Полугодичное сдерживание цен на комуслуги ввиду моратория, введенного президентом страны в январе, миновало. Теперь население с опаской ожидает повышенных тарифов от монополистов. Насколько повысятся тарифы, какие шаги предпринимаются для предотвращения их роста и стоит ли потребителям беспокоиться, рассказал в интервью inbusness.kz Асан Дарбаев, председатель комитета по регулированию естественных монополий МНЭ РК.
– Расскажите о формировании тарифов – какие факторы влияют на повышение?
– Каждая сфера и регион имеют свою специфику, экономику, а каждое предприятие – свою себестоимость, штатную численность и объем вырабатываемых услуг. Экономические показатели влияют на себестоимость услуг. Основные факторы – энергоресурсы, от них зависит конечная стоимость коммунальных услуг: вода, тепло, газ и электричество.
Сегодня у нас 47 станций, минэнерго аккумулирует средства для развития дополнительных мощностей. Это тоже накладывается на стоимость электроэнергии. Механизм возобновляемых источников энергии с 2021 года считается отдельно. Данные расходы ложатся нагрузкой на традиционную электроэнергию, что вырабатывается за счет угля, газа и водных источников.
Вторая составляющая – это уголь и газ. Уголь в ТЭЦ не подлежит государственному ценовому регулированию, там идет рыночное ценообразование. Оптовая цена газа регулируется минэнерго, по каждому региону принимается отдельная стоимость – большая доля складывается из транспортной составляющей.
Касательно формирования тарифа, то доля себестоимости уровня станций, которую определяет минэнерго, составляет 60%, а 40% определяет наше ведомство.
Субъект естественных монополий – это производственное предприятие, соразмерное предприятию по выпуску какой-либо продукции. Там тоже есть расходная часть, трудовой коллектив. На предприятии происходит износ оборудования, техники, которая подлежит со временем компенсации. Есть текущий и капитальный ремонт.
В приоритете должен быть баланс производственной части предприятия, его бесперебойной работы. Мы же не хотим, чтобы у нас были отключения, проблемы с напряжением. Само оборудование, технология этого предприятия должны быть в надлежащем рабочем состоянии, на это нужны средства. При этом есть интересы потребителей, плюс есть еще инфляционные вопросы, которые нужно регулировать и контролировать. Наш орган должен этот баланс обеспечить, то есть должен обеспечить определенные инвестиции в инфраструктуру предприятий, чтобы они обновлялись, и учитывать социальный аспект каждого региона.
– Министерство энергетики Казахстана 30 июня приняло решение о повышении с 1 июля тарифов у энергопроизводящих организаций на основании заявок от них. Каким образом это скажется на тарифах для населения?
– Да, рост составил 9,9%. Теперь механизм будет складываться следующим образом. Региональным электросетевым компаниям надо увеличить затраты на потери, и они будут корректироваться на уровне удорожания электроэнергии.
Возьмем, к примеру, "Астанаэнергосбыт". Те станции, у которых предприятие покупает электроэнергию, будут выставлять с 1 июля новые счета. Поэтому ТОО "Астанаэнергосбыт" будет вынуждено прийти с заявками в департамент по Нур-Султану об увеличении затрат.
Всего у нас три группы потребителей. Тариф дифференцируется на население, юридические лица и бюджетные организации. Для населения мы не ожидаем какого-то резкого роста. При этом Нацбанк определил коридор инфляции на текущий год в пределах 8-10%.
По газу ситуация другая. Оптовая цена, определяемая минэнерго, составляет порядка 70% от конечной стоимости газа.
В ряде регионов повышение цен для населения по газу было незначительно, с 1 июля текущего года повышение составило +1 тенге за 1 кубический метр.
Касательно тарифа по электричеству – сначала идет корректировка предельных тарифов станций. В стране 47 станций, и у минэнерго есть право ежегодно проводить корректировку тарифов на уровень обоснованности затрат. Удорожание тарифов станции приведет к увеличению конечной стоимости электроэнергии.
– Казахстанцы, а особенно социально уязвимые слои населения, в частности пенсионеры, обеспокоены. Что предпринимает ваше ведомство уже сегодня для предотвращения роста?
– Как известно, по поручению главы государства с января текущего года был введен мораторий на повышение коммунальных услуг. По состоянию на июнь 2022 года тарифы для населения были на уровне декабря 2021 года. В первом полугодии для населения никаких изменений не было. Данное сдерживание цен позволило получить определенную экономию для населения в размере 3,2 млрд тенге.
В ходе рассмотрения вопросов по корректировке тарифов у нас предусмотрен механизм публичных слушаний, в обязательном порядке приглашаются депутаты, представители общественности, НПП, бизнеса и СМИ. Публичные слушания – это площадка, где есть возможность объяснить потребителям, выслушать их комментарии, и после дискуссии департамент принимает обоснованное решение по корректировке тарифов. Любое решение принимается коллегиально и четко регламентировано – есть свой порядок рассмотрения, основание критерий затрат, которое подлежит включению в расходную часть услуги. Все это формирует себестоимость.
Будет небольшое удорожание, но для населения резкого роста цен на тарифы не ожидается. По водоснабжению – большая расходная часть уходит на электроэнергию. Если она приведет к удорожанию, то водоснабжение тоже будет потихоньку, но несущественно дорожать. По каждому региону будем смотреть индивидуально, так как любая корректировка тарифов подразумевает публичные слушания.
Для населения есть механизм жилищной помощи. Это та категория людей, которые имеют сложности по оплате коммунальных услуг. За счет этого механизма акиматы имеют возможность покрыть какую-то часть расходов по оплате коммунальных услуг.
В начале отопительного сезона люди начинают активно пользоваться данной государственной услугой. Этот механизм позволяет определенной категории населения не ощущать какого-либо изменения тарифа.
Также в рамках поручения главы государства во втором квартале текущего года проведена работа по введению отдельной категории потребителей газа. Данный подход был введен в пилотном режиме в двух регионах.
С 1 июля текущего года этот механизм работает уже во всех газифицированных регионах, и люди могут получить отдельный уровень тарифа. Он будет ниже – в пределах 20% от общего тарифа для населения – и предусмотрен для нуждающейся категории граждан: получателей жилищной помощи и АСП. Государственную адресную социальную помощь в РК получают категории лиц со среднедушевым доходом, не превышающим черты бедности: граждане РК, оралманы, беженцы, иностранцы, лица без гражданства, постоянно проживающие в РК. Жилищная помощь предоставляется малообеспеченным семьям, гражданам, постоянно проживающим в данной местности.
– На какие критерии будете обращать внимание в каждом регионе?
– На динамику изменения тарифов, количество получателей жилищной помощи. Какое удорожание тарифов было у энергопроизводящих станций, какое изменение оптовой цены было на газ, уровень доходов населения, средняя зарплата в регионе – все это вкупе будет рассматриваться. Работа в направлении минимизирования роста тарифов проводится на регулярной основе.
– За счет чего вы планируете минимизировать рост тарифов для населения?
– В текущем режиме ведется анализ тарифной сметы и инвестиционных программ СЕМ. Это ежегодный механизм – то есть уже завершенный финансовый год анализируется на исполнение взятых на себя обязательств определенного объема работы: отремонтировать, заменить, модернизировать производственные активы. Если что-то из этого монополист не исполняет, то необоснованно полученный доход выявляется и путем механизма временной компенсации тарифа изымаются деньги.
В прошлом году по республике более 13 млрд тенге было выявлено по сферам ЖКХ, что за собой влечет определенное снижение тарифов. Анализируя обязательства предприятий и корректировку тарифов, комитет старается минимизировать нагрузку на тариф и рост тарифов по стране в целом.
Например, по итогам июня текущего года по отчетам за 2021 год введены временные компенсирующие тарифы на общую сумму 2,13 млрд тенге в 12 регионах (Нур-Султан, Шымкент, Акмолинская, Актюбинская, Алматинская, Атырауская, Восточно-Казахстанская, Жамбылская, Карагандинская, Костанайская, Мангистауская, Туркестанская области по сферам услуг теплоснабжения – 266 млн тг, водоснабжения – 293 млн тг, водоотведения – 54 млн тг, электроснабжения – 129 млн тг, транспортировки товарного газа – 1,4 млрд тг).
В результате по состоянию на 30 июня 2022 года общая сумма утвержденных ВКТ составляет 6,44 млрд тенге. Комитетом продолжается работа по анализу отчетов субъектов-монополистов, и за счет этого постараемся минимизировать тарифы.
Если посмотреть динамику тарифов по годам, то во многих регионах тарифы поменялись незначительно. Работа была направлена на сдерживание роста. В первом полугодии ничего не поменялось из-за моратория, во втором полугодии будет корректировка с учетом решения минэнерго, но не будет допущено какого-либо скачка, рост тарифов будет минимизирован и сдержан. В обязательном порядке комитет будет анализировать ситуацию каждого региона и приглашать представителей общественности, субъектов предпринимательства, потребителей и так далее – согласовывать решения с местными исполнительными органами.
– Ваш прогноз – какой вид комммунальных услуг особенно подорожает? Например, в соседней РФ в лидеры роста с 1 июля вышла холодная вода.
– Сейчас загадывать наперед очень сложно. В России постфактум удорожание тарифа произошло, заранее соседняя страна предугадать, думаю, тоже не могла. Основной фактор, который оказывает давление на тарифы, – это энергокомплекс, газ, уголь. То есть это три составляющие, влияющие на удорожание услуг. 60% расходов на отопление приходится на уголь либо газ, а 40% – на текущие расходы – зарплаты и так далее. В любом повышении у нас есть маневр – снизить нагрузку для потребителей, будем с этим работать.
Индира Кусаинова