На фоне предвыборной гонки в Германии в текущем месяце немного в тени осталось вступление в должность нового президента. Им стал хорошо известный в Казахстане политик – 60-летний Франк-Вальтер Штайнмайер, который победил на выборах уже в первом туре с подавляющим большинством, набрав 930 голосов из 1260.
Господин Штайнмайер широко известен как руководитель германского Форин-офиса, который возглавлял дважды, и каждый раз периодами по четыре года, вначале с 2005 по 2009 год, а затем в период с 2013-го по 2017-й.
В эти периоды Франк-Вальтер Штайнмайер не раз посещал нашу страну и принимал делегации нашей страны на различных уровнях. В мае 2006 года в ходе переговоров с тогдашним руководителем казахстанского внешнеполитического ведомства Касым-Жомартом Токаевым он озвучил приоритеты предстоящего в первой половине 2007 года германского председательства в Евросоюзе, где одним из важных пунктов дипломатии Берлина явилась выработка Стратегии ЕС по Центральной Азии, в которой Казахстану отводилась ключевая роль.
А уже зимой 2007 года он прибыл в Астану для проведения переговоров на министерском уровне в формате ЕС – Центральная Азии, заявив затем, что Астанинский процесс заложил принципиально новый импульс в отношениях между ЕС и регионом Центральной Азии.
В отношении Казахстана немецкий политик неоднократно подчеркивал особое отношение Германии, отмечая, что наша страна выделяется на общем центральноазиатском фоне, поскольку является "стабильной страной", с которой Германия и ЕС поддерживают устойчивые отношения. По его оценке, двусторонние германо-казахстанские связи находятся "на очень надежном и стабильном уровне".
После событий августа 2008 года он помогал наладить контакты между Грузией и Россией, призывая к "немедленному прекращению огня и началу диалога". Тогда немецкий политик, поддержав французскую инициативу мирного плана, заявил, что до прекращения огня искать виновника конфликта бессмысленно. А в феврале 2014-го выступил одним из гарантов при подписании соглашения об урегулировании политического кризиса на Украине между Виктором Януковичем и лидерами оппозиции.
Несмотря на то, что формально президент в Германии больше является символической фигурой, выборы привлекли широкое внимание, ведь многие высказывались о деятельности будущего президента, которая наверняка будет выходить за рамки отведенных формальностей.
И тут дело вовсе не в каких-либо изменениях в немецком законодательстве. Ведь фигура г-на Штайнмайера заметная и имеющая солидный политический вес. Действующий канцлер Ангела Меркель, поздравляя экс-дипломата с новой должностью, отметила, что он вступает на этот пост в "непростые времена". Но ставка сделана именно на него. Ведь, будучи министром иностранных дел, он "даже в самых сложных ситуациях нащупывал верные решения". В свою очередь, избранный президент пообещал работать, чтобы "Германия по-прежнему для многих в мире оставалась якорем надежды".
Для немцев их новый президент воплощает своего рода германскую мечту – успех и стабильность. Сын плотника, родившийся в простой протестантской семье, сумел получить блестящее образование, отдал долг родине, прослужив в военно-воздушных силах в середине 1970-х. Свое политическое восхождение он начал в правительстве Нижней Саксонии, где и познакомился с Герхардом Шредером, став позже главой аппарата канцлера.
Эксперты небезосновательно считают г-на Штайнмайера одним из наиболее взвешенных политиков в немецком истеблишменте. К примеру, он чутко улавливает градус температуры между Европой и Россией. Не случайно, сразу же после избрания, российский президент России Владимир Путин пригласил политика посетить Россию в любое удобное время.
При этом в своем бэкграунде новый германский президент имеет и чисто человеческую, личную историю, которая невольно стала трогательным элементом его политического имиджа. В 2010-м из-за серьезной болезни жены Франк-Вальтер Штайнмайер был вынужден ненадолго прервать свою деятельность, решив выступить донором почки для супруги. После случившегося он стал участником общенациональной благотворительной программы и завещал свои органы для трансплантации после смерти. И даже призывал людей последовать его примеру "для спасения жизни тех, кто в этом действительно нуждается".
Ильяс Омаров, Астана – Берлин