В стране многие экологические проблемы сложились еще во времена советской индустрии, но в течение последних 30 лет они не были разрешены, считает председатель комитета экологического регулирования и контроля МЭГПР РК Зулфухар Жолдасов. Также, по его словам, 20 тыс. жителей Казахстана приняли участие в разработке дорожных карт в регионах для улучшения состояния водного и воздушного бассейна, качества подземных вод, обращения с ТБО, передает inbusiness.kz.
Такие заявления глава комитета сделал на брифинге в СЦК в ответ на обвинения журналистов в бездействии его ведомства и в том, что из года в год в дорожных картах значатся "одни и те же проекты".
Неудобные вопросы
"Может, вам давно пора уйти со своих насиженных мест и дать дорогу другим? Общественников на свои проверки не берете. Им не попасть на предприятия. Почему за все годы до конца ни одна дорожная карта не отработана, ведь на все мероприятия выделяются средства? К примеру, Темиртау является одним из самых загрязненных городов Казахстана, а сколько лет этой проблеме? Давно же об этом говорят. Значит, вы все сидите не на своих местах", – задавали неудобные вопросы журналисты, прозрачно намекая и на коррупцию в ведомстве.
Зулфухар Жолдасов удар выдержал, заметив, что проблем действительно много. Что же касается вопроса по дорожным картам, то он подчеркнул, что они разработаны на 2020-2025 годы.
"Можно работать хаотично, с кем-то бороться и штрафовать, но мы попытались проблемы систематизировать. К примеру, в Атырауской области мы встретились с большим кругом общественности, определились, что нужно для их региона, и месяц разрабатывали дорожную карту. Включили все проблемы", – привел пример Зулфухар Жолдасов.
Далее он поведал, как в течение трех месяцев его инспекторы искали источник большой проблемы Атырау – выбросов сероводорода, которые здесь часто превышают допустимые уровни. Нашли его в огромных сооружениях, куда АНПЗ и город сбрасывают отходы – нефтепродуктов и хозфекальные.
"И сейчас мы заставили "КазМунайГаз" вложить порядка 4 млрд тенге на рекультивацию и строительство арочных сооружений", – резюмировал Зулфухар Жолдасов.
По его словам, экологические инспекторы проводят большую рутинную работу для улучшения окружающей среды, признав, однако, что "не исключаются и коррупционные проявления".
Коррупционные риски
Журналисты не отступали и поинтересовались, готов ли сам Зулфухар Жолдасов расстаться со своей должностью, подать в отставку из-за коррупционных правонарушений своих подчиненных?
Ведь только за последние три года было осуждены 6 человек из его комитета и стоящих ниже структур, включая бывшего руководителя департамента экологии по Актюбинской области.
"Внутренние и внешние анализы коррупционных рисков показывают, что наша контрольная и регулятивная деятельность дает коррупционные риски. За три года шесть осуждено, ряд уголовных дел находится в производстве, – согласился Зулфухар Жолдасов. – Они связаны с экспертизой и контрольной функцией. Но мы разработали антикоррупционные стандарты, отслеживаем проверки и выдачу разрешений. Конечно, очень сложно отследить и понять, о чем человек думает, какой у него настрой, в каких отношениях он с предприятиями. Но мы работаем с антикором по внешнему анализу".
По словам Жолдасова, такие анализы коррупционных рисков прошли в департаментах экологии Актобе, Кызылорды. Сейчас его проводят в ВКО.
"Хотим сделать очень прозрачной нашу инспекционную деятельность – от начала и до конца – за счет глубокой оцифровки процессов, чтобы не было возможности увильнуть. Также хотим оцифровать экспертизу. Мои заместители, руководители до меня и я понесем ответственность, если такое решение будет принято моим руководством", – резюмировал глава комитета.
Ольга Ушакова