компании – они задавали тон. Но так как сейчас IT проникает во все сферы деятельности, то следом за ними потянулся банковский сектор и технологичные производственные компании. Вот буквально недавно мы завершили новый офис для «Сбербанка».

В работе офис нефтехимической корпорации. Все больше и больше компаний осознают необходимость перемен. Дела в мировой экономике к этому подталкивают. Кто-то делает офисы с нуля, кто-то проводит реконструкцию существующих форм.

- А что меняют?

- Меняется полностью организация внутреннего пространства. Создаются новые форматы общения, которым способствуют переговорные комнаты, зоны отдыха…

Общая тенденция – организация open space пространств, уход от кабинетов. Даже менеджмент хочет быть ближе к сотрудникам. Руководители подразделений все чаще отказываются от личных кабинетов, предпочитая работать вместе с командой.

Переговорные комнаты претерпели изменения: из закрытых помещений они превращаются в открытые места. В офисе появляются небольшие пространства для встреч и не требуется бронировать место для пятиминутных совещаний или обсуждения внезапных идей - все для удобства работы.

- Не мешает ли работе шум, который неизбежен в открытых местах?

- Звонки и посторонние разговоры действительно могут создавать дискомфорт. Мы много думали на эту тему, анализировали. Для этого внедряются фон-румы – специальные комнаты неподалеку, как телефонные будки, предназначенные для разговоров.

Еще одно удобное новшество – кофепоинты. Они не заменяют столовые, такие места скорее для кофе-паузы, легкого перекуса. Они тоже создаются поближе к рабочим зонам, что экономит время и добавляет комфорта.

Плюс есть современные решения по акустике: активная и пассивная системы поглощения шума. На это работают потолки, полы, перегородки, либо так называемый «белый шум», когда с помощью датчиков формируется нейтральный шумовой фон. На самом деле человека отвлекает знакомая ему речь, шум создает защиту от посторонних разговоров. Это доказано множеством экспериментов: например, в отеле в Токио тебя вряд ли заинтересует разговор соседей, если ты не знаешь японского.

- А что делать с громоздкими шкафами, которые портят вид?

- Меняется корпоративная культура. Компании переходят на электронный документооборот, появляются современные системы архивирования, облачные технологии. Соответственно требуется меньше шкафов для бумаг. Это тоже работает на экономию, поскольку стоимость квадратного метра коммерческой недвижимости достаточно высокая. И это мы в проектах уже учитываем.

Плюс меняется эргономика рабочих мест. Столы и кресла можно регулировать по высоте: устал сидеть – можно работать стоя, или перевести кресло в режим «полулежа».

Я уже не говорю про такие моменты как Wi-Fi, USB розетки повсюду для зарядки телефонов, планшетов, Apple TV. То есть это создание максимального комфортного офиса, в котором ты можешь работать где угодно. Важен процесс и результат.

- Сколько стоит оборудовать одно рабочее место, о котором вы говорите?

- В среднем мебель для одного сотрудника стоит в диапазоне от 200 до 500 долларов. Но знаете, и это не обязательно.

Очень часто мы создаем рабочее место, не закрепленное за конкретным человеком, не индивидуальное. Мы опытным путем выяснили, что части сотрудникам не требуется постоянный стол и компьютер. Например, раньше рабочие места проектировались по количеству сотрудников: работает 100 человек – создавали 100 рабочих мест. Сейчас мы бы спроектировали только 90, поскольку при внимательном изучении выясняется, что порядка 10 человек чаще работают на выезде. То есть зачем проектировать 10 лишних мест, если в офисе по факту находится только 90 человек?! Если это перевести в квадратные метры и мебель, то выйдет кругленькая сумма, потраченная зря.

Анализируются также специфика работы компании, профиль и тому подобное. Создаются такие незакрепленные места, на которых может временно работать любой сотрудник. Для хранения ноутбука и личных вещей предлагаются камеры хранения, небольшие ячейки, вписанные в интерьер. При этом для личного удобства уже имеются приложения, которые запоминают в каком положении тебе удобно работать – под это настраивается стол, стул и тому подобное. И каждый раз, когда ты решил поработать за свободным местом, ты можешь с помощью телефона или электронной карты, настроить его на удобное положение. Это очень удобно.

- А есть какие-то параметры, сколько должны занимать по площади рабочая зона, зона активного отдыха или пассивного?

- Нет, все индивидуально, зависит от функционала и задач компании. Архитектурная студия, дизайнерское бюро или аудиторская контора настолько разные, что и решения для них могут столь же разительно отличаться.

- А если говорить про стилевые решения? Что сегодня в тренде?

- Одной ярко выраженной тенденции нет, я думаю. В основном —  визуализация и создание собственного бренда. Чтобы ваш офис был похож не на Yandex или Google, а был отражением вас как компании.

- Очень долгое время считалось, что чем офис незаметнее, тем человеку в нем лучше работается: якобы, безликие стены с белыми обоями не раздражают. А теперь как?

- Вопрос психологии пространства очень важен. И, опять-таки, это зависит от того, кто работает в компании. Вернемся к примеру  IT-компании у них очень яркие офисы, что идет вразрез с озвученными вами представлениями о том, как должна выглядеть работа. Но сегодня уже правильный работодатель делает ставку на новое поколение, которое выросло в эпоху информационного хаоса. И их мозг уже настроен на жизнь и продуктивную работу в таком пространстве.

Альфа-лабораторию мы стилизовали а-ля «улица»: бетонные стены, перфорированный металл, жесткие текстуры поверхности, уличное граффити и герои. Мы ориентировались на молодежь, средний возраст сотрудников плюс/минус 30 лет. Они выросли в новый технологический век, и для них такая среда – комфортная.

- А как же создание офисов для консервативной категории, например, для «Сбербанка»?

- А вот Герман Греф (председатель правления «Сбербанка» - авт.) понял, что банк это уже не банк, а больше IT-компания. Поэтому в новом здании головного офиса площадью 100 тысяч квадратных метров нет ни одного кабинета. Там будет пространство в стиле аджайл.

- Что это за стиль?

- Это скорее система, которая пришла из IT-отрасли, когда рабочая команда формируется под определенную задачу. Например, вам нужно создать сайт. Раньше как делалось? Формулировалась задача, под нее нанимались программисты. После приглашались дизайнеры, потом приходил начальник и говорил, что ему не нравится. И потом ровно в том же порядке все переделывалось. Долго, сложно, утомительно. Теперь под конкретную задачу формируется команда, в которую входят необходимые специалисты, и они работают в едином пространстве со всем необходимым под данную задачу подручным инструментарием. Данные группы могут формироваться по более крупным административным отделам. Но в целом они работают на одну задачу, может только более масштабную. Соответственно меняется структура и организация работы. Система становится гибче.

То есть они могут придумывать продукт, моделировать его и проводить тестирование на сторонних людях. Все это происходит фактически в едином пространстве, где привлекающиеся для этого команды работают на одну задачу.

- Это же улей получается. Должно же быть какое-то личное пространство?

- Есть небольшие open space офисы на пять-шесть человек, которые «отгорожены» от остального пространства высокими растениями в кадках – такие островки, где человек может отдохнуть или в тишине поработать. Либо мини-переговорные, где можно и поработать индивидуально.

Офис по сути это большой трансформер. С помощью различных передвижных ширм, перегородок, зона отдыха может легко превратиться в зал переговоров. Все можно создать под конкретные задачи здесь и сейчас.

- А у Германа Грефа будет личный кабинет?

- Он будет, но скорее условный. Он прозрачный. По такому же пути пошли в «Ситибанке».

- Это вопрос демократичности?

- Стены становятся некоторым барьером в коммуникации и влияют на скорость принятия решений. Понимаете, если человек может работать дома, то, наверное, в будущем он останется там работать. А все офисы, которые сейчас есть, превратятся в места коллабораций и коммуникаций.

Например, в нашей архитектурной студии порядка 20 человек. И поверьте, у нас нет ни одного человека, который бы работал в наушниках, погрузившись в свои мысли. Если человеку нужно сосредоточиться на чертежах, то пусть он это делает дома – так будет эффективнее. Офисы будут выполнять функцию посредническую – продвигать сотрудничество для генерации новых идей.

- А у Вас есть свой кабинет?

- У меня есть кабинет, но это скорее вопрос имиджа, нежели необходимости. Многие клиенты пока не готовы воспринимать директора без кабинета.

Айя Тагирова