RU KZ
Германия «апгрейдит» казахстанский бизнес

Германия «апгрейдит» казахстанский бизнес

13:04 22 Июнь 2016 3078

Германия «апгрейдит» казахстанский бизнес

Автор:

Алина Альбекова

Как и чему могут бесплатно научить предпринимателей в Германии.

Казахстанский предприниматель, прошедший обучение в Германии в рамках «Дорожной карты бизнеса-2020» рассказал abctv.kz, за что немцы доплатили ему 140 евро.

Жанат Аманбаев является директором по развитию и одновременно совладельцем компании «АЛСиТЕК», которая занимается внедрением систем безопасности, охранно-пожарной сигнализации и видеонаблюдения. В прошлом году молодой бизнесмен решил попробовать новое направление в области ЖКХ. Было решено заняться продажей автоматизированных приборов учёта электроэнергии, воды и тепла, которые производят в Германии. Оставалось только договориться с потенциальными партнёрами о совместной работе. От знакомых Жанат узнал о государственной программе «Деловые связи», которая предлагает не только обучение бизнес-навыкам, но и предоставляет возможность казахстанским бизнесменам лично встретиться с зарубежными бизнесменами, не затратив на это ни единой копейки. Жанат прошёл отбор и стал участником программы.

«У меня уже были наработки контактов с немецкими предприятиями. Но так получилось, что национальная палата дала возможность встретиться с ними лично, предварительно обучив нас, как вести переговоры на их языке бизнеса, правилам бизнес этикета, менталитета, межкультурному менеджменту», - поделился с abctv.kz Жанат Аманбаев.

Казахстанцы, как ягоды, а немцы - орехи

Процесс обучения по программе «Деловые связи» делится на два блока: первый проходит в Казахстане, второй в Германии. За рубежом продолжают обучение только те, кто защитил свой бизнес-план, и кого выберет немецкая сторона, финансирующая всю поездку.

«Могу разделить нашу группу в Казахстане на тех, кто хотел просто поучиться, и тех, кто действительно хотел реализовать свои бизнес интересы. Ко второй категории я отношу себя, потому что шёл туда с конкретной целью - встретиться с немцами, провести переговоры на высшем уровне и получить эксклюзивное дистрибьюторство на всю территорию СНГ», - отметил Жанат Аманбаев.

О встрече с немецкой стороной он вспоминает тепло, отмечая хорошую организацию. Уютная гостиница рядом с учебным центром, бесплатный Wi-Fi, обеды, организация и затраты на индивидуальные встречи, бизнес-поездки – практически все расходы немецкая сторона взяла на себя. Более того, каждому предпринимателю, ставшему участником программы, организаторы еженедельно выплачивали стипендию в размере 100 евро, а в конце обучения даже компенсировали затраты на обеды, разделив между обучающимися весь нерастраченный бюджет - по 140 евро каждому. Обеды, по словам Жаната, в Германии не такие уж и дешёвые - 3,5-4 евро, и ужины по 6 евро.

Обучение проходило с 10 до 5 вечера, причём не в виде монолога, а в виде дискуссий и тренингов. Были предусмотрены даже поездки на производства, которые не оставили равнодушным казахстанского предпринимателя.

«Мы побывали в том самом цеху, где производят Volkswagen. Протяжённость цеха 2,5 километра, там работает всего 3-4 человека и 2,5 тысячи роботов. Это было похоже на восстание машин. У немцев вообще развит разнообразный семейный бизнес, у каждого своя фишка. Они могут выращивать 350 разных сортов яблок на протяжении 300 лет. Немцы болеют своим делом, преданы ему, и делают всё настолько качественно и умело, что нашим казахстанским предпринимателям желаю брать с них пример», - высказал своё мнение Жанат Аманбаев.

Среди ценных качеств, которыми обладают немцы, он отметил не только пунктуальность, но и любовь к планированию своего бизнеса - на 10, 20 лет, а то и на 100 лет вперёд, в зависимости от масштаба предприятия. 70% времени у них занимает планирование, и только 30% занимаются реализацией. И ни при каких обстоятельствах немцы не отходят от плана.

«Гамбург, где мы были, это портовый город, там погода суровая, постоянные дожди. В последний день учёбы у нас было запланировано посещение порта, а в этот день пошёл ливень. Несмотря на это, организаторы повезли нас туда, и промокший, замёрзший гид рассказывал нам все четыре часа из чего этот порт сделан, и насколько он автоматизирован. Было интересно послушать», - поделился предприниматель.

Жанат Аманбаев заметил, что знание английского языка для обучения в Германии не обязательно, так как организаторы уже перед поездкой делят казахстанцев на русскоязычную и англоязычную группу, а при ученом центре работает переводчик с немецкого.

Обучение казахстанских предпринимателей в Германии в основном заключалось в подготовке к переговорам с потенциальными партнёрами. По словам Жаната, немцы могут отказать, даже если вы являетесь их клиентом, и готовы приехать с 10 миллионами евро. Для них важны не деньги, а надёжные партнёры.

«Наш менталитет сравнивают с ягодами, то есть снаружи мы мягкие и пушистые, а внутри с косточками. Немцы же наоборот, как орехи, скорлупа непробиваемая, а внутри мягкие и вкусные. Найдя один раз подход к немцам, как к бизнес партнёрам, можно вести с ними бизнес веками. Организационную часть нашей встречи с немецкой компанией взяли на себя организаторы программы, наша задача была приехать и презентовать свой проект, рассказать о целях выхода на рынок СНГ, и о продукте. В результате мы договорились о покупке партии товара», - рассказал о результатах своего обучения Жанат Аманбаев.

В целом обучение в Германии заняло три недели. Казахстанских предпринимателей обучали ведению продаж, навыкам самопрезентации, даже пониманию языка жестов. Рассказывали также и про мотивацию персонала.

Три шага

Программа «Деловые связи» изменила мировоззрение казахстанского предпринимателя.

«Я понял, что прежде всего коллектив должен понимать, что делает и для чего. Более того, при высоко вертикальной структуре люди, находящиеся внизу и посередине, должны иметь прямую связь с топ-менеджером. Думаю, это лучший способ для нас мотивировать работников. Я собрал людей, объяснил каждому его роль в компании, какую выгоду они приносят компании, и кому нужно всё то, что мы делаем. Для меня самого люди стали более ценнее, я оценил человеческий капитал. Люди начали ходить с горящими глазами, брать на себя ответственность, и сама команда сблизилась», - Жанат Аманбаев рассказал о тех изменениях, которые начал проводить в своей компании после возвращения из Германии.

Вторым шагом к изменениям стал пересмотр финансовой модели компании и решение совместно с совладельцами делиться частью прибыли со своими сотрудниками. Ну а третьим шагом к изменениям стало решение объединить несколько компаний в единую, определить единые цели. На сегодняшний день общее количество работников группы компаний, в которых Жанат Аманбаев числится в числе первых руководителей, насчитает 200 человек.

«Это нужно для того, чтобы спланировать своё дальнейшее развитие. Если мы планировали всегда краткосрочно на 3-5 лет, то теперь мы хотим делать это долгосрочно, на 10-15 лет. У нас есть идеи, как создать здесь производящее предприятие, и мы хотим это сделать, мы хотим сами производить продукцию. Пускай это будет мини предприятие», - поделился он своими планами.

О программе "Деловые связи"

Казахстан стал участником международной программы стажировок в 2004 году после России и Украины. В виду актуальности и перспективности направления в 2011 году программа была внедрена в «Дорожную карту бизнеса-2020», а затем интегрирована в Единую программу поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2020».

В течение периода реализации программы «Деловые связи» на территории Казахстана около 500 предпринимателей прошли общую стажировку за рубежом. В Германии в рамках проекта «Деловые связи» прошли стажировку более 187 предпринимателей. При этом 87% респондентов отмечают, что благодаря стажировке они смогли увеличить свою доходную часть, создали совместные предприятия, пересмотрели свои представления, структуру ведения бизнеса и политику.

По информации столичной региональной палаты предпринимателей, в рамках проекта «Деловые связи» за 10 лет товарооборот между компаниями Казахстана и Германии составил 5,5 млн. евро.

Участники программы поддержки бизнесменов создают новые рабочие места на своих предприятиях, а также способствуют образованию синергии, как между своими предприятиями внутри страны, так и с зарубежными бизнесменами. Тем самым участники, заключая контракты, модернизируя свое производство, приобретая зарубежные франшизы и лицензии, вносят свой вклад в экономический рост страны.

Всего в рамках проекта «Деловые связи» по всему миру обучение прошли 10 тысяч человек. Отбор участников стажировки осуществляется международной комиссией и включает в себя собеседование с претендентами о целях их участия, оценку проектного задания и анализ конкурсной документации. Международным партнером по реализации второго этапа программы является Германское общество международного сотрудничества GIZ.

«Такие поездки полезны для бизнесменов, особенно для тех, кто находится в постоянной рутине. Чтобы была какая-то эволюция, им нужно с чем-то сравнить, и Германия в этом плане отличный пример ведения бизнеса. Должен произойти такой бизнес-шок. Во-первых, они дают хорошее обучение, у них сильные тренера. Во-вторых, они кардинально меняют самосознание предпринимателя. Из нашей группы 60-70% человек готовы поменять свой бизнес. 30% пока ещё не знают, как эти знания использовать, но узнали много полезного для себя. Мы обязательно обратимся к национальной палате после того, как доведём до логического начала наши переговоры с немцами. Думаю, без палаты нам будет сложно реализовать всё задуманное», - заключает Жанат Аманбаев.

Алина Альбекова